Оригинал взят у
tatti75 в
Психологическая травма коренных народов Севера РоссииНаконец то сдала последнюю работу по классу Trauma and resilience. Писала на тему «Понимание психологической травмы у коренных народов Севера России». Так как класс был ориентирован на изучение травмы в основном в контексте войн, геноцида, природных катаклизмов и т.п., то можно было писать и на международные темы соответственно. С опозданием поняла, что для 10 страниц работы тема была выбрана слишком амбициозная! Я перелопатила просто море литературы как на английском, так и русском. Вся информация была раскидана и пришлось составлять полную картину из отдельных кусочков. Очень много источников по антропологии, истории, политики и экономике, но вот об исторической психологической травме коренных народов России, связанной с их колонизацией, я можно сказать не нашла ничего. По коренным жителям других стран материал намного богаче.
Один из рекомендуемых подходов работы с коренными народами любых колониальных стран основан на применении концепта пост травматического синдрома. Это состояние бывает у тех, кто пережил сильную психологическую травму. Посттравматический синдром мы изучали на многих предметах и в отношении разных категорий населения. Я в своё время интересовалась им, так как серьёзно думала пойти на службу в армию. В общем, мне было интересно соединить два мои интереса: психологическую травму и коренное население. В отношении коренных народов этот концепт расширяется и применяется понятие комплексного синдрома. Считается, что травма от колонизации передаётся через поколения. Более того, колонизация во многом продолжается, так что это длительная травма, плюс её последствия (насилие в семье, криминал, алкоголизм) сами по себе являются источниками новой травмы. Так что, процесс действительно комплексный, как и проблемы коренных народов, включающие депрессию, алкоголизм, суицид, наркоманию, насилие в семье и т.д. Оказание психотерапевтической помощи такой группе населения во многом зависит от понимания и знания исторической, политической и экономической ситуации, вызывающей и усугубляющей травму.
За основу работы я взяла цикл насилия Cogné. Эта модель понимания травмы у коренных народов во многом построена на теории зависимости (политической и экономической). Очень интересная модель, которая считает колониализм тем самым зерном, что посеяло травматический синдром, переходящий через поколения. Процесс колонизации был всегда жестоким, беспощадным и часто подразумевающий геноцид в том или ином смысле этого слова. Дальше, по теории зависимости колонизаторы экономически подчиняют себе колонизируемое общество (например вводят налог, а потом разрешают вроде как выплачивать в кредит). На фоне того, что традиционный уклад жизни коренных народов разрушается в процессе «оцивилизовывания», то их экономическая зависимость становится всё сильнее, так как вся страна функционирует уже по экономической системе колонизаторов. В политическом смысле власть у коренных жителей тоже отнимается и передаётся колонизаторам.
Теория зависимости так же рассматривает коллонизатора как «центр», а колонизируемые территории как «периферию» во многих смыслах. Отношения их таковы, что центр эксплуатирует природные ресурсы периферии в свою пользу, усиливая таким образом «недоразвитие» периферии. Я нахожу это очень актуальным для многих стран. Как в Канаде, так и в России Север - это кладовая полезных ископаемых, а вот с уровнем жизни там намного хуже, чем в центральных областях. Нехватка хорошего жилья, образовательных учреждений, медицинского обслуживания, досуга и т.д. Это является базой для многих социальных проблем и усиливает дискриминацию колонизированного населения.
В плане проблем Русского Севера, я ещё включила анализ исторического материализма Маркса, так как на его основе велось оцивилизовывние коренных народов с целью достижения социализма. Идеология в коллонизации Севера России сыграла большую роль. Вообще, под каким бы соусом не подавалось оцивилизовывание, в большинстве случаях колонизаторы устраивали систему школ-интернатов для детей коренного населения. В эти школы детей забирали чуть ли не с младенчества, а выпускали только в лет 16-17. Это одна из самых страшных и действенных стратегий уничтожения традиционного уклада жизни и местной культуры. Дети возвращались домой чужаками, не могущими найти своё место ни в новом, ни в старом мире. Понятие семьи уничтожалось, пример того, как воспитывать детей был прерван и заменён на примеры насилия в школах-интернатах. Неудивительно, что многие поколения коренных жителей страдают от жестокости в семье, алкоголизма, наркотиков и т.п. Нет опыта жизни в семье, плюс есть опыт издевательств; в этом случае практически невозможно создать здоровую семью. Конечно, нельзя обобщать - есть примеры того, как люди возвращались к нормальной жизни, но таких примеров немного.
Итогом по совокупности всех факторов, коренное население поражено болезнями, криминалом, алкоголизмом, наркотиками. И всё это результат изначальной колониальной травмы и продолжающегося колониализма. Отношению к Северу как к периферии только усугубляет положение и ситуация вертится по кругу. Оказание психологической помощи людям, пережившим и переживающим многовековую дескрминациюи травму не может быть без понимания истории, политики, и экономики региона. Более того, пытаться помочь им только психологически, без изменения общей ситуации всё равно что носить воду в решете.