После прочтения статьи Лурия

May 31, 2017 17:32

(о статье см. предыдущее сообщениеЛурия описывает переход от конкретного мышления, привязанного к практической деятельности - к более высокой стадии понятийного мышления, основанного на абстрагировании, логике, оперировании формальными конструкциями ( Read more... )

thought, psychology

Leave a comment

Некоторое продолжение a_bugaev May 16 2019, 09:47:31 UTC
Скопирую сюда из ФБ, чтоб не пропало там
----

СТАДИИ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ

В продолжение вчерашней серии про мышление

В биологии есть закон подобия онтогенеза и филогенеза: живое существо в своем индивидуальном развитии (онтогенез) повторяет, в известной степени, формы, пройденные его предками или его видом (филогенез)

Мне кажется, нечто схожее есть и в развитии мышления. А именно, по мере взросления человека его индивидуальное мышление проходит стадии, которые соответствуют известным в истории типам мировосприятия (философским системам).

На эту тему нужно писать много и подробно. Пока лишь набросаю схему, перечень стадий с их характерными чертами.

1. ДЕТСТВО

Индивидуальный тип мировосприятия: сказочный.

Тип получаемой картины мира: волшебная, синкретическая

Исторический тип мировоззрения: Миф.

Способ познания: уяснить сюжет и распределение ролей, дальше из этого всё выводится.

2. ПОДРОСТКОВАЯ СТАДИЯ

Индивидуальный тип мировосприятия: практический.

Тип картины мира: эклектическая, привязанная к практическим ситуациям и навыкам.

Исторический тип: Эмпиризм, натурализм (наивный реализм).

Способ познания: Приобретение начальных навыков практической деятельности. Первые попытки обобщения доступного опыта.

3. ЮНОСТЬ

Индивидуальный тип мировосприятия: стремление всё рационализировать и логически упорядочить, основать мировосприятие на единых и простых принципах. Максимализм.

Тип картины мира: Идеалистическая

Исторический тип: Идеализм.

Способ познания: Сначала принимаются Принципы. Реальность оценивается исходя из соответствия (несоответствия) Принципам.

4. МОЛОДОСТЬ

Индивидуальный тип мировосприятия: начало критического и систематического мышления.

Тип картины мира: то, что сейчас принято называть "научная картина мира". Рационализм, элементаризм, редукционизм.

Исторический тип: Позитивизм, Эволюционизм.

Способ познания: Гипотетико-индуктивный.
Сначала собираются факты
Потом делаются обобщения, в результате строится теория. Из теории выводится отношение к разным явлениям.
(Это не сам способ, а скорее представление о правильном способе познания).

5. ВЗРОСЛОСТЬ

Индивидуальный тип мировосприятия: аналитический, критический.

Тип картины мира: Концептуальный.

Исторический тип: Постпозитивизм, аналитическая философия, философия языка.

Способ познания.
Реальность описывается с помощью теорий, используются сложные модели.

В описании различаются дескриптивные, оценочные, нормативные высказывания.
Дескриптивные высказывания основаны на опыте, делаются в рамках описания реальности. (Это похоже на позитивизм, но с более глубоким пониманием того, что такое "факт" и как он связан с теорией).

Оценочные и нормативные высказывания не выводятся из дескриптивных, а следуют из постулатов.

6. ЗРЕЛОСТЬ

Индивидуальный тип мировосприятия: Концептуальный, рефлексивный.

Тип картины мира: Концептуальный, системный, проблематизированный.

Исторический тип: Неокантианство, теория систем, когнитивная психология, философия постмодерна.

Способ познания.
Рефлексия, анализ постулатов и оснований. Критика методов

--------
В описании пунктов 5 и 6 получается некоторый винегрет, поскольку в реальности это не совсем правильно считать последовательными стадиями развития. Скорее это сочетание разных направлений развития, которые пытаются преодолеть проблемы предыдущих стадий

Reply


Leave a comment

Up