Оригинал взят у
y_i_p в
"Мертвая рука" пострашнее "Иджиса" и "Томагавка"
30 марта 2013. Разместил:
Смирнов Вадим Самым же лучшим средством стала бы реанимация системы "Периметр"
Сейчас в СМИ идет интенсивное обсуждение военной реформы. В частности, многие журналисты требуют поименно назвать всех вероятных противников.
Спешу всех успокоить, в настоящее время большой войны гарантированно не будет. Сбылась голубая мечта пацифистов - «XXI век без войн». С 2000 года ни одна страна мира ни одного дня не находилась в состоянии войны, хотя не прошло ни одного дня, чтобы в одной или нескольких точках земного шара не велись бы боевые действия.
ФРАНЦУЗСКИЙ ВАРИАНТ ДЛЯ РОССИИ
Сейчас войну называют «борьбой с терроризмом», «миротворческой деятельностью», «принуждением к миру» и т.п. Поэтому я предлагаю сменить терминологию и говорить не о войне или защите отечества, а о реакции Вооруженных сил РФ на угрозы национальной безопасности. Иллюзии некоторых либералов, считавших, что источником холодной войны был коммунизм и после его исчезновения наступят мир и всеобщее благоденствие, оказались заблуждением.
Мало того, если до 1991 года Совет Безопасности ООН и Международное право в известной мере сдерживали конфликты, то сейчас их действие ничтожно. Что же касается пресловутого мирового общественного мнения, то в ходе августовского конфликта 2008 года все встало на свои места. Вся мировая общественность поддержала агрессора, а не его жертву. Западные телеканалы показывали горящие улицы Цхинвала, выдавая его за грузинские города.
Настало время вспомнить завет Александра III Миротворца: «У России есть только два союзника - ее армия и флот». Означает ли это, что Россия в условиях кризиса должна ввязаться в симметричную гонку вооружений подобно СССР? До 1991 года СССР торговал оружием в основном в убыток, продавая его по дешевке «друзьям», а то и просто даря его.
Любопытно, почему наши политики и военные не желают вспомнить французский феномен 1946-1991 годов? Франция была разорена Второй мировой войной, затем приняла участие в двух десятках больших и малых колониальных войн в Лаосе, Вьетнаме, в войне за Суэцкий канал 1956 года, Алжирской войне (1954-1962). Тем не менее французам удалось независимо от других стран создать полный комплекс вооружений от ПТУРСов до межконтинентальных баллистических ракет (МБР), почти не уступая сверхдержавам. Все французские корабли, включая атомные подводные лодки с МБР и авианосцы, были построены на французских верфях и несут французское вооружение. И наше Министерство обороны сейчас хочет покупать французские боевые корабли.
А ведь французский народ, чтобы создать третий по величине в мире ВПК, вовсе не утягивал пояса. В стране интенсивно развивалась рыночная экономика, неуклонно рос уровень жизни.
Ларчик открывается просто. В 1950-1990 годах примерно 60% оружия, производимого Францией, шло на экспорт. Причем экспорт велся по всем направлениям. Так, в войнах 1956, 1967 и 1973 годов армии Израиля и всех арабских стран были до зубов вооружены французским оружием. Иран и Ирак также воевали между собой французским оружием. Англия - союзница Франции по НАТО, но в Фолклендской войне именно самолеты и ракеты французского производства нанесли наибольший урон британскому флоту.
Вполне допускаю, что рафинированный интеллигент возмутится: «Французская торговля оружием по всем азимутам аморальна!» Но, увы, если бы эти системы вооружений не продавала бы Франция, их гарантированно продали бы другие.
Возникает риторический вопрос, могут ли наши атомные подводные лодки, проданные Ирану, Венесуэле, Индии, Чили, Аргентине и т.д., даже гипотетически нанести ущерб России хотя бы в отделенном будущем? Да что атомные лодки? Возьмем чисто оборонительное вооружение - зенитные ракеты. Почему зенитный комплекс С-300 не может быть продан Венесуэле, Ирану, Сирии и другим странам?
АМЕРИКАНСКИЙ РАКЕТНЫЙ ВЫЗОВ
К великому сожалению, наши политики и СМИ уделяют крайне мало внимания американской корабельной системе ПРО, созданной в ходе модернизации зенитного комплекса «Иджис». Новая ракета получила название «Стандарт-3» (SМ-3) и после определенных переделок (каких именно, Пентагон держит в секрете) ей может быть оснащен любой из 84 кораблей ВМФ США, имеющих систему «Иджис». Речь идет о 27 крейсерах типа «Тикондерога» и 57 эсминцах типа «Эрли Бёрк».
