Ravenna. San Vitale.

Aug 19, 2012 02:26

578 AD. "...в четвертый год царствования кесаря Тиберия Константина во Фракии собрался народ склавинов - примерно до ста тысяч, чтобы разграбить Фракию и многие другие земли".
/Менандр Протиктор. История после Агафия/.

50 лет назад... 500 км к западу. 527 AD. RAVENNA. Столица Западной Римской Империи под властью Теодориха Великого.

Отправная точка. Епископ Равенны святой Экклесий (епископат 521-532 гг.) в 527 г. заложил базилику в честь святого Виталия Миланского.






Как и о большинстве раннехристианских мучеников, о Виталии известно очень мало, и, к тому же, из источников, датируемых не ранее IV века. Его женой была мученица Валерия, а их детьми - мученики Гервасий и Протасий. Согласно житию, Виталий был состоятельным гражданином Медиолана. В брошюре Филиппа, найденной вместе с телами двоих детей на миланском кладбище Св. Амброзия в 396, указано, что он был солдатом. Согласно этому документу, Виталий сопровождал судью Паолино в путешествии из Милана в Равенну. В Равенне судья подверг пыткам и смерти через обезглавливание лигурийского доктора Урсицина, который признал себя христианином. Виталий приблизился к доктору и помог ему встретить пытки и смерть, открыто убеждая быть твёрдым в перенесении мучений. Также устроил его захоронение. Открыто исповедовавший себя христианином, Виталий был подвергнут пыткам, после чего был похоронен заживо (засыпан камнями). Время мученичества Виталия относится разными исследователями к гонениям Нерона или Марка Аврелия.

Строительство велось на средства греческого ростовщика, Юлиана Аргентария (Серебряника), пожертвовавшим на храм 26 000 золотых солидов (на его же средства строилась соседняя Saint Apollinare in Classe).

После смерти Теодориха (526 год) Равенной правит череда остготских правителей: его дочь Амаласунта (регентша при его же сыне Аталарихе), Теодахад, Витигес. В 540 г. Равенну осаждает и берет штурмом Юстиниан, император Восточной Римской империи. Юстиниан учреждает Равеннский экзархат - религиозно-административную единицу в составе империи. С 540 г. начинается двухвековой период византийского владычества в Равенне, который продолжится до захвата города лангобардами в 751 г.

Спустя 20 лет с начала строительства, уже при новой, византийской власти и пи новом епископе, создание храма завершается. Освятил базилику 19 апреля (по другим сведениям, 17 мая) 548 г. 27-й епископ Равенны Максимиан.
В последний год строительства, 548-й, и были созданы потрясающие мозаики Сан Витале, донесшие до нас мозаичное искусство Византии VI века.




Для начала - пару слов об архитектурных особенностях базилики.

Базилика построена в форме восьмиугольного мартирия византийского типа.




Архитектура Сан-Витале сочетает элементы классического римского зодчества (купол, порталы, ступенчатые башни) с византийскими веяниями (трёхлопастная апсида, узкая форма кирпичей, трапециевидные капители, пульван и т. д.).

Храм сложен из тонкого (4 см. толщиной) византийского кирпича, типичного для восточной части империи в эпоху Юстиниана. Слои кирпича перемежаются той же толщины слоями фиксирующего раствора.




Первоначальный вход в базилику (через клуатр - аркадный дворик) сейчас закрыт стеной Музея Равенны. Новый вход расположен ниже уровня поверхности земли.







Наружные стены за редким исключением не имеют каких либо декоративных элементов и расчленены вертикальными и горизонтальными контрфорсами, сложенными около 1000 года.




Конструкцию здания поддерживают восемь центральных опорных столбов. Опорные столбы образуют в центре храма ротонду, на втором ярусе которой расположены хоры (при реконструкции в 1562 г. деревянные хоры были убраны). В промежутки между столбами ротонды помещены полукруглые двухэтажные аркады, расположенные по дугам, выгнутым к внешним стенам церкви.










Благодаря описанному устройству храма внутренняя часть церкви кажется залитой светом, а окружающие её галереи искусственно погружены в мистическую полутемноту, что сразу же обращает внимание входящего на мозаики апсиды и пресбитерия.







