Это крановое/трубоукладочное судно CASTORO OTTO, которое в октябре 2003г. работало на прокладке газопровода у берегов Нигерии.
Рис.1 т/х "CASTORO OTTO"
Укладка трубопровода производилась традиционным способом: трубы свариваются на борту и посредством специальной кормовой рампы укладываются на дно.
Для удержания на месте и маневрирования в процессе выполнения работ судно оборудовано якорным устройством, включающим 12 лебедок и 12 якорей.
Рис.2 Схема расположения якорей
![](http://i004.radikal.ru/0811/69/92a3032e676d.jpg)
Вес каждого якоря повышенной держащей силы типа АС14 - 20 тонн. Длина каждого якорного троса диаметром ок.7,62см - более 2800м. Удельный вес троса - 20кг/м.
Рис.3 Якорь АС14.
![](http://pics.livejournal.com/a_bamategeku/pic/0002gx05/s320x240)
Для якоря массой 20 тонн длина веретена (А) составляет более 4м, а ширина якоря (В) более 3.5м
Пара картинок, чтоб оценить размеры якоря и якорной цепи:
Рис.4 Якорная цепь на палубе AHTS (буксира-завозчика якорей)
![](http://s56.radikal.ru/i152/0811/3f/24cdbce67cb2.jpg)
Рис.5 Якорь на палубе AHTS
![](http://s44.radikal.ru/i104/0811/90/3fcce2f105d2.jpg)
Завозка якорей осуществлялась двумя буксирами: MAERSK TERRIER и STEVNS POWER.
Рис.6 AHT STEVNS POWER
![](http://s58.radikal.ru/i161/0811/a6/1bfbbe2cb209.jpg)
Длина / Ширина / Осадка - 45.17м / 12.0м / 6.0м Год постройки - 1976
Рис.7 AHT STEVNS POWER
Рис.8 AHT STEVNS POWER
![](http://s54.radikal.ru/i146/0811/39/ca7b2ff696f2.jpg)
Рис.9 AHT STEVNS POWER
![](http://s41.radikal.ru/i094/0811/31/89036566f38f.jpg)
19 октября 2003г. после полудня AHT STEVNS POWER приступил к перестановке якоря №10.
В 17:05 тросом-проводником якорь был поднят со дна на глубину ок.45м от поверхности, и CASTORO OTTO стал выбирать якорный трос, а буксир STEVNS POWER начал движение кормой по направлению к трубоукладочному судну.
Рис.10 Схема подъема якоря
![](http://i030.radikal.ru/0811/23/b737621799ad.jpg)
Рис.11 Схема якорной линии
![](http://s40.radikal.ru/i090/0811/db/5cc8c90309ca.jpg)
17:15 - выбрано порядка 2/3 длины якорного троса, STEVNS POWER, продолжая двигаться кормой, начинает поворот, беря курс на точку нового положения якоря. При этом значительно увеличивается угол между якорной линией и ДП буксира. CASTORO OTTO продолжает выбирать якорный трос. STEVNS POWER получает крен на левый борт с дифферентом на корму, с него поступает команда остановить якорную лебедку, но слишком поздно.
AHT STEVNS POWER ложится на левый борт и тонет вниз кормой в течение одной минуты в точке с координатами 03°58’N 07°18’E.
Вместе с судном гибнут 11 членов экипажа.
Рис.12
![](http://s54.radikal.ru/i146/0811/96/93cd72d31fb5.jpg)
Источники:
Доклад Danish Maritime Authority
http://www.dma.dkhttp://www.shipsandoil.com