a_u

Культура изнасилования в шутках

Nov 21, 2009 23:03

Продолжаю думать про статью, в частности - про шутки на тему изнасилования ( Read more... )

не забыть

Leave a comment

narizhna November 22 2009, 11:17:05 UTC
Да, мы живем сейчас, и должны это "сейчас" менять, если нам не оно нравится. Вот этот персонаж - он просто мыслит о женщине как о предмете, объекте, а не субъекте. Это гадко, но характерно в рамках нашей культуры. Трагедия в том, что сами женщины тоже часто мыслят себя как объекты: свою привлекательность они оценивают не тем, что видят сегодня в зеркале, а тем, сколько мужчин сделали им сегодня комплимент; одежду выбирают такую, какая, по мнению каких-то там экспертов, нравится мужчинам, поведение свое моделируют в соответствии с этим же и т.д. Женщина с малых лет смотрит на себя не своими, а чужими глазами. Симона де Бовуар прекрасно об этом писала в своей работе "Второй пол", она мне открыла глаза на это буквально; я от шока года три не красилась и не носила каблуки :))))) Потом поняла, что это тоже зависимость от внешнего взгляда, просто теперь я печусь о том, чтобы никто по моей внешности не подумал, будто я печусь о том, что подумают о моей внешности :))))))))))) В конце концов попустило, и я стала выглядеть так, как сегодня хочется или можется, и плевать на все остальное. Но понимание многих вещей осталось.

Так вот, я веду к тому, что обличать "культуру изнасилования" нужно, но само по себе это плодов не принесет. Это порочный круг, связанный в узлы во многих местах. И дело не только в том, что насильник у нас оправдывается и даже возвеличивается, а в том, что сами женщины это бессознательно делают: ища в первую очередь ЗАЩИТНИКА, а не партнера, объективизируя самих себя и тд. И не говори мне, что вот ты женщина, но этого не делаешь :) Я тоже женщина и этого не делаю, и множество твоих френдов, которые тут комментируют, женщины и этого не делают, только это капля в море. Почитай любой глянцевый журнал с советами "как привлечь мужчину". Сразу очевидно становится, на что спрос у женской аудитории. На совет, как получше сделать из себя ПРЕДМЕТ влечения. Поэтому я считаю, что привлекать внимание к проблеме насилия нужно, необходимо, но это не даст особых плодов, если параллельно в обществе не будет наблюдаться дрейф в восприятии женщиной самой себя. Потому что в микропроблеме "культуры изнасилования" (а это именно микропроблема, подвид более крупной проблемы под названием "патриархальная культура") все упирается в женскую реакцию на насилие. Если бы жертвы этого несчастья сами бы не виктимизировали себя, не стыдились своей участи, не скрывали ее, а старались всеми силами добиться справедливости, ситуация была бы иной. Самосознание женщины - вот главный приз в этой борьбе. А развенчание культа насильника станет лишь одним из побочных эффектов.

Прошу прощения за патетику, но это правда наболевшее уже...

Reply

alidochka November 22 2009, 11:50:46 UTC
Ничего, кроме банального +1000, в голову не приходит.

Вы очень точно подметили, что "культура изнасилования" - это именно часть "патриархальной культуры". А как бороться с последней - совершенно не понятно.

Reply

narizhna November 22 2009, 12:11:57 UTC
Ну, лично я борюсь так: я сама отказываюсь жить по ее правилам. Я стараюсь жестко ставить на место любителей сексистских шуток, я не позволяю мужчинам по отношению к себе пользоваться гендерными стереотипами, сразу честно заявляю о том, что я про это все думаю, и исключаю из круга своих знакомых тех, кто не способен хотя бы попытаться вникнуть в мою точку зрения. Кто способен попытаться, тех милую, - пусть пытаются, авось когда и получится :) Точно так же я не скрываю своей позиции перед другими женщинами, но с ними стараюсь (хоть это и трудно) поддерживать более доверительный и добродушный тон, чтобы мои гендерные умствования не были просто отброшены как враждебные, а были хотя бы обдуманы.

Признаю, что я УЧИТЫВАЮ те особенности патриархальной культуры, которые могут составлять угрозу для моего здоровья или жизни: как, например, восприятие мужчинами женщины как жертвы и вещи. Я стараюсь не ходить на каблуках, если выхожу из дому в темное время суток одна. Я держу ухо востро, заходя в темный двор и в подъезд. Я внутренне готова продать свое движимое имущество, сексуальную независимость, здоровье или даже жизнь как можно дороже :) Да, таким образом я становлюсь частью культуры изнасилования, хотя и не считаю ее нормой. Но игнорировать ее существование - романтический идеализм, имхо.

