Вчера (15.03.13г.) в Общественной палате г.Липецка состоялся Круглый стол по теме состояния дорог в городе. Мы приняли приглашение Общественной палаты и поучаствовали в этом мероприятии.
На сайте портала
Gorod48.ru это событие описано оооочень коротко и не совсем точно -
http://gorod48.ru/news/141596/, поэтому мы решили сделать свою версию, с акцентами на самых интересных (на наш взгляд) моментах, предложениях и диалогах. Ну и наша версия итогов этого собрания, конечно же...
Сначала исправим неточности с цифрами, а затем все остальное:
- правильно указана сумма средств на ремонт дорог в этом году - около 300 млн.рублей.
- цена ремонта 1 квадратного метра дороги по словам Сергея Столповского (имеется ввиду срезать на 5 см старый слой асфальта и уложить вместо него 5 см новый слой асфальта, т.е. без ремонта основания дороги, это важно!) - 600 рублей.
- в итоге деления суммы 300 млн.руб. на стоимость ремонта 1 кв.метра 600 руб. получаем 500 000 кв.метров ремонта, а не 50 000 (как написано в статье).
- исходя из этого, 500 тыс.кв.метров возможного ремонта, и 520 километров дорог, общей площадью 3 миллиона квадратных метров - это 1/6 (одна шестая!), а не 1/60 (одна шестидесятая), как указано в статье.
По этой версии получается, что деньги, которые получит город на ремонт дорог, позволяют отремонтировать одну шестую часть дорог города! Это уже ближе к правде...
Василий Андрух, в связи с этими расчетами, как раз и задал свой логичный вопрос - "А что, в городе все дороги сразу нужно ремонтировать в один год?" Согласитесь, одна шестая возможного ремонта от общей площади дорог города - это не мало... И вполне покрывает большую часть реально разбитых дорог.
Сергей Столповский посетовал, что ему довольно сложно общаться с непрофессионалами, которые плохо разбираются в технологии дорожных работ и задают вопросы именно про технологии. Согласны, это сложно, поэтому со своей стороны не лезем в технологии, т.к. мы не специалисты в этой сфере. Но вот Илья Тарасевич (названный в статье как Илья Тарасов) из ООО "Инновационные строительные технологии" более подготовлен в этой теме технологий и действительно имеет реальные технологические предложения (более подробно постараемся рассказать об этих предложениях после встречи с Ильей). Причем он не просто "еще два года назад предложил асфальт нового поколения, но и его проект не нашел поддержки в мэрии" (как указано в статье), а предлагает целый комплекс средств и решений по диагностике состояния автодорог города с последующей именно технологией создания основания дорожного полотна (а не просто "асфальта нового поколения"!). Вполне возможно, что Главный смотритель в одиночку не решает вопросы такого характера, но он имеет возможность рассмотреть эти предложения, вынести их на решение администрации, вплоть до экспериментального применения на отдельных участках дорог. Прежде чем отказаться от предложений, надо найти веские доводы против этих технологий. Удорожание стоимости вполне возможно, если оно реально даст гораздо больший ресурс службы этой дороги без последующего ежегодного ремонта! Про стоимость и удорожание дальше еще поговорим...
Про холодный асфальт ООО "Строительные технологии", который Сергей Афанасьев и Евгений Ганжа уложили в прошлом году - тема тоже довольно интересная. Все согласились понаблюдать за состоянием этих участков дороги, т.к. область применения технологии довольно специфическая и стоимость этого асфальта получается выше (
http://remontyam.ru/asfal-t/primenenie), но надо оценить именно конечный результат. Здесь та же тема - если удорожание технологии дает заметно больший ресурс службы дороги, то мы получаем снижение затрат в перспективе...
Конечно, Главный смотритель привел достаточно много сведений и фактов о состоянии дорожной сети города, которые мы принимаем во внимание, когда задаем свои вопросы. Нам понятно, что одномоментно взять и переложить все улицы города с заменой их основания - это просто нереальные затраты. Поэтому мы так же понимаем, что поднимать вопрос о необходимости отказа от ямочного ремонта - это просто смешить Сергея Столповского, который и сам обладает хорошим чувством юмора... Поэтому мы поднимаем другие вопросы.
