Модель Ньюфелда, ч.3

Oct 05, 2012 17:47

Оригинал взят у olgapisaryk в Модель Ньюфелда, ч.3
Основной фактор развития - эмоция

Нашей задачей является помощь детям в раскрытии их потенциала. Но что является основным фактором развития и что мы должны отслеживать? Нейробиология утверждает, что основным фактором развития являются эмоции.

Джон Локк и Скиннер, которых заботило воспитание надлежащего поведения, подчеркивали важность рациональности и контроля над эмоциями у женщин и детей. Но даже мозг развивается с помощью лимбической системы. Чтобы правильно развиваться, нашему мозгу нужно испытывать определенные чувства. Если дети не имеют возможности плакать и испытывать необходимые для взросления чувства, никакие тайм-ауты и последствия не помогут им достичь психологической зрелости. Именно поэтому плохое поведение не стоит в центре нашего внимания. Реализация потенциала - вот к чему мы стремимся.

В центре нашего внимания - предвестники поведения, внутренние пружины, которые управляют поведением ребёнка. Такими предвестниками являются эмоции. Именно эмоции - та самая внутренняя пружина, а основные процессы роста начинаются задолго до того, как ребенок в состоянии сознательно мыслить.

Но если нас волнует поведение, мы не будем задумываться о чувствах, а просто изменяя способ мышления ребенка невозможно добиться от него стать независимой личностью. Вовсе не последствия, социальный опыт или познание помогают ребенку достичь психологической зрелости. Наши чувства, эмоции, наше сердце- вот то, что движет нами.


Чувство тщетности позволяет нам адаптироваться и восстановиться после потери или травмы. Чувство наполненности собой от того, что нас любят, от своей значимости для других, двигает процессом становления и помогает нам стать самими собой. Скорбь из-за тщетности удержать эту наполненность способствует тому, чтобы мы становились независимыми существами.

Наконец, смешанные чувства (часть меня чувствует одно, а другая часть - противоположное) двигают процессом интеграции, который всегда находился под пристальным вниманием изучающих процессы развития. Сегодня мы знаем о существовании префронтальной коры головного мозга, этакой смесительной чаши, в которой смешиваются наши чувства и которая включается в возрасте около 5-7 лет. Именно между пятью и семью годами ребенок начинает выражать смешанные чувства, и зарождается его самоконтроль. Наша задача - поддержать этот процесс, вместо того, чтобы пытаться сделать невозможное, форсируя его развитие раньше положенного срока.

Созревание затормаживается из-за воздвижения психологической защиты

Если созревание спонтанно, путь к зрелости основан на эмоции, и для взросления нам просто необходимо испытывать основные чувства (чувство наполненности, чувство тщетности и смешанные чувства), почему дети «застревают» на пути к созреванию?

Ответ - в воздвижении защиты от уязвимости. Когда наша эмоциональная боль становится невыносимой, мы начинаем возводить защитные барьеры. Фрейд первым заметил и описал это явление, что послужило началом психологии развития. Физические недостатки или психологические расстройства, недостаток обучения или опыта - все это не является препятствием в реализации заложенного в нас потенциала, нашему развитию препятствует хрупкость человеческой психики, которая особенно хрупка у детей. Как объяснял это Фрейд, если уязвимость становится для человека невыносимой, воздвигаются защитные барьеры. Вот их краткое описание.

Первая линия защиты - это эмоциональные фильтры. Лимбическая система отфильтровывает болезненные чувства, ребенок перестает плакать и скучать, ему становится все равно. Он больше не чувствует страха или раскаяния. Ребёнку могут поставить различные расстройства в качестве диагнозов, но на самом деле это все проявления защиты. Мы должны быть очень осторожными, чтобы не ранить детей, но нас так волнует поведение, что мы не замечаем ребенка, который потерял способность испытывать чувства. Перцептивное отрицание (отрицание восприятия), вторая линия защиты мозга, не дает ребенку видеть то, что может пробудить в нем чувство уязвимости. Третья защита, защитное отчуждение, побуждает ребенка отказываться от близости с теми, к кому он привязан. Ребенок в защитном отчуждении не способен психологически повзрослеть.

Защиты говорят о том, что мозг пытается оградить ребенка от невыносимой душевной боли. Сейчас у нас есть инструменты измерения этой боли. Так, измеряя уровень кортизола в слюне, можно увидеть, какой стресс испытывают дети при разделении (сепарации) со своими основными привязанностями. Уровень кортизола у дошкольников зашкаливает и влияет на развитие мозга, но эти цифры не заботят правительство.

Переполняющие ребёнка чувства стыда и небезопасности являются для него опытом, который невозможно вынести. Взаимодействие со сверстниками, когда ребенка отвергают, поддразнивают, стыдят, является дальнейшим источником непереносимой боли, потому что из-за нашей спешки социализировать детей, друзья для них становятся более значимыми, чем родители. Всем детям нужно ощущение надёжной и безопасной привязанность ко взрослым, чтобы вырасти психологически зрелыми.

Гордон Ньюфелд, Родительское, Привязанность - жизненно важная связь, Психология

Previous post Next post
Up