129 лет назад, 5 августа 1895 года в Лондоне умер Фридрих Энгельс, друг и соратник Карла Маркса. В официальной советской идеологии Маркс, Энгельс, Ленин составляли канонизированную троицу великих основоположников единственно верного учения - марксизма-ленинизма.
Мы в школе и университете изучали тексты Маркса и Энгельса по философии, политэкономии и "научному коммунизму" (т.е. марксистской идеологии). Но некоторые их тексты нам не давали читать. В частности, тексты по национальному вопросу.
А тексты занятные, хоть и написаны в середине позапрошлого века, но чем-то напоминают выступления одного австрийского художника первой половины 20 века, а другие и вовсе смотрятся вполне современно.
Среди всех больших и малых наций Австрии только три были носительницами прогресса, активно воздействовали на историю и ещё теперь сохранили жизнеспособность; это - немцы, поляки, мадьяры. Поэтому они теперь революционны. Миссия всех других крупных и мелких племен заключается, прежде всего, в том, чтобы погибнуть в революционной мировой буре. И потому-то они теперь контрреволюционны.
При первом же победоносном восстании французского пролетариата..., австрийские немцы и мадьяры освободятся и кровавой местью отплатят славянским народам. Всеобщая война, которая тогда вспыхнет, рассеет этот славянский Зондербунд и сотрет с лица земли даже имя этих упрямых маленьких наций. В ближайшей мировой войне с лица земли исчезнут не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы. И это тоже будет прогрессом
(Энгельс, «Борьба мадьяр» Новая Рейнская газета, 13.01.1849)
Речь идет не о братском союзе всех европейских народов..., а о союзе революционных народов против контрреволюционных, союзе, который может быть осуществлен не на бумаге, а только на поле сражения.
...Единственное, в чем можно упрекнуть мадьяр, -это в излишней уступчивости по отношению к нации [хорватов], по самой природе своей контрреволюционной.
….Немцы дали себе труд цивилизовать упрямых чехов и словенцев, ввести у них торговлю и промышленность, более или менее сносное земледелие и культуру…
Чехам, хорватам и русским обеспечены ненависть всей Европы и кровавая революционная война Запада против них…
На сентиментальные фразы о братстве, обращаемые к нам от имени самых контрреволюционных наций Европы, мы отвечаем: ненависть к русским была и продолжает еще быть у немцев их первой революционной страстью; со времени революции к этому прибавилась ненависть к чехам и хорватам, и только при помощи самого решительного терроризма против этих славянских народов [чехов и хорватов] можем мы совместно с поляками и мадьярами оградить революцию от опасности.
…тогда борьба, «беспощадная борьба не на жизнь, а на смерть» со славянством, предающим революцию, борьба на уничтожение и беспощадный терроризм - не в интересах Германии, а в интересах революции!
(Энгельс, «Демократический панславизм», Новая Рейнская газета, 14-16.02.1849)
…Эта великолепная территория [Балканы] имеет несчастье быть населенной конгломератом различных рас и национальностей, о которых трудно сказать, какая из них наиболее неспособна к прогрессу и цивилизации…
(Маркс, «Британская политика», Нью-Йорк Уикли Трибьюн, 9.04.1853)
Никакая революция в Западной Европе не может окончательно победить, пока поблизости существует современное российское государство. Германия же - ближайший его сосед, на Германию, стало быть, обрушится первый натиск армий русской реакции. Падение русского царизма, уничтожение Российской империи является, стало быть, одним из первых условий окончательной победы немецкого пролетариата
(Энгельс, «О социальном вопросе в России», 1875)
С 24 февраля нам было ясно, что революция имеет только одного действительно страшного врага - Россию и что для этого врага необходимость вступить в борьбу становится все более настоятельной, по мере того как движение приобретает общеевропейский размах.
(Энгельс, «Marx and the Neue Rheinische Zeitung (1848-49)». Der Sozialdemokrat № 11, 13 марта 1884)
Ну и третий основоположник, добрый дедушка Ленин
Мы, марксисты, всегда стояли и стоим за революционную войну против контрреволюционных народов.
(Ленин, «Крах Второго Интернационала», 1915.)