Кинодневник. "Бартон Финк"

Oct 10, 2018 15:16

Barton Fink (1991)
Режиссёр Джоэл Коэн
Продюсер Итан Коэн
Авторы сценария Итан Коэн, Джоэл Коэн
В главных ролях Джон Туртурро, Джон Гудмен, Джуди Дэвис, Майкл Лернер, Стив Бушеми

Черная комедия, получившая главный приз на Каннском кинофестивале. Помимо "Золотой пальмовой ветви" фильм получил в Каннах приз лучшему режиссеру и исполнителю главной роли.

Я посмотрел фильм в рамках кинорулитки по фильмам - победителям Каннского кинофестиваля.


[Сюжет]Драматург Бартон Финк, пьеса которого произвела фурор в Нью-Йорке, получил приглашение от голливудской киностудии. Согласившись на довод, что можно сейчас заработать побольше сценаристом, а потом вернуться в серьезную драматургию и писать пьесы о простых людях, Финк едет в Лос-Анжелес, где селится в гостинице "Эрл". Портье Чет вручает ему ключи от номера и предлагает обращаться в любое время, если Финку что-то понадобится.


Медленный лифт со странным лифтером поднимает Бартона на его этаж.


В компании "Кэпитол Пикчерз" Финка с энтузиазмом встречает Джек Липник, который поручает Бартону написание сценария о рестлинге.


Вернувшись в гостиницу, Бартон пытается взяться за работу.


Ему мешает шум из соседнего номера, и Бартон звонит порье, в результате через минуту к нему в номер стучится сосед, который представляется страховым агентом Черли Мэдоусом. Сначала Бартон чувствует себя с ним неловко, но постепенно втягивается в разговор, и прощаются они в эту ночь друзьями.


Работа, впрочем, у Бартон не идет: writer's block... В поисках помощи он обращается к известному писателю Уильяму Мейхью, которого случайно встретил, но тот, как оказывается спился. Продюсер студии отправляет Бартона смотреть материалы другим фильмам о рестлинге


Это ему тоже не помогает, в отчаянии от просит о помощи секретаршу Мейхью - Одри, которая на самом деле писала сценарии за своего босса - алкоголика. И она приходит к нему среди ночи.


А на утро Бартон обнаруживает рядом с собой мертвую Одри в луже крови. Избавиться от тела помогает Чарли. Чем дальше, тем чудесатее: Чарли уезжает в Нью-Йорк, оставляя перед отъездом Финку закрытую коробку, а в гостиницу приходят двое полицейских, которые сообщают Бартону, что его друг Чарли на самом деле - маньяк Карл Мундт, и что только что обнаружено тело женщины с отсутствующей головой. Бартон в замешательстве начинает гадать - что же находится в оставленной ему коробке...

Под влиянием всего произошедшего Финк наконец пишет сценарий, который сам же считает своей лучшей работой. Он празднует это события, попутно провоцируя в ресторане драку между моряками и пехотинцами (за окном идет 1941-й год). Вернувшись в гостиницу, Бартон застает в своем номере полицейских, которые нашли пятно от крови на его кровати. Теперь его считают соучастником и не очень верят его объяснением. В этот момент в гостиницу возвращается Чарли (он же Безумный Мундт), и коридор на этаже превращается в филиал ада на земле.


Полицейские мертвы, Чарли направляется в свой номер, бросая напоследок: "Если что - заходи". Бартон покидает гостиницу и несет свой сценарий Липнику, который по случаю вступления США в войну выбил себе военное звание.


Липник ругается едва не брызжа слюной, выгоняет Финка из кабинета, но запрещает тому покидать город - Бартон все еще на контракте со студией. Из кабинета Бартон идет на пляж, где встречает красивую девушку - копию той, что он видел на картинке в своем номере...


Ой, я, кажется, не те фотографии поставил. Вот - правильные кадры из фильма:























Сам факт, что в Каннах одержал победу американский фильм говорит о том, что это необычный американский фильм. Впрочем, для братьев Коэн как раз естественно снимать необычное кино. При этом они не повторяются: снимают каждый раз другой тип необычного кино. В этот раз они сделали черную комедию с уклоном с сюр. И не случайно среди моих ассоциаций к этому фильму оказались Naked Lunch Кроненберга и Brazil Гиллиама.
Что мне нравится в такого рода фильмах - они оставляют простор для домысливания, что символизирует та или иная деталь. Местами авторы дает очень небольшие намеки (даже совсем маленькие - как комар, намекающий на погружение героя в "болото"), в других случаях начинают с "совпадения" и постепенно наращивают это "совпадение" до уровня очевидной связи - и жара отеле, плавившая клей на обоях, оказывается следствием адского пламени, следующего за Безумным Максом Мундтом.
Забавно, что насыщенность символами в фильме в конце приводит к недоразумению: в последней сцене герой и незнакомка сидят на берегу океана, и прямо перед ними чайка ныряет в воду за рыбой, тут же всплывает и дальше "дрейфует" на виду у зрителей. Что это означает? Как они это сняли? А оказывается, что это была чистой воды случайность, и Коэны просто решили оставить в фильме дубль со столь бросающейся в глаза деталью...

Так о чем же собственно фильм? Мне кажется, что в нем присутствует по меньшей мере два уровня. Во-первых, история того, куда заводит Творца "просторная дорога торная" - погоня или даже просто согласие работать ради Больших Денег (совместимо ли Настоящее Искусство с кассовым успехом - тема, на которую можно спорить до бесконечности).
Во-вторых, братья Коэны от души постебались на тему внутренней кухни Голливуда. Большинство центральных персонажей фильма имеет реальные прообразы на Фабрике Грёз середины двадцатого века. Через четверть века братья вернутся к этой теме в Hail, Caesar!, но того успеха, который достался "Бартону Финку" "Цезарь" не дождался. Может тема приелась публики, а может Коэны не показали в картине того же уровня стёба. Или еще проще - для нынешнего поколения Коэны оказались недостаточно следующими коньюктуре.
Лично мне кажется, что "Бартон Финк" был эпатажнее и интереснее, а "Да здравствует Цезарь!" - мастеровитее и ностальгичнее. Что лучше по сумме - каждый выбирает для себя.

Кинодневник, Кинорулетка

Previous post Next post
Up