в Европе исторический город воспринимается как город,
созданный старшим поколением,
у нас он явно не был создан нами,
он терял свои прежние имена, функции, или сносился,
осваивался,
и вот в таком советизированном виде дожил,
до новых русских потребителей,
раньше в центре была фотогеничная атмосфера,
точнее она была как в зазеркалье,
чужая, местами совсем дореволюционная
и парадоксально освоенная,
"книги", "рыба", "сыр" эти нехитрые названия промтоваров
означали в конце 1980-х не то, что есть в магазинах,
а то, чего там нет,
и также как мы получали телевизоры и мебель по "наградным",
(деды получали за фронт и тыл),
так и все остальное мы "брали" с черного хода,
купить было нельзя, можно было заказать,
не было ни денег, ни товаров,
официально, дефицит был формой жизни,
в цене было все импортное,
сейчас в пору изобилия это трудно представить,
в цене было и старорежимное, дореволюционное,
сейчас на месте этих пустых магазинов - бутики,
и новорусские квартиры на Каменноостровском, пластиковые окна,
джипы и совершенно антиромантичная атмосфера,
это вероятно та цена, которая заплачена,
чтобы были ноутбуки, интернет, магазины 24 и пр.,
на смену "прежней роскоши" пришла новорусская,
почему они хотят жить в доме Бенуа, Лидваля?
(насчитал во дворе у
Бенуа, 18 джипов)
приобщаются к прекрасному? ну посмотрим,
был сегодня в особняке
Чаева, шедевре русского модерна,
когда я подходил к фасаду,
был уверен, что там какой-нибудь музей Горького,
но это до сих пор районная стоматологическая поликлиника (№17),
сталкеровский абсурд, люди в халатах...
интерьеры снимать естественно запрещено,
а зубы лечить?) в особняке эпохи модерна!?
в вестибюле сидела очередь на прием, ппц
что больше действует на зрителя пошлая реклама или стилистика зданий?
но у Аничкова моста понимаешь,
что основная застройка Невского не соответствует художественности
неоантичных скульптур Клодта,
с первого взгляда уносящих зрителя в эпоху открытия средиземноморья,
но потом приходит осознание того, что это академичный чугун,
лишь картинная постановка,
лишенная и чувственности Родена и мощи Микеланджело,
и также как россиевский классицизм далек от Италии,
так и наш удел созерцать хладные формы, перенесенные с юга,
и таков предел возможного облагораживания новых русских
и спросим мы, а так ли хорош дом Бенуа, и так ли монументален дом Лидваля,
и так ли сложен дом Щуко?
и будет нам ответ - искусство редко, и ценителей его и того меньше...