Третья сторона монеты.

Jun 21, 2021 14:34

С некоторым запозданием пишу свои мысли по поводу инцидента с самолетом Ryanair.

Сразу предупреждаю: я не намерен здесь касаться ни вопросов политики ("законный президент против негодяя-предателя" или "кровавый диктатор против борца за свободу"), ни, паче того, вопросов работы спецслужб (ибо непосредственно не сталкивался и темой не владею).

Знакомые же мне технические вопросы расскажу упрощенно, "на спичках".

Начну издалека.

1. "Самое страшное, что может случиться в небе с авиалайнером - это другой авиалайнер"

Отказ двигателя, разгерметизация, пожар на борту - это серьезные опасности, но при грамотных действиях экипажа шанс на спасение есть.
При столкновении же уповать остается разве что на прямое вмешательство вышних сил.

Летают нынешние авиалайнеры на скоростях порядка 900 км/ч.

На каком расстоянии можно уверенно разглядеть другой самолет? Три километра? Пять?
Как быстро поймешь, куда он летит - и не пересекутся ли ваши пути?
А километр ты пролетаешь за 4 секунды.
И если нужно уворачиваться, то приступать к этому лучше бы заранее. С маневренностью у авиалайнеров гораздо хуже, чем у истребителя.

А теперь добавь в эту картинку облака. Совершенно не опасные сами по себе, но непрозрачные.

И главное - даже видя самолет, ты не знаешь, что он собирается делать. Продолжать лететь прямо? Повернуть? Набрать высоту или снизиться?
А таких поворотников, чтобы были видны за километры, пока не изобрели.

2. "Расскажи мне про то, что в небесах, и про то, что на земле"

Для того, чтобы лайнеры в небе могли летать не сталкиваясь, существуют службы управления воздушным движением.
Небесный простор поделен на зоны контроля, в каждой зоне контроля - диспетчер.
Пилот говорит - "я собираюсь лететь по такому-то маршруту". Диспетчер - "все в порядке, летите, ни с кем не столкнетесь".
Или - "вам навстречу идет такой-то, доверните вправо и держитесь на километр выше"

Когда переходишь из одной зоны контроля в другую, запрашиваешь разрешения на вход. И диспетчер может тебя не принять.
Отказ может быть вызван политическими причинами, как, скажем, в случае с самолетом Моралеса.
Или контр-террористическими соображениями - так, для малой авиации небо Ленобласти закрыто не только на время ПМЭФ, но и на весь месяц Евро-2021.
Или обычными, практическими соображениями авиационной безопасности: "Друг, у меня и так пространство забито как тыква семечками, интервалы уже предельно допустимые, плюс идут два аварийных борта. Кого с кем мне столкнуть, чтобы тебя впустить?! Жди, или иди в обход, или уходи на резервный аэродром"
Подчеркну - это неудобно, это неприятно, но это в полностью рамках правил, понятных и единых для всех.

Впустив тебя в свою зону контроля, диспетчер ведет тебя по твоему маршруту, обеспечивая твое безопасное расстояние от других бортов.
Ты же следуешь его рекомендациям.
Да, в случае критической ситуации ты решаешь сам. Скажем, если разгерметизация - снижаешься, пока пассажиры не задохнулись.
Но о своих действиях немедленно докладываешь, чтобы диспетчер мог отвернуть в сторону другие борты.

Еще диспетчер знает (а ты без диспетчера не знаешь) что творится на земле, свободна ли посадочная полоса и - это очень важно - какая на земле погода. Не зная давления на земле, не настроишь высотомер, и он будет врать. Не зная ветра, не рассчитаешь заход на посадку и промахнешься мимо полосы.

А в случае когда "вообще все плохо", и видимость ноль, и "ой, мамочки, где я нахожусь", пилот может запросить векторение.
И диспетчер, пользуясь своим мощным наземным радаром, его поведет. "Без паники, вы в стольки-то километрах от меня, по такому-то азимуту. Доворачивайтесь на такой-то курс...".
В общем, через сто метров перестройтесь в правый ряд, затем на ближайшем перекрестке поверните направо.

3. "Я знаю что ты знаешь что я знаю"

Всё общение пилотов с диспетчерами происходит не по какому-то секретному шифрованному каналу, а в обычном радиоэфире.
Частоты радиообмена для каждой зоны контроля - открыто опубликованы. Слушать может любой желающий.
Радиоприемники с авиационным диапазоном (air band, 118-136 МГц) вполне доступны и стоят не намного дороже обычных.

К примеру, подъезжая к Петербургу со стороны Гатчины, можно послушать "Пулково-район, юго западный сектор" на частоте 126.0

Почему так? Вспомним про поворотники. Пилот не только общается с диспетчером, его слышат и все остальные пилоты в зоне контроля. И знают, что он идет с такой-то стороны на такой-то высоте, собирается повернуть туда-то.

Да, система не идеальна. Бывают сбои, бывают ошибки.
И в случае сбоя, даже если все уцелели (а тем более - если были жертвы!), происходит расследование причин происшествия.
Не с тем чтобы найти и наказать виноватого, а с тем, чтобы исключить повторение.

Смысл всей этой системы - обеспечить максимально возможную безопасность массовых авиаперевозок на планете Земля.

4. "И что же из этого следует?"
Из этого следует: обычно пилоты доверяют диспетчерам. Или не летают.
Еще из этого следует: обычно диспетчеры не врут пилотам. Иначе пилотам придется летать наобум и падать на головы диспетчерам.

5. Теперь же вернемся к нашим баранам.

Минский диспетчерский узел сообщил борту заведомо ложную информацию о бомбе на борту.

Почему "заведомо ложную"? Потому что в реальной ситуации с поступившей информацией о бомбе диспетчер оповещает и аэродром вылета, и аэродром прибытия. Чем раньше там узнают, тем больше шансов поймать диверсанта.

Пилот (сам и добровольно) следует рекомендации диспетчера, разворачивается и приземляется в аэропорту Минска.
Точно так же, как водитель, увидев на шоссе "кирпич" и знак объезда, сам и добровольно сворачивает на проселок.

В аэропорту Минска бригада очень быстро не находит бомбу (обычно на полное обследование самолета уходят часы!) зато арестовывает двух пассажиров, к бомбе отношения не имевших и оказавшихся в зоне юрисдикции Беларуси исключительно вследствие инцидента.

К чему ситуация приведёт?
К тому, что авиакомпании - без всякой политики! - предпочтут не летать через пространство, в котором диспетчер может соврать.

"Сегодня соврал про бомбу, чтобы арестовать диссидента. А завтра - пусть даже чтобы убить вообще-негодяя-террориста-бенладена - сведет лоб в лоб с другим самолетом. Пусть убивает, но не об меня и не об моих пассажиров - я за них отвечаю"

Подытожу.

Вне зависимости от политических симпатий, фальсификацию воздушной обстановки в эфире я считаю беспределом.
Примерно того же уровня, как для перехвата бандитов перекрыть трассу цепью из случайных прохожих.

P.S. Против кросспостов не возражаю

Previous post Next post
Up