Конечно, Главный смотритель не решает вопросы финансирования, бюджетирования и распределения средств, поэтому эти вопросы мы ему так же не задаем.
Теперь собственно об инициативах, вопросах и репликах группы "РосЯма Липецк"...
Да, мы не профессионалы в дорожных технологиях, это правда. Поэтому мы пока не предлагаем никаких технологий укладки и ремонта дорог. Здесь Сергей Столповский даст фору любому из нас, т.к. он имеет большой опыт работы в этой сфере, и спорить с ним мы не собираемся (именно спорить!).
Основная часть участников группы "РосЯма Липецк" - это обычные граждане, далекие от темы ремонта дорог, но при этом ежедневно страдающие от нее, и все мы были бы рады вообще этой темы никогда не касаться, если бы не состояние наших дорог.
С другой стороны, независимо от того, кто чем занимается в своей жизни, всех участников группы (да и не участников тоже!) волнуют вполне простые вопросы:
- то, что творится с дорогами города - это нормально?
- отсутствие каких-либо предупреждений на поврежденных дорогах, отсутствие ограждения на аварийных ямах - это нормально?
- некачественный ремонт и снегорастворимый асфальт на дорогах города - это нормально?
- сотни миллионов на ремонт дорог и ямы, не исправляемые месяцами - это нормально?
- несоблюдение федеральных законов о безопасности дорожного движения и требований ГОСТ - это нормально?
- невыполнение своих функций Заказчика по контролю качества ремонтов, прописанных в муниципальном контракте - это нормально?
- десятки исков в суд по инициативе дорожного надзора ГИБДД на основании наших заявлений о дорожных дефектах, т.е исков, по которым суд заставляет дорожные службы города сделать ремонт дорог (фактически их работу) - это нормально?
В чем состоят наши инициативы и в чем заключается смысл наших требований вообще?
Уже сказал, что мы далеки от технологий, но при этом умеем читать, в частности читать Конституцию РФ, законы РФ, ГОСТы, условия муниципальных контрактов - документы, в которых прописаны требования к безопасности дорожного движения, производству и качеству работ, ответственности за нарушение требований и законов (кое что из этих законов можно найти вместе со ссылками на них вот тут -
http://a-agni.livejournal.com/12438.html).
Это законные требования. У нас вроде бы правовое государство или как!? Поэтому мы требуем соблюдения законов и наших прав. Да, согласны с тем, что у нас часто одни законы противоречат другим (об этом дальше еще будет тема), но это не значит что можно наплевать на эти законы и условия контрактов. Контракты вроде бы "подписываются ответственными лицами", а не "подплевываются безответственными лицами" - такого термина еще нет в оформлении документации. Давайте соблюдать то, что можно соблюдать, и где нет никаких противоречий. Давайте требовать от Исполнителей работ качества, а от Заказчиков работ контроля этого качества.
Мы понимаем, что в результате наших заявлений где-то проходят бесконечные проверки, мешающие работать. Но только и Вы, уважаемый Сергей Борисович, поймите, что эти проверки не наша прихоть, а следствие бездействия всей структуры администрации и состояния наших дорог. Не будет бардака и беззакония на дорогах - не будет наших заявлений и проверок тоже не будет. Просто так смотреть на этот бардак мы не будем, т.к это прямая ежедневная угроза нашей безопасности и нашему имуществу! Вы скорее всего в курсе, что по статистике ГИБДД 20% всех ДТП происходят по причине неудовлетворительного содержания автодорог. Так количество аварий в России в 2012 году по сравнению с 2011 годом выросло на 1,9% до 203.597, в них погибло 27.991 человек (рост на 0,1% по сравнению с 2011 годом), ранено - 258.618 человек (+2,7%), сообщила Госавтоинспекция РФ. Количество ДТП из-за плохих дорог выросло в России на 1,1% до 42.772 аварий, количество в них погибших выросло на 1,8% до 6.950 человек, раненых - на 2,3% до 54.468 человек. Конечно интересно было бы получить подобные цифры именно по г.Липецку, возможно мы сделаем это к следующей встрече... Но федеральные цифры просто поражают - из-за плохих дорог в 2012 году в стране погибло 6950 человек и пострадало 54468 человек! Никто из горожан не желает принять участия в этой статистике...
