Март 2020-го был, кажется, сто лет назад. И в холодный, заснеженный и совершенно зимний по ощущениям нынешний мартовский день в городке, занесенном снегом по ручку двери,хочется вспомнить из того дальнего ещё и путешествие в Цебельдинское ущелье, в каньон реки Мачара.
В горную Абхазию мы поднимались на старом, советских времён ещё, автомобиле - совершенной развалюхе, по разбитой вдрызг, некогда очень популярной, а сейчас местами едва проходимой, Военно-Сухумской дороге. Ехали к Ольгинскому водопаду, что на реке Мачара, всё остальное было попутно.
Попутно же всё было захватывающе интересно и живописно).
Вдоль дороги стелились виноградники, прирастаемые новыми посадками, а далеко за ними виднелись заснеженные горные вершины. Там ещё зима. А здесь уже нет. И это счастье!)
Невозможно было не остановиться перед старой башней для обжига извести, стоящей на обочине дороги и работающей до сих пор.
С печалью осмотрели руины школьного здания в селе Мерхеул - какая же прекрасная была когда-то эта сельская школа, и сад рядом, и простор вокруг. Здорово было бы там и сейчас учиться детям. Но… Сгорела при боевых действиях в 1992-1993 гг.(
В этой школе, кстати, учился в начале 20-го века Лаврентий Берия, родившийся в селе, которое тогда называлось Мерхеули.
Спускаясь в каньон, к реке Мачаре, очутились будто в сказке - вот сейчас из гущи замшелых самшитовых зарослей выломится леший)
Спускаемся ниже, по изрезанным стенам ущелья живописно вьются плющи и прочие лианы, солнце сюда заходит ненадолго, вокруг сыро, сурово и таинственно
Шумит и мечется в теснине среди огромных валунов Мачара, хранящая в своём течении добычу - гнутую металлическую арматуру, оставшуюся от ресторана и мостиков вдоль реки. Однажды после ливней Мачара снесла всё. Хорошо, обошлось без жертв. Горные речки коварные, даже когда вполне мирные на вид).
И вот уже прямо из под ног река срывается вниз. Под нами Ольгинский водопад
А мы спускаемся дальше - перебираясь по камням, по мосткам, по лестницам, рядом с шумно бьющимся потоком.
И вот мы уже лицом к лицу с Ольгинским водопадом). Он как-то умиротворяюще благодатен, рядом с ним хочется быть долго: сидеть, смотреть, слушать. Сидели, смотрели, слушали, пили кофе).
А после - снова Мачара, но в районе Черниговки уже более обихоженная:
там среди скал и ущелий по прочным мостикам можно пройти вдоль речки, причудливо вытачивающей известняковые берега и образующей удивительные озерца в своём русле
Вот она, мартовская щедрость субтропиков. Так это ещё множество цветов в кадр не попало)
И прекрасный серебристый эвкалипт над горной речкой, в которой плещется форель)
Очень хочется вернуться. Надеюсь вернуться. Люблю возвращаться)
И всё же - немного настроения этого марта)
Click to view