Август, 1993 год, к/с «Союзмультфильм», автор: Андрей Кудряшов.
Материалы: Тушь, мелованный картон.
Графику «Пограничный эффект» Андрей нарисовал мне в подарок.
По общему стилю иллюстрации достаточно наглядно выражено, как художник утверждает через силу своё стремление выйти за личностные пределы. Преодолеть сон, вялость и усталость. Подняться и идти.
Как вариант, автор предлагает закинуть несколько удочек в речку, глядишь, на какую что и поймаешь - пробовать несколько путей вместо одного.
Пусть образы несколько театральны и напоминают костюм Арлекино, театральность здесь - способ говорить, языковой контейнер, который способен вместить в себя определенные смыслы.
Да и свастика - солнцеворот выкрашена как шлагбаум, который надо поднять, чтобы освободить себе путь. И пока шлагбаум не поднят, возможности сдвинуться с места нет, автор занимается бесконечным самокопанием и самоистязанием, ибо до времени возможности для себя выйти за ситуативные рамки не видит. Но намерение преодолеть существующую стагнацию в этой работе выражено очень ярко.
Сеятель года Петуха
1993 год был годом водного Петуха, к/с «Союзмультфильм», автор: Андрей Кудряшов.
Материалы: Карандаш, калька.
На «Союзмультфильме» в 1993 году в комнате бывшего планового отдела, где мы работали за столами, нашей уже пост-вгиковской группой, Андрей развесил свои работы по стенам. «Сеятелю года Петуха» Валера Блохин дал название и подпись, поскольку эта работа висела прямо за его спиной на стене. Андрей сам родился в год Петуха, т.е. в этом году ему исполнялось 24 года.
В работах Андрея всё символично и одновременно всё реально, узнаваемо, как было в действительности и как одновременно мечталось, - эдакий симбиоз конкретных образов из реальности с игрой воображаемых и желаемых смыслов.
Слабому рисовальщику такой сюрреалистичный стиль иллюстрации, a la Сальвадор Дали, позволял сплавить воедино все волнующие его образы. И хотя такой изобразительный язык самовыражения требует расшифровки, главное - представить для себя контекст, в котором была нарисована работа, и тогда картинка становится понятной.
На рисунке изображен человек, которого всё держит и тащит назад, в яму, - и линию он чертит не от себя, а к себе, как бы цепляясь за землю, чтобы совсем не сползти вниз, - и крючок сверху пытается его поддеть, возможно, удержать и рука почти отрывается, будучи обхвачена символикой года Петуха. В том, что год грядущий готовит - нет сомнений, - он готовит некую борьбу за существование.
Невидимые ни кем слёзы падают в пустоту, флаг пропал где-то за горизонтом… - в единственном глазе человека - ощущение безысходности и отчаяния. Но по скрученным, выраженным мышцам героя можно подумать, что он сможет вырваться, видно, как он старается, пытается. Но несколько вялая манера рисования не оставляет иллюзий - ситуация безысходна.
Даже чуть странно, что мы буквально, как пару лет закончили вгиковский курс, и перед нами по идее должна была бы расстилаться широкая карьерная перспектива в мультипликации, работай - не хочу, совершенствуйся, становись в реальном, практическом смысле художником, но Андрей предчувствует, будучи старшим товарищем, что ничего не случится, карьеры не будет, как не станет и самой студии Союзмультфильм, как всё буквально на глазах из реальности превращается в мираж. Как закроются фабрики и заводы, остановятся производства и миллионы людей останутся без возможности работы и заработка. Как и мы все окажемся без работы и без возможности предметно рисунком или живописью зарабатывать себе на жизнь.
Работы Андрея одновременно всех восхищали и пугали, уж больно нежелательной перспективой казались тогда эти сюрреалистические листы. Казалось, что всё-таки это юношеский максимализм, а не трезвое художественное пророчество.
Памяти прорисовки посвящается
1993, к/с «Союзмультфильм», автор: Андрей Кудряшов.
Материалы: карандаш, калька.
На момент 1993 года, Андрею удалось достаточно объемно выразить ощущение времени и показать закат звезды системы отечественной мультипликации.
Его человечек шагает за звездой в никуда, и сама звезда превращается в мираж трех профилей вождей мирового пролетариата. Некие губы - изобразительная метафора чувственности и возможности ощущать мир вообще, удерживают человечка на опоре, ему ещё есть что любить, но он делает шаг, и хотя видит глазом на груди, почти что сердцем, что это шаг в пустоту, он не в силах изменить закон вечного движения жизни вперед, изменения ситуации день за днем. Чувственность исчезает, опоры пропадают, дальше ничего хорошего уже не ждет.
Андрей одним из первых попытался перейти из прорисовки, чистовой обрисовки мультипликата, в фазовку, затем уже в мультипликат, претендовал на должность художника-постановщика в режиссерской группе, но финансирование от Госкино СССР в сторону студии неуклонно сокращалось и нам, вновь пришедшим молодым художникам, уже никто ничего не обещал, да и видно было, что возможность работать, зарабатывать есть только у старых работников, нас, новых набрали, но ввиду социальной революции полноценно обеспечить работой оказалось не возможным.
«Смелость города берет…», но должны быть некоторые обстоятельства, которые поспособствуют достижению поставленной задачи, чтобы если рисковать, то хотя бы в какой-то степени достичь желаемого результата.
Смелость - личное качество, а то, что она берет города - социальное проявление личного, но на сколько социум больше отдельной личности, и на сколько корректно сравнивать жизнь муравья с деятельностью всего муравейника. Личность может хотеть многого, но если это действия в социальной плоскости, то первостепенно важно, чтобы действия человека были поддержаны социально. А когда социальной поддержки нет - это будет шаг в пропасть.
За спиной человечка - улыбка, но вряд ли это улыбка поддержки, скорее - усмешка и издёвка, давай, мол, покажи на что ты способен, а мы - посмеёмся.
2007 г.
*
Страничка Андрея на сайте персоналий в мультипликации на сайте Аниматор.ру
*