Таким образом, мы используем свои права на защиту наших законных интересов и обращения в государственные органы власти и органы надзора. Если бы наши заявления не содержали реальных фактов нарушений, то ГИБДД и Прокуратура не принимали бы никаких мер воздействия, не подавали бы иски в суд, заставляя дорожные службы делать свою законную работу.
Про отсутствие специалистов, про нехватку кадров и времени - все это мы прекрасно услышали и знали, поэтому неоднократно предлагали различные варианты информирования ответственных служб - от использования электронных писем, до пользования интернет-порталом
РосЯма, на котором по каждому дефекту есть метка на карте, фотографии и комментарии. Ваш ответ о том, что Вы пользуетесь этим ресурсом, мы получили, и устное подтверждение тоже услышали.
Вопрос про качество ремонтов, который я (Владимир Костров) задал Сергею Столповскому требует для начала наглядной демонстрации, которая, к сожалению, была невозможна на собрании:
- 21.02.13г. мы разместили в своей группе опрос о качестве ремонта ул.Катукова (от кольца Катукова/Стаханова до перекрестка Катукова/Меркулова) -
https://vk.com/rosyama48?w=wall-38189910_1087%2Fall Опрос: "Если бы Вы платили за такую работу свои личные деньги, Вы бы приняли эту работу и заплатили или потребовали бы соответствующего качества и отказались платить за эту халтуру?"
Фотографии к опросу с состоянием дороги после ямочного ремонта:
Результаты опроса:
- на 16.03.13г. проголосовало 2855 человек;
- 143 человека (5%) ответили что ремонт нормальный и они бы за эту работу заплатили;
- 2557 человек (89.6%) ответили что ремонт некачественный и они бы отказались платить за него или потребовали соответствующего качества;
- 155 человек (5.4%) ответили что им все равно, они за это не платят.
Т.е. 89.6% всех опрошенных считают этот ремонт некачественным!
А вот сам вопрос, заданный мной Сергею Столповскому: "Почему при ямочном ремонте одна часть ям остается без ремонта, а другая превращается в бугры из-за неправильной дозировки литой асфальтобетонной смеси? В результате дорога превращается в зубодробильный аттракцион. При этом в условиях муниципального контракта прописано соблюдение требований ГОСТ и СНиП."
В ответ мы услышали фразу: "А потому что ГОСТ на ямы есть, а на "шишки" нет!". Я вполне допускаю, что это было проявление чувства юмора, поэтому уточнил, что ГОСТ Р 50597-93 имеет требования к ровности дорожного полотна, которым этот "ремонт" никак не соответствует. И если после этого "ремонта" позвать ГИБДД с 3-х метровой рейкой, которой проверяется колейность и ровность полотна, то можно тут же оформлять новое дело и штрафы, т.к. дорога требованиям ГОСТ не соответствует. Поэтому попросил Сергея Столповского, как Заказчика работ по контракту, требовать соответствующего качества этих работ. И при необходимости научить работников МУ РСДП, которое выступает Исполнителем ямочного ремонта, дозировать ремонтную смесь и заливать все ямы, не оставляя пропусков и не превращать их в бугры. После чего и последовало то самое предложение Главного смотрителя мне самому взять в руки лопату и показать как это делается. Я ответил, что готов взять лопату и показать, при условии, что именно только покажу, но все последующие ремонты будут приниматься только с качеством не хуже моего показанного. Почему бы и нет!? Даже готов потратить на тренировки какое-то время и освоить технологию ямочного ремонта...
Аналогичный вопрос задал Владислав Кривопусков: "Почему дороги с капремонтом принимаются с нарушениями по люкам, решеткам ливневки и т.д." Несколько указанных адресов с такими нарушениями Главный смотритель обещал проверить, т.к не готов был сходу принять эти факты и ответить по ним.
