Зачем швейцарцы гоняют лысого и что ответит президенту Путину президент Дюков?

May 08, 2020 20:03

В Швейцарии набирает обороты расследование, которое грозит стать самым громким за всю историю местного правосудия и прямо повлиять на судьбы мирового футбола. Теперь дорога ведет прямо в сердце швейцарской судебной системы: расследование парламентской комиссии на финишной прямой, 48-страничный доклад будет оглашен 12 мая в Берне под давлением партии швейцарских социалистов и общественности.
Процесс отстранения генерального прокурора пошел, его не остановить. Много крови потечет вниз по реке Ааре, и это неизбежно. Михаэль Лаубер, который недавно переизбрался на новый срок, будет наказан за ложь и нарушение Кодекса поведения. Он действовал противозаконно, допустив очевидный конфликт интересов в своей функции.
Не вызывает сомнений, что вслед за прокурором мгновенно будет запущен и процесс отстранения от власти президента ФИФА Джанни Инфантино, хотя широкой публике об этом пока известно немного. Большинство пороков, свойственных Инфантино, были не чужды и его предшественнику Йозефу Блаттеру, но за последние четыре года «земляк Джанни» ушел в мощный отрыв по уровню некомпетентности, непрозрачности, авторитаризма и коррупционности. Он, по сути, превратил руководство ФИФА в подконтрольную ему криминальную организацию.
Скандал вокруг президента ФИФА станет не только карьерным крахом для главного федерального прокурора Швейцарии Михаэля Лаубера, но и нанесет (да уже наносит) ощутимый удар по репутации руководства страны. Закулисные связи такого уровня беспрецедентны и для истории мирового футбола. Понятно, что Лаубер и Инфантино вынуждены теперь отчаянно цепляться друг за друга, пытаясь обесценить уничтожающие их карьеры факты.
Вот некоторые.
Июнь 2017 года, Берн, Nobel Hotel Schweizerhof. На тайной встрече, кроме Лаубера и Инфантино, присутствуют представитель швейцарской прокуратуры Андре Марти и Ринальдо Арнольд, школьный друг Инфантино, он же бывший прокурор кантона Вале, исполняющий роль посредника между властями и президентом ФИФА.
При этом стол накрыт на пять персон. Кто он, пятый участник саммита? Ответ есть: Седрик Реманд, перспективный во всех смыслах 33-летний прокурор, персонально курирующий футбол в целом и ФИФА в частности. Именно он расследовал дело о сомнительном контракте по продаже телевизионных прав УЕФА криминальным amigos из Аргентины. Кстати, бумаги со стороны УЕФА подписал тогдашний генеральный секретарь организации Джанни Инфантино.
Что характерно, супруга следователя Реманда с 2014 года работала в юридическом отделе УЕФА. Банальный вопрос: предотвращались ли явные конфликты интересов со стороны руководства генеральной прокуратуры Швейцарии?
Спустя несколько месяцев произошло еще более удивительное событие: неизвестный сообщил в прокуратуру о подозрительном двухмиллионном платеже от имени президента ФИФА Йозефа Блаттера в пользу президента УЕФА Мишеля Платини. Сигнал стал катализатором грандиозного скандала мирового масштаба. Оба верховных правителя вскоре были отлучены от футбола, зато «теневик» неожиданно для многих Инфантино открыл себе путь к вершинам футбольной власти.
Джанни уже сидел на троне (начало 2016 года), когда швейцарская прокуратура обыскала его прежнее рабочее место в штаб-квартире УЕФА в Ньоне и открыла разбирательство. Расследование вовсю шло и в июне 2017 года, когда Лаубер встретился с Инфантино в Берне...
Еще в 2015 году, за несколько месяцев до президентских выборов в ФИФА, Инфантино запросил у генерального прокурора Швейцарии секретную информацию. Запрос касался перспектив возможного судебного преследования в отношении действующего президента ФИФА Блаттера и Платини, который готовился объявить свою кандидатуру на высший пост.