Reply

alidochka November 22 2009, 16:08:34 UTC
Этими методами я и сама пользуюсь. Только это как капля в море. Создаем скорлупу вокруг себя из "правильных" людей и делаем вид, что за оболочкой разумной жизни нет, потому что слишком уж она там, за оболочкой, мутантная.

Reply

narizhna November 22 2009, 17:22:57 UTC
Ну, скорлупу из правильных людей создают все, гомофобы и сексисты тоже неуютно себя чувствуют при общении с вами, уж поверьте :) Каждый стремится окружить себя себе подобными и воспринимает "других" как мутантов :)

Но ваши старания - не капля в море. Чем чаще подверженные стереотипам люди встречают людей с другими взглядами, тем менее ригидными они становятся, менее уверенными в своей правоте. А что вам еще нужно? Окунуться в борьбу за права тех, кто пока и сам не понимает, нужны ли им эти права? Вы спросите у десяти обычных женщин на улице, кто такие феминстки - многие будут асоциировать их с недотраханными мужененависницами или лесбиянками, и большинство не сможет ответить по существу, я уверена. А все это потому, что ничего не бывает быстро. Нам тут хочется свергнуть патриархат и успеть пожить в свободном от гендерных стереотипов обществе, но этого не будет. Такие общественные перевороты накапливаются по крупинкам, результат приходит постепенно, не факт, что мы его увидим. Поэтому живите свою счастливую жизнь в скорлупе - но прилагайте по крупинкам усилия, сберегая мужество быть собой тогда, когда сталкиваетесь с мутантами :)

Reply

капец. какой здОровский манифестъ! bikertroll November 24 2009, 10:06:04 UTC
жаль только, что российское общество в последние годы дрейфует отнюдь не к берегам свободы. И личной половой - в том числе. Набирающий силу поток мигрантов с Кавказа, Ср.Азии, Китая - уже зримо отбрасывает общество к пресловутому патриархату: и из-за увеличивающегося "культурного вклада" мигрантов, и в силу защитных реакций автохонов.
Впрочем, это, увы, соответствует мировому тренду, с особенной силой проявляющемуся в Европе. Хиджабы, минареты, далее - везде.

Reply

Re: капец. какой здОровский манифестъ! narizhna November 24 2009, 11:08:06 UTC
Не надо так уж винить мигрантов - Россия никогда не была носителем европейской культуры (несмотря на старания некоторых ее правителей) и всегда имела черты азийского менталитета. Уверена, это не нравится многим россиянам, но это так: личность никогда не была в России в почете, жизнь не была особой ценностью, индивидуализм не был распространенной философией.

Хотя я и признаю, что в Европе приплыв человеческих рессурсов из традиционных культур является проблемой и неизвестно еще, как они ее решат, но России не стоит подпрягаться к этому стону про попирание либерально-демократических ценностей варварской стопой. Россия сама не выросла еще из рамок традиционной культуры.

Reply

Re: капец. какой здОровский манифестъ! bikertroll November 24 2009, 11:48:59 UTC
Мигрантов конечно не виню - по-другому они действовать просто не могут.
Пожалуй, наши представления касательно текущей точки российской культуры в общей системе координат, могут несколько отличаться, что вполне нормально, а может - и правильно. Просто хочу подчеркнуть иную свою мысль: динамика нашей общественной культуры в целом сугубо отрицательная. Именно фактор набирающей силу миграции "южных традиционалистов" перечеркивает движение к прогрессу в этой области, если понимать под прогрессом - личную свободу.
Это безусловно, тоже происходит в мире не первый раз. Спереди у нас - не торжество свобод, а борьба, имхо)

Reply

Re: капец. какой здОровский манифестъ! narizhna November 24 2009, 12:10:23 UTC
Ну, моя оценка "текущей точки российской культуры" вообще довольно умозрительная, так как я в России не живу и даже ни разу не была :) Так что не особо обрашайте внимание :)

Reply

offtopic silly_sad November 24 2009, 13:30:19 UTC
> индивидуализм не был распространенной философией.

при этом с коллективным трудом и договариванием между людьми у русских страшные проблемы!

а у всяких "западных" индивидуальстов, объединения любого размера и с любой целью -- обыденная реальность, начиная от дружин самообороны и кружков любителей вязания, заканчивая политическими партиями...

Reply

silly_sad November 24 2009, 06:43:21 UTC
отменить половую дискриминацию при призыве в армию.

Reply

lady_leila November 24 2009, 08:14:16 UTC
Еще одна проблема в том, что именно женщины наиболее ярые защитницы "патриархальной культуры" именно они осуждают тех женщин, которые пытаются не следовать привычным правилам, я не знаю, где Вы живете, но могу сказать, что в провинции все это еще ужаснее, чем в Москве.

Reply

bikertroll November 24 2009, 10:06:57 UTC
угу. особенно в северо-кавказской провинции.

