Лоцмановская деревня

Jul 08, 2018 11:43



После Крымской войны 1853-1856 в Финском заливе на дне осталось большое количество защитных сооружений, ряжей, препятствующих проходу кораблей.
Но война закончилась, возобновилась нормальное торговое сообщение и торговые суда, прибывающие в Кронштадт, часто налетали на эти ряжи и терпели кораблекрушение. Купцы стали требовать от правительства России возмещения убытков, так как ряжи были секретными и на лоции, которыми пользовались судоводители тех лет, не наносились. А лоция- документ государственный, посему, именно государству держать ответ за ущерб от их несоответствия действительности. В связи с этим, появилась необходимость создания лоцманской службы в Финском заливе.




В поселке Лебяжье на южном берегу залива была построена целая деревня для лоцманов и их семей. Предполагалось, что здесь лоцманы будут жить и отдыхать недалеко от места своей службы. Первый пункт, от которого проводилось сопровождение судов, находился возле "Лондонской" мели, названной так потому, что там затонул большой корабль, носящий название Лондон.

Служба находилась на самоокупаемости, расценки правительство решило вводить "на рыночных условиях". Но конкуренции-то не было, Лоцманская служба была монополистом, да и проход судов без лоцмана был запрещён правительством, потому цены были не малые.
За сорок дней первой навигации было собрано 3342 рубля, считай, по 9 руб 10 коп с каждого корабля в ценах тех лет. Не мало!
Этот факт, кстати, преподносится, как большое достижение...




Лоцманская (Лоцмановская) деревня изначально состояла из 27 одинаковых домов, построенных по типовому проекту.
В домах были все удобства для тех лет, даже вода в санузлах, она подавалась специальными насосами из баков. Были ледники и дровяные сараи, куда и лед, и дрова завозились централизованно.

Любопытно, что архитектору, который проектировал и строил Лоцманское поселение, не желали платить оговоренную денежную сумму потому, что у Лоцманов не было предусмотрено церкви!
Пришлось срочно перестраивать под церковные нужды второй этаж общежития учеников- единственного двухэтажного здания того времени.




Но с тех пор много изменилось, кроме отношения государства к этому месту. Сделали и сделали. Работает и работает. А развиваться нет желания и средств. Практически все дома, построенные тогда, простояли до нынешнего времени без ремонта! Даже девятисотметровый пирс для выхода в залив уже разрушен, а дома стоят и в них живут люди. Ремонтировать централизованно никто не хочет, а ремонтировать своими силами - нельзя, вроде как памятник...




Так и мучаются люди. Нормальными условиями такое житьё назвать едва ли можно.
Даже приусадебных участков возле домов нет, ведь лоцманы должны были жить на полном обеспечении и отдыхать после работы, а не огородничать. Служба очень ответственная.




Что будет дальше с посёлком- не особо понятно, но уже сейчас эти прибрежные места застраиваются , хотя, по идее- в этих местах строительства нового быть не должно. Но как-то ведь нувориши получают разрешения?
А местные жильцы деревянных древних домов до сих пор набирают воду для хозяйства в колодцах, выкопанных во времена строительства полёлка...




Этот вот кот сидит на крылечке дома, "охраняемого" государством.
Охраняет оно, видимо для того, чтоб никто не мешал дому разваливаться...
#openlo2018

Организаторы проекта "Открывая Ленобласть": газета Metro и Сообщество Питерских блогеров
При поддержке Администрации Ленинградской области и Дорожного радио
Генеральный партнер: Сбербанк
Инновационный партнер: Технопарк "Политехнический" и Motionpix
Телеком-партнер: компания МТС
Официальные партнеры: web-студия PetrogradWeb и Петровский автоцентр, компания Danone.
Информационные партнеры: социальная сеть Одноклассники, Ленинградская областная торгово-промышленная палата, Kudago, Карповка, Комитет по туризму в Ленинградской области , Bigpicture.Ru, Наши походы.


#openlo2018, без политики, Лебяжье

Previous post Next post
Up