Кресты. Войти и выйти

Jan 06, 2017 11:07

Есть такие места, куда попасть легко, а выйти, зачастую, довольно сложно.
“От сумы,да от тюрьмы не зарекайся”- так говорят.
Самой известной Петербургской “тюрьмой” являются “Кресты”, Следственный изолятор №1, расположенный на Арсенальной набережной.

В один из пасмурных осенне-зимних декабрьских дней мне повезло оказаться в этом мрачном месте не в качестве “сидельца”, а экскурсантом, очень надеющимся в самом скором времени выйти из этих высоких стен, опутанных колючей проволокой.




В двухтысячных годах для желающих проводились экскурсии по территории Крестов, но в 2007 году эта практика была прекращена, так как сильно затрудняла как саму работу СИЗО, так и соблюдение режимных мероприятий.
Так что, мы должны были стать практически единственной группой, пришедшей на экскурсию за девять лет!


Поначалу всё шло хорошо, экскурсионную группу блогеров и телевизионщиков впустили в проходную паспортного контроля, объяснили правила посещения, потребовали сдать мобильные телефоны, наушники и паспорта.
А потом дважды не пропустили на территорию.

2.



Какие-то вопросы по сопровождению были в скором времени решены и мы оказались внутри, перед зданием с пятью куполами. В нём сейчас располагается административный корпус и отдельным помещением - церковь Святого Александра Невского.

3.



Это первая церковь, где не было бабушек-старушек, которые шипели бы на посетителей и требовали соблюдать одним им ведомые правила поведения.

4.



Обстановка простая, можно сказать, аскетическая. И менять по закону там ничего нельзя. Кресты- это памятник архитектуры. Все работы должны проводиться по согласованию с историками и реставраторами, что требует большого количества времени и средств.

5.



Потому, все фрески, которые были обнаружены при снятии деревянного настила из-под свода церкви, останутся в таком вот состоянии как минимум до того момента, когда будет решена судьба всего комплекса зданий изолятора.

6.



Даже вот такие, наполовину закрашенные:

7.



В том же коридоре, где расположен вход в церковь, стоит гипсовая копия памятника Анне Ахматовой. Точно такой же памятник, только из бронзы, стоит напротив Крестов на набережной Невы.

8.



Далее мы идём в помещение, которое многие любители кино и сериалов неоднократно видели на экранах: помещение для проведения следственных действий и встреч с адвокатами.

9.



В некоторых помещениях установлены решетки для буйных подследственных, дабы оградить следователей от неприятностей и нападений.

10.



В большинстве остальных кабинетов таких решеток нет.
Не задерживаемся в этом зале, дабы не мешать проведению бесед и следствию. Изолятор во время нашего визита продолжал работать в обычном режиме.

11.



Интересно, а что же надлежит делать арестантам с 17 до 18 часов? В распорядке этого нет!
Но в тот момент этот вопрос никого из нас не волновал, мы этого просто не заметили, так как находились в ещё более узнаваемом месте Крестов: центральном “стакане” западного креста.

12.



Двери заперты. Пролёт затянут металлической сеткой, дабы уберечь подследственных от случайных травм или намеренных самоубийств.

13.



Вид с верхнего яруса.

14.



Мрачновато. Тихо.

15.



И за каждой дверью в камеры в тот момент были реальны люди, находящиеся под следствием. “Тюрьма” живёт своей жизнью.

16.



Интересно, а в новых Крестах в Колпино будет хоть какой-то намёк на украшения в интерьере?

17.



Спускаемся на первый этаж. Лестница достаточно узкая.

18.



Панорама помещения.

19.



На первом этаже северного крыла западного креста оборудованы две так называемые “экскурсионные” камеры.

Первая-- одиночная камера царских времен. Весьма комфортная, надо сказать. Светлая и просторная для одного арестанта.

Архитектор Крестов, А.О.Томишко, прежде чем приступать к строительству современного здания изолятора изучил зарубежный опыт постройки подобных сооружений. Строительство шло не очень быстро: с 1884 по 1892 гг.

По легенде, когда архитектор докладывал о завершении строительства императору, то, желая произвести впечатление, он произнёс фразу: “Государь, я для Вас тюрьму построил”! Неудачная фраза вызвала ответную реакцию Российского самодержца:”ты для себя тюрьму построил!”,- заявил император и повелел заключить архитектора в камеру с номером 1000. Побледневший архитектор не сразу понял суровый юмор: в построенной им тюрьме было 999 камер.

Соседняя камера показывает обстановку позднего советского периода.
А в девяностые годы в такой камере могло одновременно находиться 18 (восемнадцать) человек! Спали на шконках (кроватях) по очереди.

20.



Здесь обстановка более мрачная.

21.



Нехитрая посуда.

22.



И решетка, стоящая дальше от окна.

23.



Ну и дверь уже металлическая, с множеством запорных устройств.

24.



В это время под окнами этого блока началось построение на проверку, нам надо было спешить в один из самых закрытых музеев Санкт-Петербурга, музей “Кресты”.

25.



Напротив входа в музей есть вот такое сооружение (Когда появилась буква “Ъ” в его названии?) :

26.



Стоя перед макетом СИЗО, мы не сразу смогли сообразить, где мы проходили во время экскурсии, так всё запутано!

27.