По сути, все действия Инфантино уже тогда были направлены против двух прямых конкурентов. Кроме того, он был прямо заинтересован в том, чтобы выяснить, чем разбирательство швейцарской прокуратуры грозит ему лично.
Еще одну ложку дегтя в бочку со сладким медом добавляет бывший председатель комитета по этике ФИФА Ханс-Йоахим Эккерт, «вычищенный» из Большой конторы как раз при Инфантино. По его свидетельству, прокурор Лаубер и Ринальдо Арнольд, близкий друг Инфантино, встречались еще в июле 2015 года, то есть за восемь месяцев до того, как Инфантино занял пост президента ФИФА. Цель встречи: выяснить, является ли Джанни, который готовится начать предвыборную кампанию по выдвижению своей кандидатуры в президенты ФИФА, одним из субъектов коррупционного расследования?
- Я сам был прокурором в течение многих лет, и могу сказать только одно: есть базовые принципы, которые четко указывают на то, что протокол каждой встречи, которая так или иначе связана с профессиональной деятельностью, должен быть запротоколирован и архивирован, - заявил Эккерт.
***
Время, как известно, создано для того, чтобы все не происходило сразу. Президент ФИФА и генеральный прокурор Швейцарии подорвали репутацию своей страны. Только за последние четыре года в прокуратуре Швейцарии накопилось 25 коррупционных дел, но ни одно из них не было не доведено до суда. Пока все было шито-крыто, мало кто задумывался о том, чем может закончиться история отношений «друга Джанни» с «другом Михаэлем».
Сколько за эти годы у меня было встреч, переписок и переговоров с представителями швейцарской политической, правоохранительной и адвокатской элиты! Сколько разочарования и пессимизма на фоне стандартной циничной формулы: «Да ладно, не может быть, да что вы такое говорите, да вы же понимаете - это большая политика»…
В этом смысле «бомба» немецких и швейцарских журналистов, чьи бы интересы они ни представляли (кто-то же слил им важную информацию), - на пользу делу. Ведь публикации в СМИ тоже являются основанием для начала работы правоохранительных органов - как в форме возбуждения уголовных дел, так и в форме доследственных проверок.
Теперь расследование на финишной прямой. Президент ФИФА и генеральный прокурор швейцарской правоохранительной системы в нокдауне. Впрочем, удивляются этими историями только наивные. А те, кто в теме, могут вспомнить, что, например, история взаимоотношений «друга Джанни» и с «другом Виталием» также имел богатый и, мягко говоря, неоднозначный бэкграунд. То есть примерно так выглядит Джанни везде и во всем. Он продает футбол и оптом, и в розницу - как ему выгоднее в данный конкретный момент времени. По сути, речь идет о глобальном пересмотре футбольного миропорядка. А в основе увлекательного процесса - деньги, деньги и еще раз деньги, а не сама игра. Нынешних и будущих интересантов этого процесса объединяет одно: бабло. Вокруг бабла все и крутится. Причем здесь вообще развитие футбола?
***
На повестке и такой вопрос: зачем правоохранительная система Швейцарии позволяла столько лет держать себя за горло? В конце концов, проблема гораздо глубже, чем трудности и радости взаимоотношений власти с ФИФА. Речь идет о доверии к конституционному государству в целом. Так почему бы комиссии по расследованию не копнуть глубже и не задать несколько важных вопросов президенту ФИФА? Примерно таких:
- Как получается, что торговец футболом Джанни Инфантино постоянно оказывался выше закона?
- Что в таком случае представляют собой конфедерации и национальные ассоциации футбола? Кто их руководители? Как они приходят во власть?
- Как основной источник доходов ФИФА (чемпионат мира) влияет на коррупцию в футболе? Кто несет основные затраты, кто и как распределяет доходы от его проведения?
- Что это за «проекты развития футбола»? Зачем президент ФИФА хотел увеличить количество участников чемпионата мира?
- Что изменилось после ухода Блаттера? Возможны ли реформы внутри ФИФА?
Все эти вопросы - без ответов. Пока или вообще?