Дальше я задал вопрос про качество снегорастворимого асфальта на ул.Катукова (прошлогодний ремонт участка от ул.Меркулова в сторону ул.Стаханова и ул.Кривенкова) и проспекте Победы (ремонт 2011 года на участке от ул.Доватора до ул.Мичурина) - из чего состоит этот асфальт, если на нем повреждения начинаются с верхнего слоя и он просто крошится? Ни на одной относительно старой дороге таких повреждений нет. Если там образуется яма, то только в результате разрушения несушего слоя дороги, т.е. асфальт проламывается под тяжестью транспорта, т.к. под асфальтом образуются пустоты или рыхлая основа дороги. На новых дорогах чудо-асфальт разъедается снегом!
В ответ мы услышали что-то "За ул.Катукова мы не платили...", а дальше беседа продолжилась без конкретного ответа на этот вопрос... Сейчас нет наглядных материалов для того, чтобы показать состояние дороги, позже обязательно еще раз эту тему поднимем с предварительной проверкой - кто за что платил и кто делал эту дорогу...
Т.к. вопросов было много, а времени мало, то некоторые вопросы так и остались неозвученными. Например, нам так же очень интересно знать почему так долго не принимаются меры по гарантийному ремонту, некоторые ямы неделями и месяцами "лежат" себе спокойно на новых дорогах. Кому чего не хватает для их оперативного ремонта? И вообще вопрос именно оперативности принятия мер - чрезвычайно важен на дорогах, т.к. реально люди рискуют своей жизнью...
Конечно вопросов много и их становится еще больше с каждым ответом на предыдущий вопрос. Пока никаких конкретных итогов этой встречи нет, кроме решения о продолжении подобных дискуссий и поиска вариантов решения вопросов и участия гражданских активистов в контроле качества работ и других мероприятиях. Конечно всем участникам хотелось бы, чтобы в следующей встрече приняли участие и представители ГИБДД и Прокуратуры, и чиновники городской администрации, т.к. Главный смотритель не может отвечать за весь город. Общественная палата обещала со своей стороны приложить все усилия к продолжению подобных встреч в расширенном составе. Ждем продолжения...
Теперь об удорожании, стоимости работ, качестве и т.п. - наш своеобразный итог этой встречи, как продолжение к следующей...
Все предлагаемые участниками Круглого стола проекты и технологии, скорее всего ведут к удорожанию стоимости ремонта в пересчете на 1 квадратный метр. Но нельзя использовать один показатель "удорожание" как решающий, без учета показателя "ресурс службы дороги" после ремонта по новой технологии. Тут довольно просто все считается. Если "удорожание" идет с коэффициентом меньше, чем коэффициент "ресурс службы дороги", то мы получаем реальную экономию в перспективе.
Пример:
- положили пр-т Победы за 600р. за 1 кв.метр
- гарантийный срок - 4 года, т.е. город не тратит 4 года деньги на его ремонт. Но при текущем состоянии дороги страшно представить, что на ней будет через 4 года. Скорее всего новый кап.ремонт или ежегодный (2 раза в год) текущий ямочный ремонт больших площадей...
- по новой технологии положили бы за 900р. за 1 кв.метр, т.е. потратили в 1.5 раза больше.
- но гарантийный срок новой технологии не 4 года, а 7-8 лет. Соответственно горожане 7-8 лет в безопасности на этой дороге, и сопоставимые затраты за 8 лет на эту дорогу получаются ниже!
Дальше пусть экономисты делают свои расчеты и выводы...