В 2006 году крейсер CG-67 «Шило» (Shiloh) поразил ракетой SМ-3 боеголовку ракеты на высоте 200 км в 250 км к северо-западу от острова Кауан (архипелаг Гавайи). Интересно, что, по сведениям западных СМИ, наведение на боеголовку осуществлялось с японского эсминца DDG-174 «Киришима» (полное водоизмещение 9490 т; оснащен системой «Иджис»).
Дело в том, что с 2005 года Япония с помощью США оснащает свой флот антиракетами SМ-3 системы «Иджис».
Первым японским кораблем, оснащенным системой «Иджис» с SМ-3, стал эсминец DDG-177 «Атадо». Он получил антиракеты в самом конце 2007 года.
6 ноября 2006 года ракетами SМ-3, запущенными с эсминца DDG-70 «Лэйк Эри», был произведен перехват сразу двух боеголовок МБР на высоте около 180 км.
А 21 марта 2008 года ракета SМ-3 с того же «Лэйк Эри» поразила на высоте 247 км и сбила прямым попаданием американский секретный спутник L-21 «Радарсат». Официальное обозначение этого секретного космического аппарата - USA-193.
Итак, на Дальнем Востоке американские и японские эсминцы и крейсера могут на начальном участке траектории сбивать баллистические ракеты российских подводных лодок, даже если они будут запущены из собственных территориальных вод.
Замечу, что американские корабли с системой «Иджис» регулярно посещают Черное, Балтийское и Баренцево моря. Морская система ПРО опасна для РФ не только в ходе войны. Американские военные сознательно преувеличивают ее возможности, обманывая некомпетентных людей в США и Европе от президентов и министров до лавочников.
Возможность ответного ядерного удара Советского Союза напугала всех, и с 1945 года не было прямого военного столкновения Запада с Россией. Сейчас впервые за 60 лет у политиков и обывателей стран НАТО создалась иллюзия собственной безнаказанности. Между тем нашим СМИ не приходит в голову подпортить эту эйфорию, напомнив об американских испытаниях ядерного оружия на высотах от 80 до 400 км летом 1962 года на атолле Джонсон. Тогда после каждого взрыва на несколько часов прерывалась радиосвязь на всей акватории Тихого океана.
В 2001 году Управление обороны Пентагона по снижению угрозы (Defense Threat Reduce Agency, DTRA) попыталось оценить возможные последствия испытаний для низкоорбитальных спутников. Результаты оказались неутешительные: одного небольшого ядерного заряда (от 10 до 20 килотонн - как бомба, сброшенная на Хиросиму), взорванного на высоте от 125 до 300 км, «достаточно, чтобы на несколько недель или даже месяцев вывести из строя все спутники, не имеющие специальной защиты от радиации». Специалист по физике плазмы из Мэрилендского университета Денис Пападопулос имел иное мнение: «10-килотонная ядерная бомба, взорванная на специально рассчитанной высоте, может привести к потере 90% всех низкоорбитальных спутников примерно на месяц». Подсчитано, что издержки на замену аппаратуры, выведенной из строя последствиями высотного ядерного взрыва, составят более 100 млрд. долл. Это не считая общих экономических потерь от утраты возможностей, предоставляемых космической техникой!
Почему бы не попросить американских специалистов в области ПРО объяснить, как будет работать система «Иджис» и другие системы ПРО после взрыва на низких орбитах двух десятков водородных зарядов? Ну а дальше пусть западные налогоплательщики сами подумают, на что тратит деньги Пентагон в условиях кризиса.
ЗАНЕСЕННЫЕ «ТОМАГАВКИ»
Еще одним оружием, создавшим нестабильность в мире и порождающим у военных и политиков чувство безнаказанности, являются американские крылатые ракеты типа «Томагавк» с дальностью стрельбы 2200-2500 км. Уже сейчас надводные корабли, подводные лодки и самолеты США и стран НАТО могут выпустить по РФ тысячи таких ракет. «Томагавки» могут поражать шахты МБР, мобильные комплексы МБР, узлы связи, командные пункты. Западные СМИ утверждают, что внезапный удар неядерными крылатыми ракетами может полностью лишить Россию возможности нанести ядерный удар.
В этом плане вызывает удивление, что вопрос о ракетах «Томагавк» не включен нашими дипломатами в рамки переговоров по СНВ.
Кстати, неплохо было бы напомнить нашим адмиралам и конструкторам ОКБ «Новатор», что наши аналоги «Томагавкам» - разные там «Гранаты» и др. - не годятся и в подметки американским крылатым ракетам. И говорю это не я, а тетушка География.