Отмечу на примере личного опыта такой интересный факт. В сентябре 2016 года господин Лаубер принимал участие в мировом саммите по этике и коррупции в ФИФА в Цюрихе. Тогда федеральный прокурор публично поддержал мой доклад по систематическим нарушениям норм и регламентов ФИФА (не только в РФС, но и во многих национальных ассоциациях). В том числе - по регулярному применению двойных стандартов со стороны Комитета по этике ФИФА.
После этого началась активная совместная работа, однако так сложились обстоятельства, что спустя четыре года федеральный прокурор Швейцарии, замешанный в сомнительных связях с президентом ФИФА, не только отстранен от работы, но и вынужден давать показания следствию…
***
В период затянувшейся коронапаузы как никогда показательной становится деятельность профсоюзов. Или ее отсутствие, что особенно характерно для ФИФПро - международной организации, которая должна защищать права игроков, а на деле изо всех сил стелется под ФИФА.
За более чем 12-летний период после заключения соглашения в подавляющем большинстве числе стран-членов ФИФА независимая система разрешения споров так и не создана. Иными словами, чуть ли не 90% профессиональных футболистов планеты Земля лишены права на защиту. Например, в случае несвоевременной выплаты клубом заработной платы (таких примеров сейчас как несложно догадаться, - пруд пруди).
В 2015 году ФИФПро подала в Еврокомиссию иск к ФИФА, связанный с пересмотром действующей трансферной системы. Однако в 2017-м без обсуждения и согласования со своими членами руководством ФИФПро данный иск был отозван - в обмен на заключение нового соглашения с ФИФА. Оно, это соглашение, полностью повторяет соглашение 2006 года, за исключение пункта, запрещающего профсоюзам и их членам (игрокам) участие в соревнованиях не под эгидой ФИФА.
Очевидно, что такая постановка вопроса не способствует улучшению ситуации с правами игроков как на мировом, так и национальном уровне. Оно направлено на поддержание монополии ФИФА, которая не только единолично определяет все правила взаимоотношений между субъектами футбола, но и сама же их нарушает, так как не обязывает национальные федерации футбола строго следовать законам.
Результаты международной политики профсоюзов прямо отражаются на России. Достаточно почитать высказывания наших элитных футболистов и тренеров, чтобы в очередной раз убедиться: рыба гниет с головы, а голова находится в амстердамском офисе.
Нам 30 лет внушали, что индивидуальные интересы доминируют над коллективными: этот принцип намертво усвоен как минимум двумя поколениями россиян. Чего же вы тогда хотите от футболистов, которые давно живут в своем мире, основанном не невероятной по уровню цинизма системе ценностей?
Сейчас самое подходящее время для того, чтобы ее, эту гнилую систему, хотя бы попробовать расшатать, а впоследствии - уничтожить. Чтобы не платить миллионы евро всем этим бездарным и бессмысленным кокориным с дзюбами, а вернуть долги врачам, которые рубятся за всех нас на передней линии фронта. Ведь главная статья сокращения диких расходов (иными словами, оздоровления российского футбола) очевидна: многомиллионные выплаты футболистам и тренерам, а также жесткий бан легионерам и пересмотр действующих контрактов в сторону их глобального уменьшения.
В кризисном периоде приоритет любого здраво устроенного государства - экономическая эффективность отрасли, основанная на подготовке конкурентоспособных на международной арене спортсменов, высокой посещаемости матчей, привлекательности для инвестиций и так далее. Поэтому когда придет время думать на правительственном уровне о методах спасения профессионального спорта (а оно обязательно придет), у руководителей федераций и лиг будут запрошены конкретные цифры: покажите-ка, товарищи спортсмены, насколько эффективны созданные и эксплуатируемые вами экономические модели?
Интересно, чем будут оперировать, готовя ответ на запрос, Министерство спорта, РФС и РПЛ? У них, собственно, одна реальная цифра на все случаи жизни: государство вбухало в футбол, то есть в нас любимых, около 15 миллиардов народных евро за 15 лет. Из которых футбол, то есть мы, «отбили» не более 3%. Поэтому дайте еще!
Previous post Next post
Up