Стоимость работ, снижение суммы контрактов - о чем говорил нам и мэр города и Главный смотритель упомянул, предложив Руслану хоть завтра принести пакет документов на участие в торгах по текущему ямочному ремонту по цене в 500 руб. за 1 кв.метр. При этом Сергей Столповский не забыл о требованиях ГОСТа по срокам исполнения и качеству работ (собственно мы и не сомневались что он глубоко в теме!). Моя реплика к этому предложению - "Так давайте требовать тех же сроков и того же качества с МУ РСДП, или только с Руслана будем требовать!?" - осталась как-бы незамеченной. Хотя, на самом деле, именно здесь и зарыт секрет снижения цен, стоимости работ и т.п. Господа чиновники, глава города Липецка, начальник "Департамента транспорта и дорог", Главный смотритель, и остальные, а давайте все-таки будем требовать с этих Исполнителей муниципальных контрактов (по ремонту и содержанию дорог) всех норм и условий контрактов по качеству работ в соответствии с ГОСТами и СНиПами! Мы вас уверяем - как только вы заставите переложить проспект Победы (а не реставрировать его 2 раза в год), как только вы начнете принимать работы по ремонту с 3-х метровой рейкой, проверяя ровность дорожного полотна (как и должно быть по условиям контрактов!) - вы сразу узнаете реальную стоимость этих работ и не увидите больше предложений с понижением этих цен, потому что никто из бракоделов не рискнет лезть в такой контракт, зато придут те, кто готов давать реальные гарантии на свою работу! Или несмотря на громкие слова и заявления о недобросовестных исполнителях, вас всех, по каким-то причинам, устраивают все эти бракоделы!?
Со своей стороны, мы обещаем и дальше добиваться контроля качества этих работ, вплоть до анализа состава снегорастворимого чудо-асфальта, в котором явно отсутствует половина компонентов-пластификаторов. И если местная прокуратура не захочет этого делать, то это сделает Генпрокуратура и Счетная палата.
Нас конечно радует, что в городе все больше людей начинают не просто жаловаться друг другу на окружающие их проблемы, но и самостоятельно что-то делать для решения этих проблем. Так и должно себя вести гражданское общество, общество неравнодушных людей. Любой бардак и любое баззаконие можно устранить, если большинство горожан будут проявлять активность, а не равнодушно и безучастно проходить мимо. У граждан есть права, есть законы, есть информация, которой, в том числе, делимся и мы. Осталось найти немного самоуважения и смелости самостоятельно сделать что-то для защиты своих прав.
P.S. Про тошниловку в комментах новости на портале gorod48.ru и комментах вообще...
- Из-за того, что Сокольский (
https://twitter.com/sokolsky48) начал отжигать в твиттере вчера вечером про дорожную тему, пришлось заглянуть в комменты этой новости (
http://gorod48.ru/news/141596/comments/). Вообще-то давно перестал читать комменты, т.к. несколько пар ушлепков постоянно устраивают в каждой новости реальную тошниловку, никакой полезной информации или нормальных вопросов там обычно нет. В этот раз, собственно, все то же самое - сплошная тошниловка... Особенно забавляет когда начинаются диалоги от имени якобы участников событий. Кто кому и чего там пытается доказать - мне лично не понятно вообще. Пришлось оставить свой коммент, т.к. и в мой адрес были заявления, и от моего имени ответы, и в мою поддержку что-то... Хочу всем сказать, и сторонникам, и противникам, и просто прохожим - не надо устраивать тошниловку в комментах, не надо ничего никому доказывать, и тем более сыпать какие-то бессмысленные обвинения и оскорбления. Разумные сами поймут, а дуракам никто ничего не докажет! Можете что-то реально сделать, так идите и сделайте... Пользы будет больше!
