С одной стороны - для дела всегда надо собирать команду именно единомышленников, а не просто как попало, с фактической точки зрения, - это большая редкость.
На свой фильм «Великая битва слона с китом» (1992) на киностудии «Союзмультфильм», режиссёр Эльвира Авакян собрала поистине команду единомышленников. Группа художников, что называется, сложилась.
Студия «Союзмультфильм» находится по сию пору (на 2013 год) в сильно перестроенном, бывшем здании храма Николая Чудотворца середины XVIII века на Долгоруковской улице. Рядом на прилегающей к храму территории сохранились два небольших домика - священника (в разговоре - амбар) и служителей (производственный и плановый отделы).
В 1993 компания из несколько человек однокурсников собралась вместе в комнате в производственном отделе.
А годом ранее, в 1992 мы работали на втором этаже основного здания, в мульт-цехе, под сводами апсид, где с одной стены, когда-то покрытой фресковой живописью, на нас взирал с календаря Микеле Плачидо в серо-зеленом свитере, руки в карманы, взгляд нахмурив брови, по роли комиссара Каттани из сериала «Спрут», а с другой стены - Дэвид Гилмор, Роджер Уотерс с гитарой и другие музыканты - подборка фотографий Pink Floyd, The Doors, и т.п., заботливо собранных и наклеенных на стену руками Андрея Кудряшова и других художников.
Среди этих фотографий и рисунков выделялся портрет Ольги Пильгуй, она также была нашей однокурсницей и работала на «Битве слона с китом». Андрей был влюблён в Ольгу, по крайней мере, нам всем так казалось, - они могли часами сидеть друг напротив друга, гонять чаи, и тихо о чём-то ворковать. Андрюха всё больше шутил и, чтобы не сидеть без дела, рисовал, так и нарисовался портрет Ольги, который он повесил на стену. Но Андрей оказался не способным на решительные действия, поэтому их нежная любовная страсть не вышла за рамки милого дружеского общения.
В режиссёрскую группу «Великой битвы слона с китом» пошла работать наша однокурсница Ира Синкевич, манерами часто напоминавшая Мэрлин Монро, не влюбиться было невозможно. Ира вечно мерзла и носила светло-коричневый полушубок, при этом сильно душилась Пойзоном от Кристиан Диор, поэтому даже если Иры в комнате не оказывалось, но на вешалке висела её шубка или шарф - было полное ощущение её присутствия.
Эльвире с Ирой однозначно повезло, они обе оказались дотошные, педантичные и внимательные к рисунку и особому тряскому контуру персонажей на фазах.
Элла придумала такой точечный контур, а ля дриппинг Джексона Поллока, который дрожит и пульсирует на фазах при движении персонажей, как будто у Слона и Кита нет чёткой границы между внутренними переживаниями и внешним миром. Словно каждый шаг во внешнем мире похож для них на хождение босыми ногами по битому стеклу.
Это выдавало в Элле человека глубоко интровертированного и погруженного в мир собственных грёз и переживаний.
За чаями с печеньем в группе Элла делилась своими размышлениями о фабуле фильма, - как художнику, будучи погруженному в мир собственных размышлений не потерять ощущение перспективы и взаимосвязи с другими людьми? Вопрос, который объединил наших интровертов: Эллу, Иру, Андрюху, Ольгу, Наталью Белову, в работе над этой абстрактной кинокартиной.
Где тот порог, ограничивающий социальные контакты с внешним миром, чтобы художник не оказался полностью опустошенным, вовлеченными в вечные бои людей друг с другом за кусок хлеба и место под солнцем? Как провести границу, за которой человек/художник мог бы укрыться от вечных мирских перемен не уходя в окончательный отрыв?
И фактическая визуализация размышлений, которую предложила как решение Элла в фильме - почему обитателю суши надо спонтанно лезть к жителю моря, а тому доказывать своё право экспансии воды несчастному сухопутному?..
Типичный авторский мультфильм со сложным замыслом и воплощением, и поди ж ты, Элла ни с кем не разругалась в пух и прах, а напротив, о
бъединила вокруг себя свежую кадровую поросль художников, и уложившись в отведенные кинофабрикой сроки производства сдала на суд зрителя законченный фильм! Поистине, режиссёрам, делающим свои фильмы пять - десять лет, было бы чему поучиться у Эллы Авакян - согласованной работе с отдельными людьми мультцехов, эффективной организации процесса производства и монтажа мультипликационного сюжета, умением зажечь сердца художников единым порывом творческого вдохновения!
Ира делала сложный каплевидный контур персонажей тонкой кисточкой по целлулоиду, потом кадры-фазы закрашивались - заливались с обратной стороны цветной клейкой краской на клеевой основе ПВА на первом этаже, в цехе заливки. Все работали в полном смысле, не поднимая головы от «просвета» - рабочий стол в мультипликации оснащен вырезом на крышке - поверхности стола, куда вставлен световой короб - сверху рама с матовым стеклом и под ней, внутри короба, закреплена лампа накаливания. Таким образом, работая на просвет, можно видеть в линиях одновременно несколько листов кальки сцены, наложенных друг на друга, чтобы оценить всю картину траектории движения типажа.
Потом Ира Синкевич смеясь, сравнивала кристальную прозрачность идеи фильма Эллы с прорванной водопроводной мутью, с которой ей теперь приходилось иметь дело - прорисовывать фильм «Коммунальная история» (1993), там же прорисовывал по целлулоиду Олег Пидан, про злоключения сантехника панка-пэтэушника в коммунальной квартире, как в дурдоме, населенной персонажами разных эпох под бравую музыку популярных шлягеров. Мы все мол в жёлтой подводной лодке, поём, играем и пляшем от беспричинной радости. Хотя авгиевы конюшни затоплены дерьмом, можно ничего не замечая весело пускать бумажные кораблики в ванне и напевать песни, которые народ слагает, частушки то есть, даже и матерные.
По просьбе одной из девушек режиссерской группы, Олег нарисовал пингвина, довольно милого, и та девушка сказала, что этот пингвин получился очень похожим на автора, как-то так к нему и приклеилось прозвище - пингвин. Олег не уставал хохмить по поводу каждой сцены из «коммуналочки», его всё устраивало, главное, как он говорил, что работа - не пыльная, не заводская, рисуй себе карандашиком, всё лучше, чем веслом, как дед Мазай в этом мультике махать. Поистине, каждый каким-то своим неисповедимым образом находил именно свою картину, где личные воззрения автора фильма - режиссера совпадали с мировоззрениями художников.
На фабрике производства мультипликационных фильмов было возможно делать что хочешь за государственный счет, при этом Госкино особо не журило художников за откровенно бредовые сюжеты, либо откровенную халтуру в плане визуальной картинки, прорисовки персонажей, никого не лишали работы, никого не подвергали остракизму за например кукольную чепуху. Сейчас это кажется невероятным в эпоху сюжетов и персонажей, будто отштампованных на одном станке где-то за границей, суть фильмов которых бесконечно стрелять в бессмертных врагов и бесконечно обещать все кары земные и небесные тем, кто встанет у них на пути. Склоки и свара, обвинения и ругань, драки и стрельба, связывание и заточение, насилие без конца и края. Кто автор всего этого визуального варварства, кто ответит?
* * *
«Великая битва слона с китом» (1992),
киностудия «Союзмультфильм»,
Эльвира Авакян,
«Битва слона с китом»,
Джексон Поллок,
«Коммунальная история» (1993), к/с «Союзмультфильм»