или как управлять Россией не привлекая внимания санитаров.
В России +/- 34 000 судей. Попробую пофантазировать на тему.
То что судебная реформа назрела и даже более того, она уже давно перезрела не говорит только ленивый. Все эти непонятные обществу приговоры,телефонное право и т. д. и т. п.
Мы вроде с судьями читаем одну книгу - свод законов РФ, но выносимые ими приговоры часто вызывают недоумение. Что бы изменить это, нам необходим понятный алгоритм принятия решений. Я вообще не сторонник руководствоваться в принятии судебных решений совестью,моралью,этикой и другими шаткими мысле.конструкциями или формулировкой «на усмотрение судьи».
Первое что необходимо это вывести судей из под зависимости от исполнительной ветви власти т. е. от влияния ФСБ(управление «М»),МВД,СК,Прокуратуры.
Как это сделать ?
На первых порах полностью передать кадровый вопрос т. е. прием и утверждение судей в наименее заинтересованную организацию например Администрацию президента.
Это должен быть обычный кадровый департамент который будет принимать от ведомств справки на кандидата в судьи. И сразу нужно четко обозначить что именно требуется от ФСБ и МВД указывать в этих справках,без самодеятельности и с личной ответственностью если потом окажется что предоставленные сведенья оказались ложными.
Если у кандидата нет судимости,он психически здоров,прошел полиграф,нет второго гражданства,или родственников с зарубежным гражданством,не имеет счетов за границей,и самое главное не имеет конфликта интересов.
Что это такое ? А это второй пункт прграммы.
Кандидат в судьи не может быть бывшим работником прокуратуры или МВД. Это вообще исключено.
Кандидату в судьи необходимо категорически запретить иметь родственников(родителей,сестер/братьев,детей,дядей/тётей и племянников)работающих в системе МВД,ФСБ,Прокуратуре или СК. Вообще в исполнительной власти. Даже если они работают в разных регионах.
Потому что это мощный рычаг влияния на судью,ведь он не хочет что бы любимый родственник так и остался несчастным лейтенантом.
Так же, предусмотреть механизм защиты когда вышеуказанные родственники являются бизнесменами или судьями.
Третий пункт.
Категорически отменить для судей палочную систему т. е. убрать отчетность председателю суда о кол-ве обвинительных и оправдательных приговоров вынесенных за квартал.
Отменить для судей объяснительные записки о причинах вынесения оправдательных приговоров,не знаю как сейчас, но в начале 2000х это было.
Четвертое.
Помимо отсутствия судимости и психического здоровья, я лично убежден что судей следует назначать только по достижению скажем 30 лет. Наличие детей,супруга/ги обсуждаемо.
Российский государственный ВУЗ(никаких приравненных к ним)очный факультет и опыт работы в юридической сфере не менее 10 лет и квалификационные экзамены конечно.
Полиграф тест должен проводится регулярно с произвольным промежутком, но не менее 2 раз в год. Законодательно ограничить срок службы в 15-20 лет, потом отставка без исключений вне зависимости от характеристики и квалификации.
Пятое.
Повышение в классе,перевод между судами,привлечение к дисциплинароной ответсвенности,выписка премий не должны зависеть от решения председателя суда или его замов. Первые два легко решаются наличием вакансии и квалификационным экзаменом.
Премии либо отменить т. к. судьи не бедствуют+огромный соц.пакет, либо выдавать в конце года по результатам работы.
9 из 10 судей считают что не обязаны комментировать свои решения.Шестой пункт.
Как я уже написал выше, вынесенный приговор должен укладыватся в алгоритм т. е. есть статья,есть наказание и ничем иным судья руководствоваться не должен. Словосочетание «на усмотрение судьи», «нет оснований не доверять словам сотрудника МВД/ФСБ» и т. д.
Не должны звучать вообще. Если например есть видео/аудио свидетельства судья не может решать по своему желанию знакомится с ними или нет. Он обязан их всегда учитывать(при соответсвующей экспертизе).
Если есть заключения экспертов со стороны защиты и обвинения, то судья обязан заказать свою независимую экспертизу и только тогда выносить решение. Никаких «кураторов» из вышестоящих судов или других органов. Если судья понимает что его квалификации или знаний не хватает для рассмотрения дела он должен официально направить запрос на консультацию вышестоящего судьи и это должно быть отражено в приговоре.
И таких пунктов можно накидать много. И только за их неисполнение можно требовать с судьи объяснительную,выносить дисциплинарные решения, а не по результату приговора. Что бы понять была ли это невнимательность или заинтересованность.
чу..санитары бегут! Отключаюсь от галактической сети,чао буратины!
p.s. много статистических данных по судам и судьям
тут и
тут