И всё-таки чтение…

Sep 07, 2012 00:10

 Этот сумрачный восьмилетний ребёнок по имени Катя забрёл в музейную библиотеку  с мамой, работающей над новой выставкой. И чтобы Катя не скучала, пока мы будем подбирать нужную литературу,  я предложила ей полистать журнал «Юный натуралист». Ребёнок отнёсся к предложению скептически, неодобрительно взглянув на меня исподлобья чернющими глазами, в которых, казалось, мелькали стремительные летучие мыши. Мама к этому добавила, что Катя читать не любит. И животных не любит тоже. Ну что ж, бывает и так. Когда они уходили, я так, на всякий случай, предложила Кате заходить, если вдруг совсем скучно станет. Собственно, не питая надежд.



Она пришла через пару недель. Молча. Мрачно глядя исподлобья. На мои обычные в такой ситуации вопросы об интересах так же молча метала в меня чёрных летучих мышей взглядом исподлобья. Но когда я позвала её пойти в книгохранилище и поискать что-нибудь интересное, пошла. Понятно, я стала предлагать ей детские книги, которых у меня и десятка не наберётся. Среди них, к примеру, «Лесовички», сказка, изданная в 1900г. Кнебель И.Н., чудесно иллюстрированная. При слове «детские» ребёнок угрожающе взмахнул ресницами и нервно напустил на меня взглядом стаю чёрных летучих мышей. (На самом деле я люблю летучих мышей, они - ночные спутники лета - появляются после зимы тёплыми вечерами над деревьями в моём дворе, и я точно знаю - если вечером над балконом проносятся эти стремительные тени, значит, наступило лето.)

И здесь я изнемогла. Смалодушничала.  Самоустранилась. Осознав, что не в силах руководить этим чтением, оставила ребёнка в книжном фонде, объяснив, что каждую книгу нужно ставить точно на то место, откуда она была взята. И разрешив смотреть всё, что захочет. Дитя кивнуло молча, не поднимая глаз. Я ушла в кабинет.

Через полчаса, забеспокоившись, я зашла в фонд и увидела Катю, с тускло мерцающим взглядом сосредоточенно бегающую  между стеллажами и беспрерывно сдёргивающую с полок книги, чтобы, быстро пролистав, тут же возвращать их на полку и бежать дальше. Мысль о беспорядке в книжном фонде пробила меня ужасом содеянного. Стараясь не спугнуть, я присмотрелась к тому, как неистовое дитя ставит книги и испытала чувство глубочайшего счастья! Катя  всё делала точно  и вполне аккуратно.

Я предложила ей отобрать несколько книг с тем, чтобы записать их на формуляр. И с тех пор процесс пошёл аццки. Приходя в музей, Катя бежала в библиотеку. Если было закрыто, она терпеливо топталась у двери и мне говорили: «Там тебя твоя подружка дожидается». Едва войдя, она мчалась к стеллажам, выхватывала что ни попадя, быстро листала и ставила на место. А несколько книг приносила записать на формуляр, где за каждую старательно расписывалась: Катя. И убегала  с книгами в мамин отдел, чтобы минут через двадцать принести всё обратно и набрать новых книг. Работать она мне мешала страшно, но терпеливо ждала, когда я освобожусь. Что она брала? Ну, к примеру, «Атлас почв СССР», или «Происхождение человека» Ламберта, или  учебник «Полевая геология», или монографию «Русская архитектура», или «Государственные награды СССР», или «Сельскохозяйственный словарь». Мама её на моё недоумение ответила, что Катя их и не читает. Так, быстро пролистывает и тащит обратно.

А однажды меня ждал прямо-таки шок, когда при встрече мама сказала: «Представляете, Катя дома в библиотеку играет».  Я, честно, испытала потрясение. Я не представляла. Это же «не читающий» ребёнок!..

Я подарила ей чистый формуляр для записи книг:).

И вот прошло лето. Катя учится во втором классе. Часто заходит в библиотеку. И я не перестаю изумляться происходящему. Оказалось, что глаза у Кати - золотые и сияющие. Ей нравятся книги о растениях, и скоро она принесёт мне гербарий с тремя засушенными листьями. Ей нравится геометрия, и она взяла старый учебник геометрии для 7 класса и решает из него простые задачи. Ну и что, что не сразу они решаются. А любимая книга из домашней библиотеки у «нечитающего» ребёнка - «Алиса в Зазеркалье» Льюиса Кэрролла. Да, она ещё только начала читать и пока всё больше картинки рассматривает. Но - каковы предпочтения!

И ведь потрясающе на самом деле: для того, чтобы ребёнок потянулся к книге, его не надо было заставлять читать, просить, придумывать изощрённые игры. Надо было всего лишь оставить его одного среди книг, совершенно не подходящих для детского чтения: книг по истории, археологии, биологии, среди словарей и энциклопедий. Среди всех этих книг без цветных картинок, затрёпанных, старых, не особо привлекательных, пахнущих пылью. И вот там произошло что-то, что глазами не увидишь.  Фантастико, скажу я вам:)!
А это, собственно, само дитя, Катя:




А здесь Катя с одной из любимых книг и с собственноручно сделанным роботом:




музей, чтение

Previous post Next post
Up