Вчера опубликовал статью о том, что «Справедливая Россия» практически начала избирательную кампанию по выборам главы Чувашии. Прочитать ее можно, как всегда, в «Правде ПФО»
http://pravdapfo.ru/articles/ignatev-otkryl-smotr-preemnikov-na-post-glavy-chuvashii А здесь не столько о статье, сколько о творческой кухне. В какой-то момент мне показалось уместным употребить в статье расхожее выражение «положение хуже губернаторского». Хорошо помню, что в школьных учебниках истории читал, что оно родилось вследствие деятельности именно эсеров, которые пачками убирали со своего пути действующих глав регионов Российской империи в конце19-начале 20 веков. Но на всякий случай решил проверить. Оказалось -- ничего подобного.
В книге «Крылатое слово» написано, что этот «образ был внушен положением оруженосца Дон Кихота Санчо Пансы, во время его злополучного губернаторства». Вообще-так бывает, когда скромный попутчик знатной персоны тоже пробивается в аристократы, но статья предполагалась о другом.
Ладно, думаю, надо попытать счастья в иных источниках. Отыскался труд «Лексикология и лексикография». А там вообще утверждается, что это выражение пошло из коннозаводческого арго. «Губернатором» назывался самец-пробник, которого припускали к кобыле для ее раздражения перед случкой с породистым производителем.
Да уж, участи такого «губернатора» никто не позавидует. Конечно, и в данном контексте можно использовать некий образ в статье на предвыборную тематику, но мысль читателю, боюсь, уйдет совершенно в другую сторону. Поэтому пришлось продолжить поиски. И нашлось кое-что ближе к теме.
«Фразеологический алфавит» пишет, что в 1800 году Павел I распорядился взыскать все убытки, вызванные ограблением почты на большей дороге, с костромского губернатора. А сенату приказал объявить и другим губернаторам, что «если где такое разграбление случится, то управляющие теми губерниями будут за оное отвечать их имением...». Губернаторы всполошились, ибо нападения на дорогах считались в то время обычным явлением. Охрану почт возложили на полицию, но та очень часто сама покровительствовала грабителям. Таково, как предполагают, происхождение выражения «положение хуже губернаторского».
Вот тут аналогии с Чувашией проглядывались довольно явственно. Достаточно вспомнить грабеж на большой дороге, совершенный начальником «Чувашавтодора», ближайшим сподвижником Игнатьева.
Короче, вставил в текст ударный абзац и был собой очень доволен. Но мой начальник в Нижнем его вычеркнул железной рукой: «Борисыч, не выпендривайся, это не формат». Короче, все мои нелегкие труды пошли прахом. Совсем как в поговорке: «Не рой другому яму, сам в нее попадешь». Кстати, надо будет в свободное время посмотреть, как она произошла.