В последнее время было не мало оснований порадоваться за Toyota, но сегодня есть повод поздравить и её последнего японского коллегу и партнера (по ряду проектов) - Honda Motor.
Уверен, что большинство знает, почему "последнего японского коллегу", но для остальных поясню. В 2000х все остальные изначально японские автопроизводители перешли под контроль (полный или частичный) своих зарубежных коллег: держателем крупного пакета Mazda долгое время был Ford, Suzuki и Subaru принадлежали GM, Renault выкупил Nissan, пакетом акций Mitsubishi владел Daimler (сотрудничество не заладилось и отчаявшись он вышел из проекта, а спас Mitsubishi наш российский Рольф). Позже ситуация переменилась: в кризис Mazda выкупила свой пакет, правительство Японии разрешило (наконец-то) покупать соседей по рынку местным компаниям, и Toyota взяла Subaru под свой контроль.
Но тогда "настоящих японских автопроизводителей" осталось только двое - Toyota и Honda. Их очень сложно сравнивать (как компании) Toyota со своими
продажами 9,7 млн в 2012 году просто гигант против Honda - "всего" 3,816 млн. Toyota известна в мире своей Toyota Production System (TPS), которую изучают на предприятиях всего мира как эталон - от больниц в США до Сбербанка в РФ. Кстати, это не как не влияет на моё мнение о том, что штат маркетологов Toyota надо показательно расстрелять на бруствере окопа. :)
Honda же скорее инженеры. Всё за что не берется Honda она делает по особенному: атмосферные двигатели, выкручивающиеся до 8 000 оборотов; задний мост с системой из двух насосов (DPS); ни на кого не похожие АКПП и тд. Кстати, Toyota признает эти компетенции Honda и в истории не мало примеров их сотрудничества: от штучных легендарной "машины Джеймса Бонда" Toyota 2000GT и Lexus LFA до более простой, но не менее коммерчески успешной VVT-i на массовых двигателях.
В общем питаю я слабость и к этой япоской марке :) Ее Сивик хетчбек в предыдущем кузове имел шансы прописаться в нашу семью, но подвел долбаный робот (это место заняла полноприводная Corolla :)). В качестве следующего авто на сегодня (кроме RX в следующем кузове :)) я рассматриваю фактически только новую Acura MDX. Хотя то, что представили в Детройте меня не очень впечатлило. :(
Но вернемся же к успехам Honda в прошлом году: объем мировых продаж до 3,816 млн автомобилей, рост к 2011 году 23%. На фоне тех же европейских автопроизводителей - неплохо. Хотя та же Toyota добилась даже на этом депрессивном рынке роста своих продаж на 2%.
Очень хороший рост на внутреннем рынке Японии - +48% до 744 000 машин (помогли государственные субсидии на покупку авто) , неплохо в Северной Америке - +24% до 1,639 млн. Упали продажи в Китае (на 3%) и в Европе (на 7% - что не плохо, если учесть, что в целом
евпропейский авторынок обвалился на 18% ).
С Европой всё понятно, производство на заводе в британском Суиндоне в прошлом году упало в 1.5 раза и компания планирует сократить 800 из 3 500 рабочих мест.
С Китаем - всё сложнее, рынок, безусловно, перспективный, и сокращать своё присутсвие на нем никак нельзя. Однако, здесь вступает в игру большая политика: осенью обострение отношений между Японией и Китаем из-за спорных островов Сенкаку привело к резкому росту антияпонских настроений.
Участники антияпонских демонстраций громили японские кафе и магазины, переворачивали и поджигали японские авто. В Шанхае был подожжен дилерский центр Honda, множество автомобилей разбиты. Завод Toyota так же подожгли, а завод Panasonic - разграбили.
Неудивительно, что спад продаж Honda в Китае только в сентябре против августа составил 40,5%.
Позже ситуация несколько стабилизировалась, но учитываю "богатую" историю японо-китайских отношений и целое стадо интересантов заинтересованных в их дестабилизации, в наступившем году бороться за рынок дающий Honda (по разным оценкам) до 15% всей прибыли, будет не просто.