Выступающие за кольцо подкупольных столбов высокие аркады открывают центральное пространство глазам посетителя сразу же, как только он входит в церковь. Ещё находясь во внешнем обходе, он чувствует, что высоко поднятый купол словно вбирает в себя всё внутреннее пространство храма.







Мне приходилось бывать в разных храмах. Могу констатировать собственное ощущение: ни Успенский собор Москвы, ни София Киевская, ни выскобленный до костей протестантами рижский Domus, ни краснокаменный готический собор Базеля, ни строгий серый Цюрихский Munster, ни выстроенный из кремового песчаника собор Пальма-де-Майорки с его разноцветной галюциногенной розой не дарили мне этого волшебного ощущения. Лишь в двух храмах я испытывал чувство явственного разрыва пространства, реальности открытой вверх двери, ощущение неслышимой, на грани человеческого восприятия вибрации под куполом, подобной недоступному для уха хору. Первый - собор Богоматери в Париже. Второй - базилика Сан Витале.

На восьми опорах держится восьмигранный купол диаметром в 16 метров.










Перед апсидой, освещаемой тремя высокими окнами круговой обход ротонды прерывается пресбитерием, окружённым двухэтажными аркадами.




Алтарь вынесен за пределы апсиды в пресбитерий, а в ней установлена стационарная мраморная кафедра. Капители аркады пресбитерия выполнены в форме ажурных корзинок и украшены изнутри резными изображениями креста, помещённого между двумя агнцами.










С наружней стороны те же капители украшены уже изображениями пьющих из сосуда павлинов:




Отдельно скажу о колокольне. Она была построена в Х веке, до половины разрушена землетрясением 1688 г. и восстановлена в 1696-98 гг., а в сер. XVIII в. была вновь перестроена.




Интерьер.

Низ внутренних стен базилики облицован мрамором, в то время как верхние части стен, вогнутые поверхности апсиды (аркады, своды, конха) стены (вимы) пресбитерия покрыты византийской мозаикой. Все внутреннее мозаичное убранство церкви было создано одновременно в 546-547 годы и было призвано продемонстрировать западному миру могущество и культурное превосходство византийского императора Юстиниана во время недолгого владычества византийцев в Италии. Разумеется, то, что вы видите за пределами пресбитерия и на внутреннем пространстве купола - роспись конца XVII в., периода капитального ремонта церкви.




Конха апсиды украшена мозаикой изображающей Иисуса Христа в образе юноши с крестчатым нимбом, сидящего на лазоревой небесной сфере, в окружении двух ангелов.




Христос в одной руке держит свиток, опечатанный семью печатями (Откр.5:1), а другой протягивает мученический венец славы святому Виталию, которого подводит к нему ангел. Второй ангел представляет Иисусу равеннского епископа Екклезия, подносящего в дар макет основанной им базилики Сан-Витале.




Из под ног Иисуса по каменистой почве, поросшей лилиями, вытекают четыре реки Эдема: Фисон, Гихон, Хиддекель и Евфрат. Эта деталь прославляет Иисуса как источник воды живой (Откр.21:6).

На боковых стенах апсиды по сторонам от окон расположены мозаичные портреты изображающие императора Юстиниана и его супругу Феодору в окружении вельмож, придворных дам и священнослужителей.
Император с супругой изображены как донаторы, приносящие в дар церкви драгоценные литургические сосуды. Выполненные как фриз изображения отличаются фронтальной композицией и однообразием поз и жестов. При этом мастера смогли изобразить императорскую семью с индивидуальными чертами лиц в образе идеальных правителей, а сама композиция передаёт движение двух процессий по направлению к алтарю.

Юстиниан I







Император Юстиниан приносит в дар церкви патену и изображён, как и все другие фигуры, в фронтальной позе. Его голова, увенчанная диадемой, окружена нимбом, что отражает византийскую традицию отмечать таким способом царствующую особу.

По сторонам от Юстиниана стоят придворные и священнослужители. Среди них выделяются: пожилой человек в одежде сенатора (единственный стоит во втором ряду, по одной из версий, это ростовщик Юлиан Аргентарий, финансировавший строительство базилики, по другой, полководец Велисарий, по третьей, praefectus praetorio (префект претория) - должностное лицо, представлявшее особу императора в день освящения храма), епископ Максимиан с крестом в руке и два диакона (один держит Евангелие, а другой - кадило). На этой мозаике Юстиниан и Максимиан изображены как авторитарные представители светской и церковной власти, поэтому их фигуры занимают доминирующее место, а над головой епископа даже помещена горделивая надпись: Maximianus. Если портрет Юстиниана является, скорее всего, копией с официальных изображений, рассылаемых по всей империи, то портреты Максимиана и персонажа, стоящего во втором ряду, выделяются характерными чертами, позволяющими предположить знакомство мозаичиста с оригиналами.

