(о статье см.
предыдущее сообщениеЛурия описывает переход от конкретного мышления, привязанного к практической деятельности - к более высокой стадии понятийного мышления, основанного на абстрагировании, логике, оперировании формальными конструкциями
(
Read more... )
----
СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ
В продолжение вчерашней серии про мышление
В биологии есть закон подобия онтогенеза и филогенеза: живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет, в известной степени, формы, пройденные его предками или его видом (филогенез)
Мне кажется, нечто схожее есть и в развитии мышления. А именно, по мере взросления человека его индивидуальное мышление проходит стадии, которые соответствуют известным в истории типам мировосприятия (философским системам).
На эту тему нужно писать много и подробно. Пока лишь набросаю схему, перечень стадий с их характерными чертами.
1. ДЕТСТВО
Индивидуальный тип мировосприятия: сказочный.
Тип получаемой картины мира: волшебная, синкретическая
Исторический тип мировоззрения: Миф.
Способ познания: уяснить сюжет и распределение ролей, дальше из этого всё выводится.
2. ПОДРОСТКОВАЯ СТАДИЯ
Индивидуальный тип мировосприятия: практический.
Тип картины мира: эклектическая, привязанная к практическим ситуациям и навыкам.
Исторический тип: Эмпиризм, натурализм (наивный реализм).
Способ познания: Приобретение начальных навыков практической деятельности. Первые попытки обобщения доступного опыта.
3. ЮНОСТЬ
Индивидуальный тип мировосприятия: стремление всё рационализировать и логически упорядочить, основать мировосприятие на единых и простых принципах. Максимализм.
Тип картины мира: Идеалистическая
Исторический тип: Идеализм.
Способ познания: Сначала принимаются Принципы. Реальность оценивается исходя из соответствия (несоответствия) Принципам.
4. МОЛОДОСТЬ
Индивидуальный тип мировосприятия: начало критического и систематического мышления.
Тип картины мира: то, что сейчас принято называть "научная картина мира". Рационализм, элементаризм, редукционизм.
Исторический тип: Позитивизм, Эволюционизм.
Способ познания: Гипотетико-индуктивный.
Сначала собираются факты
Потом делаются обобщения, в результате строится теория. Из теории выводится отношение к разным явлениям.
(Это не сам способ, а скорее представление о правильном способе познания).
5. ВЗРОСЛОСТЬ
Индивидуальный тип мировосприятия: аналитический, критический.
Тип картины мира: Концептуальный.
Исторический тип: Постпозитивизм, аналитическая философия, философия языка.
Способ познания.
Реальность описывается с помощью теорий, используются сложные модели.
В описании различаются дескриптивные, оценочные, нормативные высказывания.
Дескриптивные высказывания основаны на опыте, делаются в рамках описания реальности. (Это похоже на позитивизм, но с более глубоким пониманием того, что такое "факт" и как он связан с теорией).
Оценочные и нормативные высказывания не выводятся из дескриптивных, а следуют из постулатов.
6. ЗРЕЛОСТЬ
Индивидуальный тип мировосприятия: Концептуальный, рефлексивный.
Тип картины мира: Концептуальный, системный, проблематизированный.
Исторический тип: Неокантианство, теория систем, когнитивная психология, философия постмодерна.
Способ познания.
Рефлексия, анализ постулатов и оснований. Критика методов
--------
В описании пунктов 5 и 6 получается некоторый винегрет, поскольку в реальности это не совсем правильно считать последовательными стадиями развития. Скорее это сочетание разных направлений развития, которые пытаются преодолеть проблемы предыдущих стадий
Reply
Leave a comment