Меня вчера
крайне удивило, что Дмитрий Быков, человек со вкусом и независимым умом, придерживается подхода "если вам нравятся сталинские методы, не обижайтесь и на то, что они применяются к вам". Сперва мне показалось, что он это не совсем всерьез, а больше из-за стремления к блеску и оригинальности, но я ошибся - все вполне серьезно
(
Read more... )
Тут еще вопрос дискурса. Если речь идет о праве, и собеседники привержены ценностям "современного общества" (как бы его не понимать в деталях), то идея об оправданности репрессий за взгляды представляется недискуссионной. Если же разговор идет в экзистенциальном ключе, и кто-то берет на себя смелость суждения с позиции высшего судии, то такое высказывание может быть не лишено обоснованности. Но мы ведь не этот случай рассматриваем?
Reply
Reply
Им что - "не лезьте, не ваше дело?"
Reply
Да, тем самым я в каком-то смысле как бы заранее оцениваю и ситуацию, когда и меня могут "репрессировать", если я окажусь рядом с местом погрома и попадусь под мало разбирающую дубинку или пулю. Я не считаю, что это было бы справедливым, но как бы заранее признаю условно оправданным некими соображениями.
Но если некий оппонент после прочтения таких моих слов пришлет ко мне горячего азербайджанского правозащитника с ножом, сочтете ли Вы такой исход справедливым по отношению ко мне?
Это первый разворот.
А второй разворот вот какой. Когда Вы говорите "применение репрессий к N оправдано тем, что он в своей книжке признал репрессии оправданными", то Вы тем самым признаете эту "оправданность" не только для N (сам писал - сам теперь и считай оправданным), но и для Вас, и для всех наблюдателей. Как будто неправильные взгляды N Имеют какую-то обязательную силу по отношению к нашим правовым и идейным позициям.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Но он ведь не так говорит. Он не говорит "я, Быков, считаю что применение репрессий к N оправдано тем, что...". Он говорит "если N считает, что применение репрессий к M оправдано, то у него нет морального права возмущаться применением репрессий к себе". Т.е. принцип моральной симметрии, отрицание "готтентотской" этики. Если ты считаешь, что красть у тебя корову нехорошо, то ты не должен считать, что хорошо красть её у соседа.
А это же совсем другая логическая конструкция, чем то, что подсовываете вы.
С другой стороны, не совсем понятно как такой принцип симметрии, буде мы признаем его справедливость, может быть применён в этой дискуссии.
Reply
Reply
Reply
Reply
Уместнее было бы обсуждать не абстрактный принцип (сам по себе, он у меня, кстати, возражений не вызывает, но об этом ниже), а степень его приложимости к конкретной ситуации. Любое описание истории предполагает попытку объяснения. Любое объяснение требует проникновения в логику действующего лица, сколь бы одиозно оно ни было. Любой исторический трактат, имеющий своей целью приблизиться к пониманию скрытых механизмов советской власти, рискует быть истолкован как апологетический - если только он преследует именно эти цели, а не пропагандистские. В особенности, это относится к исследованиям военной истории (я имею в виду Вторую Мировую вообще и Отечественную в частности). Поэтому тезис насчёт "оправдания авторами репрессий" ещё надо доказать, а уж потом выяснять, на что они имеют моральное право, а на что нет.
Но, допустим, что репрессии они, действительно, оправдывают и морального права протестовать, стало быть, не имеют. Но другие-то - имеют! Если меня тошнит от доноса, как такового, то мне глубоко плевать, имеет ли объект стука на что-то там моральное право - мне гораздо важнее, чтобы, во-первых, этот инструмент "дискуссии" был выведен за рамки приемлемого, а во-вторых, чтобы тот, кто не брезгует им пользоваться, был по достоинству оценен, а не превозносим в качестве борца с фальсификацией истории, антисемитизмом, чеченофобией и палочкой Коха.
Reply
Вы изложили то, что я, было, собрался писать, только гораздо лучше, чем вышло бы у меня.
Reply
Reply
С моей же точки зрения, (1) государственные репрессии за исторические исследования или иные высказывания мыслей применяться не должны и должны быть запрещены конституционно, вне зависимости от того, насколько кому-либо симпатичны или несимпатичны эти мысли, (2) и частные кампании травли и лжи также аморальны и отталкивающи.
Reply
Leave a comment