Культурная программа-минимум на февраль

Jan 03, 2010 05:55



Нам крупно повезло - в Эрмитаже  есть  экспонаты, ни имеющие аналогов в музеях мира. Не так давно, после длительной реставрации открылась в лучшем виде постоянная экспозиция Отдела античного мира "Искусство и культура античных городов Северного Причерноморья".

Памятники культуры и искусства за период VII в. до Р.Х. -  III в. н.э.от Р.Х. - это плоды многолетних раскопок российских археологов: остров Березань, курган Куль-Оба, красавец Херсонес и многие другие - сколько славных имен, блестящих археологических экспедиций и ценных находок!

Рядом с выдающимися образцами греческого искусства найдены памятники, принадлежащие греко-варварской культуре - уникальные деревянные саркофаги с инкрустацией. Считается, что эта своеобразная культура явилась результатом взаимодействия культур греческих колонистов и причерноморских кочевых варваров.

А как преобразился сам зал! Восстановлена раскраска стен "в полоску" - в стиле фресковых росписей Помпей, закрашенная в 1930-х годах. Со времени открытия в 1852 году «Императорского музеума» - Нового Эрмитажа, построенном по проекту Лео Кленце, первоначальное назначение некоторых залов не совпадает с нынешней экспозицией. Поэтому, например, в зале Юпитера и римского скульптурного портрета, на сводах барельефные портреты скульпторов 18-19 веков.  А в «полосатых» залах Боспора находилась библиотека,  и новые витрины по пропорции, деталям отделки и расстановке напоминают о библиотечных шкафах.

С трепетом разглядывая музейные сокровища, поневоле задумаешься о раскопках в Петербурге, нашей «Трое»: крепостях Ниеншанц, Ландскрона. Будут ли сохранены находки, появится ли новый археологический музей, раскрывающий предысторию петербургской земли,  или все уничтожит неуместный офис на Охте?

Государственный Русский музей, Михайловский (Инженерный) замок

10.00-18.00 (вход до 17.00), кроме вт; пн 10.00-17.00 (вход до 16.00). Дошкольникам, студентам дневных отделений вузов, льготникам - бесплатно Адрес:Садовая ул.2

Открыта до  середины февраля 2010
выставка «Пастель в русском искусстве XVII-XX веков».

Контраст обычно дает более запоминающиеся ощущения - по сравнению с археологическими древностями, пролежавшими не одну сотню лет в земле, произведения в технике пастели кажутся особенно беззащитными  и недолговечными. Цветные палочки пастели - разновидность мела, с добавлением пигментов и связующих веществ. Каждый цвет имеет много нежных оттенков. В описании изысканных женских нарядов нередко упоминается, что они выдержаны в пастельных тонах. Пастель ласкает взгляд - нежная, мягкая, матовая, бархатистая по фактуре. И всегда свежая - в отличие от жидких красок со временем не меняет цвета. Чтобы удержать красочный порошок, нужно ворсистое основание, поэтому обычно рисуют и пишут на шероховатой бумаге или картоне. Пастель выставках бывает редко. Русский музей впервые за 110 лет своего существования  показывает около 135 работ в технике пастели, относящихся к XVIII-XX векам (из 500, имеющихся в музейной коллекции).

Самое известное применение пастели - заказной портрет. Художник мог выполнить изображение за один сеанс позирования заказчика. На выставке есть портреты Екатерины II, великого князя Павла Петровича, великого князя Константина Павловича, редкие иконографические портреты императора Александра I, его жены императрицы Елизаветы Алексеевны, портреты видных деятелей русской культуры. Интересны работы конца 19 и начала 20 века. К технике пастели обращаются такие известные художники как Исаак Левитан, Валентин Серов, Борис Кустодиев, художники объединения «Мир искусства» . Они пишут  пейзажи, портреты, рисуют афиши, эскизы декораций.

Трудно приходится искусству живописи в наши дни. Фотография вытеснила живописные изображения. Проводятся унизительные для живописи акции: «известные персонажи» пишут на уличной ярмарке картины. А потом продают их по цене художественных ценностей! Это же профанация искусства - отрицание мастерства и  смысла занятия творчеством. Любой чиновник может быть по совместительству художников, музыкантом, спортсменом. Снижение планки уровня профессионализма, вкуса, дилетантизм во всем. Это и привело к безвкусице, захлестнувшей Петербург.

Мне могут возразить - вырученные деньги на благотворительность переводят, а участники получают отличный пиар. Хорошо, только зачем же живопись трогать?

Вязали бы лучше половики, сидя в сугробе - их купили бы за те же деньги, только пользы больше и вкус не страдает.

Но не все потеряно. Живопись жива.  До 7 февраля 2010 г. в галерее «АРТ.объект»(Адрес ул. Ораниенбаумская, 13.Телефон (812) 498-06-25 Часы работы с 11.00 - 20.00, выходной - понедельник )  пройдет выставка «Безнадежные живописцы» . Это выставочный проект, соединивший художников разных стилей, но единых в преданности живописи и творчеству, свободному от бизнеса и рекламы.

Отголоски ушедшей культурной жизни можно почувствовать на выставке «Лампада перед иконою русской литературы. Памяти Ф. Ф. Фидлера» в Литературном музее Института русской литературы Российской Академии Наук  ("Пушкинский дом").

Выставка до 28 февраля 2010 года по рабочим дням с 11:00 до 17:00.
Адрес 199034, Санкт-Петербург, наб. Макарова, 4

Выставка открыта к 150-летию со дня рождения Фёдора Фёдоровича Фидлера, о котором  говорили, что «никто из русских не любит так русскую литературу, как этот немец».
Фидлер был активнейшим участником литературной жизни Петербурга на протяжении 30 лет. В его переводах на немецкий вышли сборники практически всех классиков поэзии XIX в. (Лермонтова, А. К. Толстого, Пушкина, Некрасова, Тютчева), а также многих современников - личных знакомых Фидлера (Надсона, Фофанова, Майкова, Полонского, Фета) и многих других.

В историю русской культуры Фидлер вошёл фактически как основатель первого литературного музея в России, помещавшегося в его квартире. Знаменитыми в Петербурге были «альбомы Фидлера», в которых хозяин при встрече простил всех знакомых литераторов оставить автограф. На выставке в Пушкинском доме портреты писателей из коллекции Фидлера соседствуют с альбомами, в которых они оставили свои экспромты.
Посетители выставки смогут оставить свои автографы в специальном альбоме, сделанном по образцу фидлеровских, и, таким образом, приобщиться к кругу петербургских литераторов.

Пушкинский дом, Русский музей, эрмитаж, временные выставки в феврале

Previous post Next post
Up