Во время испанской войны 1930-х Сталин стоял на сугубо прагматических позициях. Ему нужно было взять максимум от испанского республиканского правительства - для нужд экономики СССР. При этом само военное вмешательство было сведено к минимуму. Вообще, на стороне республиканцев сражались всего лишь 34 тысячи иностранцев. Из них всего 2,5 тысячи представляли Советский Союз:
«584 военных советника и инструктора, 772 летчика, 354 танкиста, 77 моряков, 166 связистов, 140 саперов, 100 артиллеристов, 204 переводчика и в небольших количествах политработники и специалисты тыла». (А. Усовский. «Сталин и испанская война»)Союз, в огромном количестве поставлял Испании разные вооружения, но делал это отнюдь небезвозмездно. Сначала мы брали плату наличными, а потом предоставили Испании кредит - под гарантии ее золотого запаса, который и был вывезен в СССР. То есть, Сталин провернул в Испании успешнейшую коммерческую операцию (ай, молодца!). И то, что республиканцы проиграли, его особо не расстраивало. Вряд ли отцу народов была нужна западноевропейская социалистическая республика, напичканная разного рода леваками, троцкистами и либералами. Такое образование могло в любой момент развернуться против СССР, да еще и под флагами «подлинного социализма». Нет уж, увольте!
А вот у Германии и Италии, которые помогали Франко, ничего дельного не вышло. Каудильо победил, но толку от этого было мало. Он ведь так и не вступил в войну с Англией на стороне Тройственного союза. От него ждали, что он поможет захватить Гибралтар и, тем самым, решит ситуацию в Средиземноморье в пользу Германии и Италии. Но этого так и не произошло. Франко цинично предал своих союзников, несмотря на то, что они сделали все для его победы. «…На испанской земле побывало более 250.000 итальянских солдат и офицеров, из которых более двадцати тысяч сложили там свои головы, - пишет А. Усовский. - Согласитесь, это более чем серьезная помощь другу и союзнику - при том, что бывали моменты, когда из трехсоттысячной армии фалангистов сто пятьдесят тысяч составляли итальянцы!... Вся итальянская боевая техника, все вооружение, вообще все, что получил Франко от Муссолини - шло в виде безвозмездной помощи, или, в крайнем случае, поставлялось в форме товарного кредита. Не говоря уже о том, что пенсии семьям павших на испанской земле итальянских военнослужащих платила Италия. То есть все расходы по своей испанской эпопее Муссолини взял на себя - вернее, записал в убытки итальянского бюджета… Гитлер… при первых же позывах с Пиренеев незамедлительно отправил на помощь Франко легион «Кондор» - всего на Иберийском полуострове успело повоевать более двадцати пяти тысяч немецких солдат и офицеров…Жалованье немецкие военнослужащие получали от немецкой казны - а равно оттуда же им шли командировочные, суточные, представительские и прочие суммы. То есть Гитлер, опять же, послал сражаться за Франко своих солдат за счет Германского рейха - что не стоило каудильо ни песеты». («Сталин и испанская война»)
Ну, и спрашивается, у кого было больше государственной мудрости - у Сталина, или же у дуче с фюрером? По словам чилийского дипломата и упертого нациста-эзотерика М. Серрано, который был приближен ко многим сильным мира сего, Гитлер сожалел по поводу своей «испанской политики». Фюрер пришел к выводу о том, что Германия поддержала «не тех».