Феодора




Императрица изображена стоящей в нарфике, перед ней стоят два телохранителя, один из которых отодвигает завесу перед дверью. В руках Феодоры дар церкви - золотой потир, голова, увенчана диадемой и окружена нимбом, на плечах лежит тяжёлое жемчужное ожерелье (NB: жемчуг в Византии - привилегия императорской семьи!). Подол плаща императрицы украшает сцена поклонения волхвов, что является намёком на подношение самой Феодоры. Фигура царицы (единственная из всех остальных) обрамлена нишей с конхой, которую А. Альфёльди рассматривает как «нишу прославления». Группу придворных дам, идущая за Феодорой, возглавляют две женщины, чьи изображения наделены портретными чертами, (предположительно, Антония и Иоанна - жена и дочь полководца Велисария).




Поражают красота и внутреннее достоинство Антонии - женщины в платье, украшенном птицами, через одну справа от Феодоры.

Триумфальная арка

Арка, обрамляющая конху апсиды, по причине богатого мозаичного украшения получили название триумфальной. Она украшена мозаикой с изображением семи пар рогов изобилия в окружении цветов и птиц.







Около верхней пары рогов помещены изображения императорских орлов, а между ними - монограмма Иисуса Христа.
Наружная сторона арки, обращённая в пресбитерий, украшена изображением двух ангелов, возносящих медальон с крестом. Они изображены между двумя центрами христианского паломничества - Иерусалимом и Вифлеемом.













Входная арка

На склонах входной арки пресбитерия помещены 14 медальонов (по 7 на каждой стороне) с полуфигурами апостолов и святых, а в замке арки медальон с ликом Христа. Медальоны разделяются парами дельфинов. Медальоны представлены в следующем порядке (по направлению слева направо, если смотреть из основного пространства храма): мученик Гервасий; апостолы Фаддей, Матфей, Варфоломей, Иоанн Богослов, Андрей Первозванный, Пётр; Христос; апостолы Павел, Иаков, Филипп, Фома, Иаков Алфеев, Симон Кананит, мученик Протасий. Таким образом, кроме двенадцати апостолов на арке изображено двое святых - Гервасий и Протасий, которых традиция называет сыновьями святого Виталия. Лицам апостолов преданы индивидуальные черты, так апостол Андрей изображён с всклокоченными волосами и широко раскрытыми глазами.













Пресбитерий.

Вимы пресбитерия разделены на три мозаичных регистра: стены, верхнюю галерею и свод. Художественное исполнение мозаик пресбитерия гораздо грубее по сравнению с мозаикой апсиды, вероятно, они были созданы другими мозаичистами, работавшими в местной традиции. Вместе с тем, в мозаиках пресбитерия нет статичности мозаик апсиды: персонажи стоят, сидят; к зрителям они обращены анфас, в профиль, пол-оборота; на смену золотому фону апсиды пришли пейзажи. Тематика мозаик посвящена символическому содержанию идеи жертвы Христовой, которая раскрывается через ветхозаветные образы в соответствии с литургической трактовкой таинства евхаристии.

Левая стена

Мозаики левой стены (левого люнета) посвящены событиям из жизни патриарха Авраама: «Гостеприимство Авраама» (или ветхозаветная Троица) и «Жертвоприношение Авраама». В первой композиции три гостя сидят на столом на котором лежат три хлеба, отмеченные знаком креста, Авраам преподносит заколотого им телёнка, а его жена Сарра наблюдает за этой сценой из хижины. На второй композиции основной акцент перенесён на божественную длань, которая отводит в сторону нож Авраама, занесённый над его сыном Исааком. По сторонам от центральных композиций изображены пророк Иеремия со свитком в руках и Моисей, получающий на Синае Скрижали Завета на глазах двенадцати старейшин Израилевых.










