Форт Сан Фелипе Эль Морро - крепость, заложенная в 1539 году для защиты бухты порта Сан Хуан, памятник истории и архитектуры, в 1983 году включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
![](http://i074.radikal.ru/0812/34/5a7f433a9b1e.jpg)
Для защиты этого уникального памятника от разрушительного воздействия стихии был даже сооружен специальный волнолом стоимостью $22 млн.
На этот-то волнолом, находящийся в сотне метров от крепости, из-за отказа рулевого устройства и вынесло при входе в бухту навалочное судно «Серго Закариадзе», принадлежавшее Новороссийскому морскому пароходству.
Произошло это досадное событие утром 18 ноября 1999 года.
![](http://s56.radikal.ru/i151/0812/2e/8e7e9cbed732.jpg)
![](http://s40.radikal.ru/i090/0812/d6/13b5792a9540.jpg)
В результате аварии оказалось частично затопленным машинное отделение, судно получило многочисленные пробоины днищевой обшивки, трещины в корпусе между 2 и 3 трюмом.
На борту судна находилось 17 тыс. тонн цемента и более 500 тонн топлива.
Возникла ощутимая угроза, что поврежденный корпус, не выдержит нагрузок и разломится, что приведет к загрязнению моря, а также может заблокировать вход в бухту.
Спасательная операция, начавшаяся практически немедленно, состояла из трех этапов:
1 - Выгрузка топлива и нефтепродуктов.
2 - Выгрузка необходимого количества груза для обеспечения достаточной плавучести.
3 - Снятие судна с мели.
![](http://s40.radikal.ru/i090/0812/ab/b45b3bba18e1.jpg)
Спасательные работы продолжались более 4-х месяцев, т.к. постоянно прерывались из-за частых в этот период довольно сильных штормов.
![](http://s47.radikal.ru/i117/0812/ec/74d4fc164a59.jpg)
![](http://s40.radikal.ru/i090/0812/a4/fc73c573079e.jpg)
Из-за повреждений корпуса и крышек грузовых трюмов, цемент намок и встал, и его для разгрузки приходилось взрывать.
Затвердевший цемент затапливался в море на глубине более 500м. Перед каждой выгрузкой цемента проводилось исследование района выгрузки на предмет отсутствия поблизости морских черепах и других морских животных - таково было требование Агенства по защите окружающей среды (US Environmental Protection Agency).
В конце концов утром 30 марта 2000 года при приливе судно было снято с мели и отбуксировано в пуэрториканский порт Маягуэс.
Судовладельцем рассматривались различные варианты ремонта судна, но в итоге, было принято решение о его продаже на металлолом.
Основным подрядчиком проведения спасательных работ выступала компания Titan Maritime Industries, которой и было выкуплено судно для его буксировки в порт разделки Туспан, Мексика. Однако возникшие финансовые трудности не позволили компании Titan завершить буксировку, и судно было затоплено*.
т/х «Серго Закариадзе»:
Год постройки: 1984
Вал.вместимость: 16502
DW: 23920т
Длина: 184,62м
Ширина: 22,86м
Высота борта: 14,15м
Осадка: 10,60
____
* - По информации USCG. Имеется также информация, что судно во время буксировки затонуло само.
По материалам интернета.
Большая часть информации, в частности, с официальных сайтов USCG и Titan Maritime Industries.