Reply

lady_leila November 24 2009, 10:56:48 UTC
Там вообще все страшно((

Reply

chernyjdyr November 24 2009, 17:55:05 UTC
Смотрите, человек существо общественое, независимо от его джендера. Человек которого абсолютно не интересует фидбек и который определяет свою "цену" исключительно на основе личного мнения это либо нарцисс либо социопат. Несомнено на фоне тысячелетий дискриминации этот фидбэк должен быть подвергнут критике , что не просто, но игнорировать его вообще, автоматически считая любую общественую предпосылку враждебной, мне кажется лечением головной боли гильётиной.

Люди все являются и пытаются быть ПРЕДМЕТОМ чего либо. Влечения, желания, страдания, симпатии, зависти, восхищения. Человек расказывающий интересный анекдот друзьям - не пытается быть предметом влечения? Пусть он "продает" не свою красоту , а чувство юмора , ум, математические способности, возможность быстро бегать или хорошо петь- какая разница? Людей привлекает некая узкая черта - часть человека, его способность ..они ее "используют", а во всем остальном он для них никто. Красивый человек испольуется как безмолвный секс айд,а певец как магнитофон, мызыкант как придаток к пианино и тп и тд . ... конечно проблема в том что исторически колличествено жещнины направлялись имено в роль секс ПРЕДМЕТА а все остальные роли были закрыты.. но оценивая обьектвино - теоритичеки и эта роль не хуже других и этот выбор тоже легитимен.

Насчет обьективизации , есть проблема отделить легитимное проявление сексуального внимания от обьективизации, и в последнее время это часто смешивают в одну кашу - забывая что и субьект, может быть сексуальным. Это очень и очень вредит феминискому движению в странах где этому движению уже удалось добится некоторых достижений.

Это не имеет прямого отношения к ОП...просто вещин над которыми я задумывался и которые имеют отношение к вашему коменту.

Reply

narizhna November 25 2009, 10:05:44 UTC
Да, я согласна, мы формируемся в социуме, живем в социуме, и нас все интересует оценка других. Нам всем приятно восхищение - и неприятно неприятие. И мужчины тоже интересуются, кто как оценивает их внешность, и тоже чувствуют себя ненужными, если они никого сексуально не привлекают. Я говорла не от том, чтобы быть безразличным к чужой оценке. Я говорила о том, откуда проирастает оценка собственная. Ты что-то знаешь о себе сам, ли ты все выводы сдела из мнения других? И если меняется мнение других о тебе, то меняется и твое? Нас всегда учили: не говори о себе сам, подожди, пока скажут другие. До такой степени, что многие даже не то что говорить, а ДУМАТЬ о себе сами не умеют. Да, мне приятно, когда меня хвалят. Мне хочется, допустим, признания - в област литературного таланта. Но мне его хочется потому, что я сама считаю себя талантливой. И если кто-то меня критикует, я от этого не перестаю так считать. Я просто понимаю, что мои тексты человеку чем-то не нравятся. Так же и в с внешностью: у меня, например, был долгий период, когда я начинала ОЩУЩАТЬ СЕБЯ МЕНЕЕ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ, если любимый человек терял ко мне сексуальный интерес. Но ведь это, ненормально, согласитесь. Ты остаешься таким, какой ты есть, независимо от того, кто тебя хочет, а кто нет. Можно страдать от того, что больше не будет необходимых тебе отношений, но резко превращаться во внутреннем самоощущении из красавицы в уродину - это патология. И она для очень многих женщин характерна, к сожалению.

Насчет "торговли" разными своими сильными сторонами - не знаю, мне кажется, это нечто, что человек может преодолеть в своем духовном развитии. Так же, как можно перестать одеваться для потенциальных сексуальных парнеров и начать одеваться для себя, так же можно и перестать "продавать", скажем, математические таланты, и заниматься математикой, потому что в кайф. И удивляться, что за хобби еще и деньги платят :))))))) Тут опять же дело не в самом факте "торговли", а в том, что на первом месте: желание продать или удовольствие от процесса. Грань тонка, согласна, но она есть.

И насчет объективации - тот же подход у меня. Если тебе хочется быть желанным сексуальным партнером для тех, кого сам желаешь, то ты однвоременно выступаешь и в объектной, и в субъектной роли. Но когда тебе хочется быть "абстрактно привлекательным" сексуальным объектом, когда, например, женщине хочется "нравиться мужчинам" - не конкретным, а вообще, - то ты стаовишься предметом. Ликвидной вещью. Это и с мужчи нами случается, не спорю, но все же реже, их на это меньше настраивают.

Зато полностью согласна, что перегибание палки в вопросах сексуального внимания очень вредит феминизму. Совершенно точно.

Reply


Leave a comment

Up