- Вопросом про наклейки уже реально достали все. Я никакого отношения к наклейкам не имею. Кроме того, я считаю любые наклейки лишь попыткой выражения своей личной гражданской позиции, но никакого другого эффекта никакие наклейки не дают! Никакая наклейка не несет никакой ответственности для мэра или другого чиновника, как ответственного лица. Поэтому каждый имеет право выразить свою гражданскую позицию наклейкой, но никаких изменений к лучшему от этой наклейки никто не дождется! Никто не станет работать лучше, никто не будет делать ремонт качественнее, никто вообще не будет делать ремонт дороги сколько бы машин с наклейками по ней не проехало, никого не накажут за бардак и беззаконие на основании наклеек. Клейте и ждите чуда! Никто не запрещает. Те, кто печатает наклейки, покупает их, клеит на машину свою - все имеют право это делать! Почему нет? И не нужно их уговаривать, отговаривать, а уж тем более доказывать с пеной у рта, что они занимаются ерундой... Имеют полное право заниматься чем угодно! У меня тоже есть наклейка "Плачу налоги! Где дороги?" - это моя гражданская позиция. Но эта гражданская позиция так же состоит из других реальных дел - из более 300 ям, оформленных на РосЯме (170 из которых отремонтированы!), из постоянных законно формленных требований ремонта и качества на наших дорогах, из блогов с объяснениями, инструкциями и рассказами, как каждый гражданин может сам чего-то реально добиться. Это не просто прикольная или грозная наклейка, это еще и дела реальные. По итогам этих дел я даже сам могу предложить идею по наклейке, тем кто хочет реально что-то делать, а не просто клеить наклейку... И я даже не собираюсь никого обвинять в том, что он тупо клеит наклейку и ждет чудес. Ну и пусть ждет! Зачем ему доказывать, что он что-то делает не так? Опять же, повторюсь - Разумные сами поймут, а остальным никто ничего не докажет!
- К админам группы "УДЛ" у меня нет никаких претензий или вопросов, мне давно все понятно. Они занимаются тем, что считают нужным, важным и возможным. Всех своих сторонников я так же прошу воздержаться от каких-либо оценок. Пусть каждый занимается свои делом, не надо друг другу ничего доказывать. Относиться с юмором можно, шутить и воспринимать чужие шутки - да сколько угодно! Я вот сам хочу пошутить на тему сайта РосЯма и Навального - как же сильно повезло всем тем, кто не хочет пользоваться ничем, что имеет отношение к Навальному - повезло в том, что не Навальный изобрел ложку и унитаз, а то даже не представляю как мучались бы эти бедняги! ;-) Я уже рассказывал, что мне не важно кто что изобрел и кто что придумал или реализовал. Если завтра любой ненавистный злодей, любой "адский сотона" придумает инструмент, который реально позволит делать что-то хорошее и добиваться реального результата, то мне пофигу изобретатель этого инструмента и вся его биография, я буду использовать этот инструмент. Кроме того, многие участники нашей группы являются так же участниками группы "УДЛ", и мне абсолютно не важно кто откуда пришел или кто куда ушел - каждый имеет право делать то, что готов делать. Наши группы открытые, занимаются фактически одной и той же проблемой - дорогами города и их состоянием, поэтому любая конфронтация бессмысленна. Станиславу Бурякову я объяснил в январе свою точку зрения на его предложение в личной переписке, мы вроде бы друг друга поняли. Если будет реальная возможность что-то делать совместно, то будем искать варианты, общаться и делать... Мы открыты для предложений с одним единственным условием - должны быть реальные дела с ожидаемым конкретным результатом. Вот они решили собрать Круглый стол в Общественной палате - молодцы! Общественная палата пригласила нас принять участие - мы его приняли, свои вопросы задали, и даже получили предложение от Главного смотрителя лопату в руках подержать - реальный результат! А группа "УДЛ" получила предложение принять участие в тендере на ремонт дорог по цене 500 р. за 1 кв.метр - тоже результат! Так что вполне возможно, что совместными усилиями мы получим еще большие результаты в будущем... Чего и вам всем (горожанам и гражданам) желаем - реальных результатов в ваших делах!
Всем удачи!
Ждем продолжения...
*********************************************************************
Об итогах деятельности группы за 2012-й год и планах на 2013-й можно прочитать здесь -
http://a-agni.livejournal.com/11801.htmlКстати, теперь у нас есть E-mail группы - rosyama48@gmail.com - можете писать свои предложения или присылать информацию, которую не решаетесь выкладывать в группе...
У меня теперь есть твиттер-аккаунт -
https://twitter.com/Vlad_Agni - подписывайтесь...
Кто желает - может принять участие в финансировании нашей деятельности. Мы принимаем добровольные финансовые пожертвования на деятельность группы "РосЯма Липецк". Теперь добавился и вариант платежа через систему Qiwi...
- Яндекс.Деньги - кошелек 410011687403944
- Qiwi - 9202410631
-
PayPal - получатель vlad.agni@gmail.com