Правая стена

Центр правой стены (правый люнет) занимает композиция с изображением жертвоприношений Авеля и Мельхиседека (символический намёк на крестную смерть Христа). Изображение трёх жертвоприношений (Авеля, Мельхиседека и Авраама) на стенах пресбитерия иллюстрирует молитву евхаристического канона римской литургии.







Слева от центральной мозаики помещены две сцены из жизни Моисея: видение им Неопалимой купины на горе Хорив, и Моисей среди стада его тестя Иофора. В правой части изображён пророк Исаия (его фигура является парной по отношению к пророку Иеремии на противоположной стене). Эти два ветхозаветных пророка были выбраны по причине того, что они предсказали воплощение Сына Божьего, его страдания и крестную смерть. Необычно изображена сцена с Неопалимой купиной: огнём объят не только куст, но вся гора.

Верхняя галерея и свод

Арочные проёмы ("паруса") верхней галереи украшены изображениями четырёх евангелистов и их символами. Из под ног евангелистов вытекают ручьи чистой воды, символизирующей благую весть Евангелия, в этой воде купаются птицы и водные звери, в том числе цапля и черепаха. В основание арок помещены вазы, из которых растут виноградные лозы и, переплетаясь, сходятся в замке арки у изображения креста.

Свод украшен медальоном с изображением апокалипсического Агнца (Откр.5:12), поддерживаемого четырьмя ангелами в позе Оранта, символизирующими стороны света. Белоснежный агнец, увенчанный нимбом, изображен на фоне звёздного неба, медальон с ним обрамлён венком. Композиция окружена райскими деревьями, растениями, птицами и животными. Божественный Агнец, взявший на себя грехи мира, венчает цикл мозаик пресбитерия, посвященный жертвам, приносимым людьми Богу.










Павлины, изображения которых украшают капители и свод, имеют символическое значение в христианском искусстве, наряду с рыбами, овном, львом, тельцом и орлом. Павлин в христианстве символизирует собою возрождение, благодаря своей способности каждую весну обновлять свое шикарное оперение. Помимо того, павлин считался символом бессметрия, так как его мясо считалось негниющим.




Наборный пол храма украшен геометрическим орнаментом.




Напротив изначального входа в храм помещен оссуарий:




или со вспышкой:




В посте был использован текст Википедии (статьи Сан-Витале, Равенна, Экклесий, Теодорих, Юстиниан и др.), материалы моей июльской фотосессии в Сан Витале, а также страницы альбома Gianfranco Bustaccini "Ravenna. Capital of Mosaic".

P.S. Если кто-то спросит, зачем я поставил эпиграфом к посту отрывок из "Фрагментов о посольствах", поясню. Не знаю, поймете ли, но попробую.
Вот посещаешь красивый южный город, идешь по заросшей пиниями улице, заходишь в храм, который стоит здесь уже почти полторы тысячи лет, дотрагиваешься до отполированного мрамора колонн пресбитерия




и внезапно понимаешь, что вся история, которую хранит память твоего народа, насчитывает не более 500 лет - опричнина, Казань, Астрахань, подъем, расширение, Петр, корабли, верфи, Петербург, Полтава, Елизавета, корабли, гренадеры, Кусково, Бородино, кирасиры, Толстой, взгляды солдат, война, мир, война, мир, война, война, война...
ДО этого - пустота. Полторы тысячи лет назад - не было ни Петра, ни безумного Ивана с его собакоголовым войском, ни Владимира Мономаха с его охотами и поучением. Ни Святослава с его изборником, ни варягов, ни русов, ни белорусов, ни украинцев, ни поляков, ни чехов, ни болгар.

Было поле. И пахнущая выжженной летним солнцем полынью равнина. В поле на границе византийской провинции Фракии собрался народ склавинов, числом около ста тысяч, с женами и детьми, чтобы разграбить эту землю. Предки всех тех, нас, кто переживет позднее великую историю - русских, украинцев, поляков, сербов, стоят здесь, на границе империи, пугая численностью пограничные заставы, криками, лошадиным ржанием и заполняющими всю долину кострами - в предвкушении новой, лучшей жизни.

А в апсиде базилики Святого Виталия сквозь янтарную слюду окон льются лучи света и кружатся в белесом столпе пылинки позади алтарной преграды, над головами седоволосого священника. Поют птицы. И ветер играет с ветвями пиний. Тогда. Как и сейчас.













Равенна, Европа, Италия, искусство, история, фото, архитектура

Previous post Next post
Up