Обсуждение статьи Никиты Соколова показало, что мне не всегда удается выразить свою мысль ясно и однозначно. То ли тороплюсь (мало времени сейчас для занятий ЖЖ), то ли остерегаюсь быть чересчур прямолинейным и банальным, то ли наоборот - все еще не понял, насколько стал выглядеть предсказуемо однонаправленным... Ну да ладно, кого особо интересуют
(
Read more... )
На мой взгляд, альтернативой был бы объяснение и анализ существа проблемы, ответом на которую явилась та самая поляризация, и дальше анализ этих полюсов.
Но для такого анализа нужны как минимум метапозиция и метаязык. С этим же, мне кажется, большие проблемы. Метапозиция предполагает не только спокойную равноотстраненность от анализируемых полюсов, но и отказ от проекции анализируемой исторической ситуации в современный контекст. Изложить так историю двадцатого века, да еще при необходимости увлечь подростков и дать им доходчивую картину - это проблема не только педагогическая. Понятно, что гораздо проще дать интерпретацию в рамках идеологии, тем более разделяемой автором учебника, или предписанной свыше.
Надеюсь, что все-таки решение возможно. Про ХХ век не скажу, не попадалось, а вот по XIX веку я уже ссылался на отличный учебник Андрея Левандовского. Мне кажется, это хорошее приближение к тому варианту, который я описал.
Кстати, как по-твоему, до какого периода допустимо доводить курс современной истории в школе? Где начинается неисторическая уже современность? Меня, к примеру, удивляют обширные главы про Ельцина и Путина, особено с портретами действующего президента. Мне кажется, что дальше Брежнева двигаться уже бессмысленно. И если есть необходимость в информировании об актуальной современности - то нужно делать это как-то иначе, в рамках другого курса. А какого - сам пока не понимаю.
Reply
А если через одну идею так сказать, смотреть на прошлое, то причем здесь история.
Противопостовление здесь как раз и проходит: идеология (в смысле "мифа", концепта) или история.
В школах же истории в принципе нет, и видимо она там не скоро появится.
Reply
А можно Вас попросить описать разницу между идеологией и политическим концептом? Мне бы хотелось быть точнее в терминологии.
Reply
Почему не получится? Вот возьмите, например, "Идею истории" Коллингвуда, помнится, с удовольствием ее в школе читал. А если еще и слегка адаптировать и на фактическом материале - отличный учебник можно сделать :) Другое дело, что от учебника в школе мало что зависит.
Та же "Идея истории" - это идеология (в буквальном смысле) - т.е. про идею, про её жизнь. А вот когда через призму определенной идеи рассматривают всё (кроме самой этой идеи), то вот это, наверное, - "политический концепт", который почему-то тоже называют "идеологией" :) Ну, за терминологию не отвечаю :), но смысл вроде понятен.
Reply
Коллингвуда ока не читал, надо исправлять. Спасибо за рекомендацию.
Reply
Reply
Leave a comment