ВЕДОМОСТИ: За что платить российским чиновникам

Jan 16, 2014 08:15

То, что государство в нашей стране работает плохо, ни для кого не секрет. Достаточно посмотреть на индикаторы Worldwide Governance за 2012 г., рассчитанные Всемирным банком. По показателю «верховенство закона» Россия занимает 162-е место из 212, по уровню подотчетности исполнительной власти - 169-е место из 212, по эффективности государственного управления - 125-е место из 210, по качеству контроля над коррупцией - 177-е место из 210. Однако даже эти низкие рейтинги могут показаться излишне оптимистичными, если принять во внимание тот факт, что Россия - относительно богатая страна.

Из 85 стран, в которых (согласно Всемирному банку) качество госуправления ниже, чем у нас, только одна - маленькая и богатая нефтью Экваториальная Гвинея - обладает более высоким, чем у нас, подушевым ВВП. В то же время из 124 стран верхней части списка, в которых государство работает лучше, чем в России, половина являются более бедными, чем мы. В их число входит и часть наших недавних соседей по СССР и Варшавскому договору, и наиболее важные в экономическом плане страны второго эшелона - Аргентина, Бразилия, Индия, Китай, Мексика, Турция, ЮАР, и множество других стран помельче и победнее. Если рассматривать другие индикаторы Всемирного банка, то получается еще более удручающая картина. По показателю качества контроля над коррупцией мы опережаем всего 33 страны, из которых откровенно бедными не являются только Ангола, Азербайджан, Венесуэла, Ливия, Туркмения и Экваториальная Гвинея.

Похожую картину мы получим, если смотреть на большинство других показателей, например на индекс восприятия коррупции Transparency International или на индекс экономических свобод Fraser Institute. Наша страна достаточно богатая, но ее институты - полиция, суды, государственный аппарат - по своему качеству соответствуют странам с подушевым доходом в несколько раз меньшим, чем в России.

На фоне этого падения - или прозябания - в рейтингах государство планирует кратный рост зарплат федеральных чиновников в 2014-2016 гг. Будет ли более высокий заработок стимулировать чиновника работать лучше? На этот вопрос ответить не так просто, как кажется. Ведь высокая зарплата может влиять на качество управления двояко: либо привлекать на государственную службу более качественных управленцев, либо лучше мотивировать уже состоящих на службе людей.

Стефано Гальярдуччи и Томмасо Нанничини из Института трудовых исследований в Бонне попробовали разобраться в этом вопросе, проанализировав качество госуправления в небольших итальянских городах. Зарплата главы итальянского муниципалитета - фиксированная величина, зависящая от его населения. Города с населением свыше 5000 человек попадают в более высокую зарплатную категорию, чем города с населением 5000 или меньше. Авторы показали, что в городах с числом жителей свыше 5000 люди, занимающие эту должность, обладают более высоким образованием и лучшими профессиональными характеристиками; качество госуправления в этих городах тоже выше. Поскольку авторы рассматривали только небольшие города - с числом жителей немногим больше или немногим меньше 5000, - можно утверждать, что причиной разницы в образовании управленцев является именно зарплата, привлекающая более качественных кандидатов на управленческие должности в более крупных городах.

Если боязнь потерять высокооплачиваемую работу является дополнительным стимулом для мэров крупных городов, то качество работы мэра будет зависеть от его срока пребывания у власти. Во время первого срока он должен работать лучше, чем во время второго срока, после которого он не может быть переизбран, причем эта разница в качестве работы будет сильнее для мэров крупных городов. Однако этого не наблюдается - качество работы мэра не зависит от его срока пребывания у власти ни в более крупных, ни в более мелких городах. Авторы пришли к выводу, что зарплата действительно влияет на качество госуправления - но потому и только потому, что позволяет привлекать более грамотных управленцев на руководящие должности.

Выводы неутешительны: если взять и повысить зарплату некомпетентному чиновнику, то скорее всего лучше он работать не станет. Повышение зарплат чиновникам будет иметь положительный эффект, только если это позволит прийти в профессию новым людям. Для этого, в свою очередь, необходимо, чтобы прием на работу осуществлялся на основе открытых и конкурентных принципов. Если же должности будут продолжать распределяться между политическими назначенцами, то повышение зарплат вряд ли приведет к более ответственному исполнению чиновниками своих обязанностей. Так что качество государственного управления, в том числе и в нашей стране, вопрос в первую очередь политический. Его решение зависит от готовности высшего руководства страны выбирать между лояльностью и компетентностью своих подчиненных. И если Владимир Путин взял курс на собственное переизбрание в 2018 г. (а пока нет никакого повода в этом сомневаться), то лояльность окажется важнее. Ценой этого выбора будет дальнейшее отставание российского госуправления от развитых и развивающихся стран; повышение зарплат чиновникам в таких условиях вряд ли будет иметь значительный эффект.

Читайте далее: http://www.vedomosti.ru/opinion/news/21385371/zarplata-za-loyalnost#ixzz2qX0nVikl
Previous post Next post
Up