по итогам конференции 2007 Сталинский ампир вышел сборник статей
Архитектура Сталинской эпохи
первая цитата
С.Л.
"Архитектура предвоенного Ленинграда - это в конечном счете не попытка найти «образ советского универмага», советского проспекта, советского города. Здания, построенные в 1930-е гг. в Ленинграде, - это не фрагменты осуществляемого «светлого будущего», чем по смыслу являлось большинство московских строек. ... Здесь не терялось осознание своей эпохи и не рвалась связь времен. ... Архитектура Ленинграда 1930-х гг. - глубокое осмысление драмы настоящего - свидетельство потомкам, населяющим будущее, будущее, в которое верили и ради которого приносили себя в жертву. Но и осознавали эту жертву, считали ее неизбежной и нужной.
... Толпа живая, счастливая, жизнерадостная, но антуражем для этого счастья служит монументальная суровая архитектура. Смысл ее - хранить память об эпохе строительства теперь уже наступившего счастья, донести до этих праздничных людей драматизм и суровую правду о своем времени.
Таким было настроение довоенного Ленинграда - романтическая готовность к героическим свершениям, готовность на жертву во имя Великого дела, настроение, которое затем проявилось в самоотверженном подвиге блокадного Ленинграда."
вот в каком контексте следует рассматривать готовность к жертвенности во имя Великого дела?
во-первых, в атмосфере 1930-х эта готовность была очевидно имитируемая,
это после Гражданской войны, в которой погибло около 10 млн. человек,
во-вторых, а каком Великом дело идет речь?
о нападении в 1939 г на Финляндию, оккупации Прибалтики в 1940-м?
правда и вымысел подменяются здесь как в советском учебнике,
драма 1930-х именуется - от лица жертв - необходимой,
суровый стиль - призван осуществить народное счастье,
ясное дело - Труд освобождает
*,
что же касается романтической героики и героической романтики,
то она возникает из простого желания выжить,
в годы когда сажали, расстреливали, лишали прав, переселяли и пр,
и после голода в СССР 1932-33-гг, когда у нас погибло около 7 млн. человек
блокадный Ленинград Сталина вполне устраивал,
я говорю "у нас", потому что это были мы,
или вы предпочитаете говорить "у них"?
и вот вторая цитата
Т.Д.
"... еще до начала строительства были определены цвет и размеры ковров ручной работы, поэтому залы проектировались «вокруг ковров». Вытянутая в длину строительная площадка (как и ось «Север-Юг»), свидетельствовала о том, что ряд помещений будет возводиться по принципу анфилады.
Сразу за парадными воротами, которые вели на территорию Рейхсканцелярии, располагался двор для почетных гостей, откуда по ступеням лестницы, мимо стоявших по бокам аллегорических фигур Партии и Армии, можно было подняться сначала в малую приемную, а там двустворчатые двери высотой до 5 м открыв ли путь в выложенный мозаикой большой зал. Затем нужно было снова подняться на нескол ко ступеней, пересечь крытую куполом ротонду и оказаться в начале 145-метровой галереи ко торая соединяла вводные помещения (их длина составила 220 м) и зал для приемов. Наибольшее впечатление производила именно галерея - она была в два раза длиннее Зеркальной галереи Версаля.
Особенно порадовала Гитлера инкрустация стола в его рабочем кабинете, изображавшая полуобнаженный меч. С позолоченных медальонов, которые располагались над четырьмя дверями, смотрели четыре добродетели - Мудрость, Здравомыслие, Храбрость и Справедливость."
любопытно, что даже у объективно настроенных исследователей
проскальзывает желание подчеркнуть потенциал фашистской эстетики,
ее скрываемую привлекательность, эротичность,
скрываемую и фальшивую,
оправдывающую насилие и проигравшую в борьбе за величие
ну вот нашлось место в статье об архитектуре Рейха,
сценка с радостным Гитлером у стола с полуобнаженным мечом,
подобных описаний нет ни у Гройса, ни у Голомштока,
потому что они Понимают, что такое тоталитаризм