Feb 13, 2020 15:12
В ветхом завете есть множество постановлений в отношении того какие жертвы и когда приносить, как разделывать жертвенное животное, какие части кто должен есть и так далее. Неужели Богу это было важно?
Исходя из того сколько места отведено под эти постановления можно сделать вывод что да.
Слушая лекции по Второзаконию от Дэниела Блока можно прийти к выводу что это благодать. В каком смысле? Бог оставляет ясные постановления, чтобы человек не оставался в неведении в отношении того, что Бог хочет от человека. Это первый и важный момент, детальность описания всех обрядов говорит о том что трапеза(приём пищи) имеет значение, большее чем просто удовлетворение физической потребности.
Мясо в те времена часто кушать было невозможно, как сейчас, потому что скот обеспечивал хозяина шерстью, молоком, тягловой силой. То есть домашние животные почти как члены семьи. Просто так зарезать скотину и съесть это было "роскошью". Но кто определяет какое потомство будет у скота? Кто даёт приплод? Бог даёт, этот процесс Он контролирует и никто иной. Принесение в жертву животного, особенно первенца это акт доверия Богу в том что Он не оставит, и также это жертва за грех (потому что за грех должен кто-то умереть, такой духовный закон, но это не тема поста). Поэтому понимая насколько важно это событие в нём участвует всё семейство, то есть такой совместный ужин. Часть отдавалась священнику, что-то сжигалось на огне, а часть съедалась семьёй. Поэтому, например, есть традиции о чём говорят евреи за пасхальным ужином.
Так вот этот момент, когда жертвенное мясо съедалось людьми это совместная трапеза с самим Богом. Богословски это именно так и представлено, Бог приглашает людей за Свой стол. Это ведь Он дал приплод скоту и возможность вырастить животное, то есть оно Его и поэтому мы за столом вместе с Ним. И поэтому Господь говорит: "не ешьте что попало, а ешьте то что Я даю вам в пищу" (понятно что это не буквальная цитата, а лишь способ передать идею Божьих заповедей в отношении чистых и нечистых животных данных в книге Левит).
И вот когда ты за столом вместе с Ним, ты понимаешь что, это не просто "сесть поесть". Это в какой-то степени богослужение, момент в который Бог тебе открывается. Ты думаешь над тем почему ты ешь такую пищу, почему приносятся жертвы и почему есть чистые и нечистые животные. Все эти вопросы возникают у людей когда они едят и дети задают вопросы взрослым, и взрослые объясняют. То есть пища предполагает размышления, вкладывался определённый духовный смысл в действия. Сами действия не так важны, но вот на какие истины они могут указывать очень важны!
Например: чистое животное говорит об отделении одних от других, также как Бог отделил израильский народ от других народов. Не есть нечистое значит не уподобляться языческим народам, значит оставаться в рамках своей веры, культуры и нации.
Совместный приём пищи это и общение друг с другом через которое ты узнаёшь человека. И кстати Иисус был узнан учениками в преломлении хлеба(приём пищи).
Итак, что же нам теперь с того? Теперь и локти на стол не поставить, не почавкать и прочих вещей не поделать?
Прежде всего надо быть благодарными за то что на столе. Благодарственная молитва Небесному Отцу это начало "застольного богослужения".
Второй момент, нужно собирать всю семью вместе за столом для еды и общения, это сближает!
Третий момент если планируется общение с кем-то, добавьте еды, хотя бы чай с вареньем и общение пойдёт лучше и более естественным образом, почему? Да потому что мы так устроены что на сытый желудок нет мыслей о еде, но зато есть мысли по делу.
И наконец не делайте культа из еды, не важно что на столе, но важно Кто с вами за столом.
мысли вслух,
о вечном,
на каждый день