Слушать рассказ об истории Крестов было интересно. Как строился изолятор, где какой блок расположен, что где было раньше…
Оказалось, что некоторое время жильё для сотрудников СИЗО находилось непосредственно на территории тюрьмы и каждый раз, когда работник в своё личное время собирался прогуляться по городу или просто сходить за продуктами в магазин, он должен был получать пропуск и разрешение у начальника СИЗО! Не позавидуешь!
Мало того! На крыше этого здания, где жили сотрудники была оборудована прогулочная площадка для арестантов!
Вон оно, здание, в левом нижнем углу макета.

28.



Экспозицию этого музея в настоящее время могут видеть только сотрудники и гости СИЗО, для остальных она недоступна.

29.



А посмотреть есть на что. Много исторических фотографий разных лет, предметы быта, поделки и изъятые запрещенные предметы.
Вот здесь, например, слева машинки для нанесения татуировок, изготовленные из электробритв, а справа пистолет и граната, слепленные из хлеба.

30.



В соседней витрине колюще-режущее оружие. Оно тоже изъято в ходе досмотровых мероприятий. Всё серьёзно.

31.



Образцы татуировок, “говорящие” наколки, а так же особые “перстни” собраны на другом стенде.

32.



За всю историю Крестов удачным в полном смысле оказался лишь один побег, да и тот в период самой сильной разрухи. В 1922 году в ночь с 10 на 11 ноября известный бандит Лёнька Пантелеев преподнёс “подарок” на День милиции сотрудникам СИЗО, перебравшись через стену на свободу.

Остальные попытки заканчивались задержанием арестантов.

Самой примечательной была схема, реализуя которую, двое подследственных изготовили себе два поддельных удостоверения сотрудников милиции. Обложки были изготовлены с помощью ниток из распущенных красных носков.
Второй частью плана были были медицинские халаты, которые были изготовлены из простыней. С помощью этих халатов подследственные вышли из здания изолятора и вместе с посетителями вышли через проходную СИЗО, предъявив удостоверения.
Беглецы были задержаны в течении полутора суток.

33.



В 1991 и 1992 годах были попытки побега с использованием оружия и захвата заложников, но заключенные не смогли выйти за пределы СИЗО.
В одном из случаев пистолет арестанту передала следователь…

А вот здесь на фото два предмета с особой историей.
Первый-стол начальника тюрьмы. Всё солидно и без излишеств.

34.



Второй же предмет современный нам.
Видите пальто на окне?
Оно принадлежало Пчёле, персонажу нашумевшего сериала “Бригада”.
Когда проводились аукционные торги реквизита сериала, один из сотрудников СИЗО, который уже уволился с работы, выкупил это пальто и передал его в музей Крестов со словами:”раз уж Пчёла не сел, так пусть хоть его пальто посидит!”

“Берешь мартышку и гоняешь коней”!
Пособие для начинающих почтальонов.
Заключенные из обыкновенных газет скручивают длинные и тонкие палки-удочки, длине которых могут позавидовать профессиональные рыболовные удилища. Эти газетные палки и есть “кони”. На их конец привязывается “малява”- записка и сквозь любое отверстие передается в соседнюю камеру.
Ну а мартышка-это зеркало, с помощью которых наблюдают за обстановкой в коридорах.

35.



Еще образцы творчества арестантов

36.



А вот тут любой может почувствовать, каково быть надзирателем. Можно заглянуть в “глазок” на двери камеры.

37.



Камера “в разрезе”

38.



Выходим из музея.

39.



К его стене примыкает… футбольное поле!
Вот уж чего я не ожидал здесь увидеть!

40.



Здесь же и силовые тренажеры.

41.



СИЗО предназначено для тех подозреваемых и обвиняемых, кому суд избрал меру пресечения в виде заключения под стражу. По уголовно-процессуальному кодексу, максимальный срок нахождения в СИЗО - два месяца. Однако, этот срок может быть продлен в интересах следствия.
После вступления приговора в законную силу, статус заключенного меняется на “осужденный” и он переводится в колонию или тюрьму, в зависимости от приговора.

42.



Но некоторые из осужденных могут остаться в стенах Крестов. Если преступление небольшой тяжести, совершено первый раз, если характеристики положительные, то осужденный может написать заявление и остаться работать в отряде хозяйственной части. Работать и при этом получать зарплату. Небольшую, но ведь при этом еще и срок заключения идет.

43.



Вид во дворах, конечно, не самый радостный, соответствует предназначению.

44.



Коты! Коты есть везде, даже в Крестах. Без кота жизнь не та.

45.



А это уже второй крест, восточный. Нас туда не повели, заверив, что там всё то же самое, что и в западном.

46.



Снова идем коридорами. На выход.
Собираем вещи, которые нам разрешили оставить там перед экскурсией. Вспоминаем примету и стараемся ничего не оставлять, вдруг из-за этого придется вернуться, но уже не в качестве “туриста”?

47.



Что будет с нынешним комплексом зданий и сооружений Крестов- так до конца и не ясно.

Предлагали сделать гостиницу, однако, для размещения гостей слишком многое придется переделать, чтоб соответствовать законодательству, да и спрос на подобную экзотику еще недостаточно изучен.

Камеры могли бы занять художники под мастерские и музыканты под репетиционные базы, но очень многие из них заявили, что творить в этих стенах просто не в состоянии.

48.



путешествия, без политики, отчеты, кресты

Previous post Next post
Up