Американские ВВС и ВМС никогда не подпустят наши корабли на расстояние 2500 км к берегам Америки. Поэтому российским ответом на американские «Томагавки» могут быть только корабельные ракеты «Метеорит» и «Болид» или их более эффективные аналоги с дальностью стрельбы 5-8 тыс. км.
ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ
Самым же лучшим средством избавить Запад от иллюзий в отношении возможности нанесения безнаказанного удара по России стала бы реанимация системы «Периметр».
Система настолько напугала Запад в начале 1990-х годов, что назвали ее «Мертвой рукой». Напомню вкратце историю этой страшилки.
В 1970-х годах в США была начата разработка доктрины «Ограниченной ядерной войны». В соответствии с ней ключевые узлы командной системы «Казбек» и линии связи РВСН будут уничтожены первым ударом, а уцелевшие линии связи будут подавлены радиоэлектронными помехами. Таким способом руководство США надеялось избежать ответного ядерного удара.
В ответ в СССР было решено в дополнение к имеющимся каналам связи РСВН создать специальную командную ракету, оснащенную мощным радиопередающим устройством, запускаемую в особый период и подающую команды на пуск всех межконтинентальных ракет, находящихся на боевом дежурстве по всей территории СССР. Причем эта ракета была лишь главной частью большой системы.
Для обеспечения гарантированного выполнения своей роли система была изначально спроектирована как полностью автоматическая и в случае массированной атаки способна принять решение об ответном ударе самостоятельно, без участия (или с минимальным участием) человека. В состав системы входили многочисленные приборы измерения радиации, сейсмических колебаний, она связана с радиолокационными станциями дальнего обнаружения, спутниками раннего предупреждения ракетного нападения и т.д. Существование подобной системы на Западе называют аморальным, однако она является, по сути, единственным фактором сдерживания, дающим реальные гарантии отказа потенциального противника от концепции превентивного сокрушительного удара.
АСИММЕТРИЧНЫЙ «ПЕРИМЕТР»
Принцип работы системы «Периметр» следующий. В мирное время основные компоненты системы находятся в дежурном режиме, следя за обстановкой и обрабатывая поступающие с измерительных постов данные. В случае возникновения угрозы широкомасштабного нападения с применением ядерного оружия, подтвержденной данными систем раннего предупреждения о ракетном нападении, комплекс «Периметр» автоматически приводится в боевую готовность и начинает отслеживать оперативную обстановку.
Если сенсорные компоненты системы с достаточной достоверностью подтверждают факт массированного ядерного удара, а сама система на определенное время теряет связь с основными командными узлами РВСН, она инициирует запуск нескольких командных ракет, которые, пролетая над своей территорией, транслируют с помощью установленных на борту мощных радиопередатчиков контрольный сигнал, и пусковые коды для всех компонент ядерной триады - шахтных и подвижных пусковых комплексов, атомных подводных ракетных крейсеров и стратегической авиации. Приемная аппаратура как командных пунктов РВСН, так и отдельных пусковых установок, приняв этот сигнал, начинает процесс немедленного запуска баллистических ракет в полностью автоматическом режиме, обеспечивая гарантированный ответный удар по противнику даже в случае гибели всего личного состава.
Разработка специальной командной ракетной системы «Периметр» была задана КБ «Южное» совместным постановлением Совета министров СССР и ЦК КПСС № 695-227 от 30 августа 1974 года. В качестве базовой ракеты первоначально предполагалось использовать ракету МР-УР100 (15А15), впоследствии остановились на ракете МР-УР100 УТТХ (15А16). Доработанная в части системы управления ракета получила индекс 15А11.
В декабре 1975 года был выполнен эскизный проект командной ракеты. На ракете устанавливалась специальная головная часть, имевшая индекс 15Б99, включавшая в себя оригинальную радиотехническую систему разработки ОКБ ЛПИ (Ленинградского политехнического института). Для обеспечения условий ее функционирования ГЧ во время полета должна была иметь постоянную ориентацию в пространстве. Специальная система ее успокоения, ориентации и стабилизации была разработана с использованием холодного сжатого газа (учитывая опыт разработки двигательной установки для специальной ГЧ «Маяк»), что существенно сократило стоимость и сроки ее создания и отработки. Изготовление специальной ГЧ 15Б99 было организовано на НПО «Стрела» в Оренбурге.
После наземной отработки новых технических решений в 1979 году начались летно-конструкторские испытания командной ракеты. На НИИП-5, площадках 176 и 181, были введены в строй две экспериментальные шахтные пусковые установки. Кроме того, на площадке 71 был создан специальный командный пункт, оснащенный вновь разработанной уникальной аппаратурой боевого управления для обеспечения дистанционного контроля и пуска командной ракеты по приказам, поступающим от высших звеньев управления РВСН. На специальной технической позиции в корпусе сборки была сооружена экранированная безэховая камера, оборудованная аппаратурой для автономной проверки радиопередатчика.
