Анатолий Васильев - режиссёр

Dec 09, 2013 12:32


Монтаж - это когда пространство движется, а время остаётся. Время протекает гораздо меньшее, чем пространство. Пространства много, а времени мало. Как шар.
Центр один, а поверхность колоссальная. Если монтаж ослаблен, то времени становится больше, а пространства меньше. Поэтому всё зависит от предпочтений режиссёра.




В художественной реальности самое сложное и есть взаимоотношение того, кто сам по себе, - с чужим. Тот, кто предпочитает фальшь, а он называет эту фальшь «правдой», предпочитает перевес как бы чужого над своим. Это называется «перевоплощением». Поэтому при таком перевесе чужого над своим мы имеем то кино, которое называем «актёрским».
При перевесе своего над чужим мы имеем кино, которое называем «документальным». То есть при преимуществе того, что само по себе, - без чужого - мы имеем образцы реальности как документа.



Простой пример: мастерская живописца гораздо больше площадью, чем маленькое полотно, на котором живописец написал свое произведение. Но это не означает, что у живописца нужно все отнять и постановить, что он должен свое маленькое произведение создавать на столь же крохотной территории.



Предположим, в кадре - сосна на склоне. Это уже определенная картина мира. Но в картине мира сосна - только модель, объект для художника. Потом в кадре - пруд с мельницей. Серебристое свечение туч. Пруд, говоря условно, - тоже модель. Еще какой-то кадр… один, другой, третий создают расширенную картину мира. Мы ощущаем ее целостность, ее объем, она рождает в нас ассоциации: «Вновь я посетил тот уголок земли, где я провел изгнанником три года незаметных»…



В театре - не как в кино, в театре все (три) смены планов должны пройти сквозь субъекта. В театре - не модель, не объект, а субъект действия. Самосознание и самопознание «сосны на склоне».
Замкнутый мир театра концентрируется в точке под названием артист, в нем все: и философия, и тема, и сюжет, и движение конфликта, его начало, его конец. В театре нельзя монтировать эпизоды без того, чтобы от одного к другому не был найден внутренний, мотивированный и прожитый артистом переход. Артист на сцене осознает себя в процессе развивающейся истории.

Васильев Анатолий Александрович (род. 4 мая 1942) - российский театральный режиссёр, педагог, создатель Театра «Школа драматического искусства».

portrait, graphic, васильев анатолий

Previous post Next post
Up