В Киеве в эти дни проходят Успенские Международные Чтения. Хорошее духовное культур философское событие, учитывая то, сколько представителей различных религиозных организаций из разных стран в них заявлено и представлено. Чувствуется хоть и небольшой, как по меркам Украины, но все же экуменический размах.
http://orthodoxy.org.ua/data/22-25-sentyabrya-v-kieve-proydut-uspenskie-chteniya-2015-pravda-pamyat-primirenie.html В программе Успенских Чтений заявлены и представлены протестанты. И это радует. Вот, именно, протестантский срез Вселенской Церкви, я хочу взять и хорошенько, как следует о нем поговорить.
Протестанты по численности практикующих верующих в Украине уже догоняют православных. И такое количество верующих людей уже не проигнорируешь, не оставишь без внимания и не спустишь на тормозах.
http://uainforg.livejournal.com/1083483.html?view=2100571#t2100571 Итак, что сказать о протестантах? Они много работают, проповедуют Слово Божие. Протестанты выполняют в нашем обществе нелегкую миссию катехизаторов и оглашателей. Знакомят людей со Священным Писанием. Если есть посевы, то будут и всходы. Как бы мы Православные ни хвалились своими историческими заслугами, как ни гордились, как бы ни величались исключительностью своей веры(этот полемический задор допустим и необходим в догматике любой локальной церкви), но, факт остается фактом, что пишем историю Мирового Христианства, мы все три ветви совместно: Католицизм, Православие и Протестантизм.
Здесь нужно отметить, тот факт, что сама раннехристианская община апостолов, возникла и действовала вне рамок официального иудаизма (официального храмового благословения на ее деятельность не было). То есть - сама община Христова была такой сектой, причем маленькой. Из маленькой секты возгорелось пламя. Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется… и скажу даже больше, что самым первым протестантом был не Лютер, а Господь наш Иисус Христос, выступивший очень резко, смело против ветхого иудейского общества, погрязшего в коррупции, стяжательстве и мелочности. Христос напомнил об истинных духовных ценностях, ну за что и поплатился.
Государство, его идеология покровительствуя финансово, какой то определенной избранной церкви(делая ее государственной), тем самым кладет на ее плечо свою тяжелую когтистую «лапу», заставляя подчас делать дела противные духу Евангелия. Власти, подавляя секты - независимую христианскую общественность(яркий пример Россия), делают покровительствуемую церковь нежизнеспособной и неавторитетной в глазах народа. Тоже видим, как пагубно сказывается на духе Евангелия национализация и этнитизация(если возможно употребить это слово) у нас в Украине. Государственная опека приводит привилегированную церковь в состояние омертвения, до того, что церковь делается таким себе, утлым, карманным тепличным растением, не способным самостоятельно выживать в условиях политических и религиозных кризисов. Это нужно помнить и насколько можно дистанцироваться от властей, то и дело мелькающих, на арене истории, как картинки в калейдоскопе.
ПРОТЕСТАНТЫ И ПРОГРЕСС
В протестантизме есть уязвимые слабые места: это постоянное размножение, дробление, атомизация одной общины(церкви) на мелкие группы, общины. Принцип Лютера: «Каждый сам себе священник!», каждый трактует и понимает Библию по своему, у каждого свое откровение, свое видение божественной истины. Это слабые места протестантов.
Но, есть у протестантизма и сильные стороны. И не замечать их было бы близоруко. Это размножение, умение проповеди мирянами, нахождение лидера, группы в постоянном поиске, в авангарде, что является залогом постоянного прогресса, развития, все новой и новой поступи вперед и вперед, как в богословском, так и в материальном плане… В протестантизме, с его инициативной мировозренческой установкой, застой, догматизация, мертвение, окостенение, окаменение невозможны в принципе. Протестант способен на самостоятельное мышление и действие, на инициативу, на САМОСТОЯНИЕ в позитивном смысле этого слова. И сегодня мы видим насколько успешнее протестанты от православных в духовном и материальном плане(Германия и Греция). У них больше чем в православии умных, книжных и также материально обеспеченных успешных людей. У них вообще больше молодежи. А это уже вам не шуточки! Это очень тревожный для православия симптом.
Макс Вебер в своей книге «Протестантская этика и дух капитализма» все эти преимущества протестантизма и его недостатки прекрасно осмыслил, высветил и описал.
ЕПИСКОП ИОАНН ШАХОВСКОЙ
о протестантах размышлял следующим образом:
«Ошибочно думать, что все православные суть действительно не сектанты и что все сектанты суть действительно не православные. Не всякий православный по имени, таков по духу, и не всякий сектант по имени, таков и по духу. И в настоящее время в особенности можно встретить «православного» - настоящего сектанта по духу своему: фанатичного, нелюбовного, рационально узкого, упирающегося в человеческую точку, не алчущего, не жаждущего правды Божией, но пресыщенного горделивой своей правдой, строго судящего человека с вершины этой своей мнимой правды - внешне догматически правой, но лишенной рождения в Духе. И, наоборот, можно встретить сектанта, явно не понимающего смысл православного служения Богу в Духе и Истине, не признающего то или иное выражение церковной истины, но на самом деле таящего в себе много истинно Божьего, истинно любвеобильного во Христе, истинно братского к людям» (Иоанн Шаховской)
ПРИМИРЕНИЕ
Однако, возвратимся к Успенским Чтениям. Очень животрепещущая тема - христианское единство. Недаром в заглавии фигурирует слово ПРИМИРЕНИЕ. Однако понимаем, люди на этих Чтениях соберутся, пообщаются, мило поулыбаются, пожав друг другу руки, да и разъедутся. Это действо, скорее заява, манифест о целях и намерениях позитивных конструктивных людей, людей доброй воли. Понимаем также, что дробление религиозных организаций и церквей в мире продолжается и идет своим чредом, невзирая на цели и намерения. Все униональные потуги зайдут в тупик. Да и уже зашли.
Административного объединения никогда не было и не будет впредь, ну разве только как с железной руки, какового либо диктатора, который террором, казнями, ссылками и страхом сгонит всех докупы(укр). В истории были такие случаи. Но, то уже будет не христианство, а тирания сильного и иметь каковой либо долгосрочной перспективы не будет.
Осознание единой Вселенской Церкви, должно быть, и оно уже есть исключительно в нашем сознании. В сознании положительных, просветленных людей. «Могущий вместити, да вместит!»Мф.19:12. Вот, почему я денно и нощно настаиваю, что надробившиеся "УПЦ МП, КП, АП, ГК..." не целостны в своей экуменической сути и не могут составить без протестантов целостной религиозной христианской картины Украины, да и вообще всего мира. Всякие разговоры об объединении теряют всякий свой смысл, без огромного протестантского сообщества Украины, в котором есть очень много прекраснейших людей, светлых людей, наших людей. Тема, над которой следует работать всю жизнь, а не только осенью на Успенских Чтениях.