Летные испытания ракеты 15А11 проводились под руководством Госкомиссии, возглавляемой первым заместителем начальника Главного штаба РВСН генерал-лейтенантом Варфоломеем Коробушиным.
Первый пуск командной ракеты 15А11 с эквивалентом передатчика прошел успешно 26 декабря 1979 года. Было проверено взаимодействие всех систем, участвовавших в пуске; ракета вывела ГЧ 15Б99 на штатную траекторию с вершиной около 4000 км и дальностью 4500 км. Всего для летных испытаний было изготовлено 10 ракет. Однако с 1979 по 1986 год проведено только семь пусков.
В ходе испытаний системы были проведены реальные запуски МБР разных типов с боевых объектов по приказам, переданным командной ракетой 15А11 во время полета. Для этого на пусковых установках этих ракет были смонтированы дополнительные антенны и установлены приемные устройства системы «Периметр». Позже подобным доработкам подверглись все пусковые установки и командные пункты РВСН. Всего в ходе летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) шесть пусков были признаны успешными, и один - частично успешным. В связи с успешным ходом испытаний и выполнением поставленных задач Госкомиссия сочла возможным удовлетвориться семью пусками вместо запланированных десяти.
ЛЕКАРСТВО ОТ ВОЗМОЖНЫХ ИЛЛЮЗИЙ
Одновременно с ЛКИ ракеты производились наземные испытания функционирования всего комплекса в условиях воздействия поражающих факторов ядерного взрыва. Испытания проводились на полигоне Харьковского физико-технического института, в лабораториях ВНИИЭФ (г. Арзамас-16), а также на ядерном испытательном полигоне Новая Земля. Проведенные проверки подтвердили работоспособность аппаратуры при уровнях воздействия поражающих факторов ядерного взрыва, превышающих заданные ТТЗ Министерства обороны СССР.
Помимо этого в ходе испытаний постановлением Совмина СССР была поставлена задача расширить функции комплекса с доведением боевых приказов не только до пусковых установок межконтинентальных ракет наземного базирования, но и до атомных ракетных подводных лодок, самолетов дальней и морской ракетоносной авиации на аэродромах и в воздухе, а также пунктов управления РВСН, ВВС и ВМФ. Летно-конструкторские испытания командной ракеты были завершены в марте 1982 года, и в январе 1985 года комплекс «Периметр» был поставлен на боевое дежурство.
Данные по системе «Периметр» предельно засекречены. Однако можно предположить, что техническая эксплуатация ракет идентична эксплуатации базовой ракеты 15А16. Пусковая установка - шахтная, автоматизированная, высокозащищенная, вероятнее всего типа ОС - модернизированная ПУ ОС-84.
Никаких достоверных сведений о системе нет, однако по косвенным данным можно предположить, что это сложная экспертная система, оснащенная множеством систем связи и датчиков, контролирующих боевую обстановку. Система отслеживает наличие и интенсивность переговоров в эфире на военных частотах, получение сигналов телеметрии с постов РВСН, уровень радиации на поверхности и в окрестностях, регулярное возникновение точечных источников мощного ионизирующего и электромагнитного излучения по ключевым координатам, совпадающих при этом с источниками кратковременных сейсмических возмущений в земной коре (что соответствует картине нанесения множественных наземных ядерных ударов), и присутствие на КП живых людей. На основании корреляции этих факторов система, вероятно, и принимает итоговое решение о необходимости ответного удара. После постановки на боевое дежурство комплекс работал и периодически использовался в ходе командно-штабных учений.
В декабре 1990 года на вооружение была принята модернизированная система, получившая название «Периметр-РЦ», работавшая вплоть до июня 1995 года, когда в рамках соглашения СНВ-1 комплекс был снят с боевого дежурства.
Вполне возможно, что комплекс «Периметр» следует модернизировать, чтобы он мог оперативно реагировать и на удар неядерными крылатыми ракетами «Томагавк».
Я уверен, что наши ученые могут придумать не один десяток асимметричных ответов на военную угрозу США, причем на порядок более дешевых. Ну а что касается их аморальности, то если некоторые британские леди считают противопехотные мины оружием аморальным, а «Томагавки» - весьма респектабельными, то совсем неплохо их хорошенько напугать. И чем больше будут голосить леди, тем меньше будет желания у наших западных друзей задираться с Россией.