"У нас в России лучшие врачи, лучшее образование..."

Mar 28, 2013 18:09

С такими мыслями я сюда в Финляндию приехала, тоже мозги промыты были. Хорошо их в советское время народу промыли :) Ещё, все эти предрассудки активно поддерживались местными русскими, недавно сюда приехавшими. Постоянно рассказывались разные страшные истории о том, где кого-то как-то неправильно лечили, а также все, "буквально все" (с), жаловались, что в школе здесь все тупые, и детей ничему не учат, все пользуются калькуляторами. Я была того же мнения. Ну а как же! В России в 9-м классе я уже прошла, что такое тангенс и котангенс, знала наизусть, сколько будет 11, 12, 13... 19 в квадрате, тут в девятом классе мы считали 2а+3a. Я себя чувствовала невероятно умной. В принципе, мне и в России математика в последних классах неплохо давалась, благодаря упорству: я по 4 часа могла сидеть над заданием и спать не ложилась, пока не понимала, как его решить. А здесь я и в соревнованиях по математике в лукио успела поучаствовать, и попасть в группу лучших, которым предложили тренинг для соревнований между скандинавскими странами. На тренинг я не поехала, т.к. дорога и прочее стоили денег, а мои родители в тот момент были безработными. Но сейчас не об этом.
Я решила стать учителем математики. "Я вам всем покажу, как математике надо обучать. Вот в России..!"

У каждого, кто не учился (здесь) на преподавателя, наверняка есть свои соображения, как нужно обучать детей, в каком объёме и какую информацию подавать, и, главное, - какими способами это делать. У меня тоже были относительно стандартные "русские" представления, когда я пошла учиться в университет. В процессе обучения именно на педагогическом факультете они радикально изменились.


Во-первых, я поняла, почему в девятом классе изучают 2а+3а, а не тангенс и котангенс - банально потому, что девятикласснику не нужен лишний хлам в башке. Я поняла, почему пользуются калькуляторами и таблицами формул: заучивание формул, конечно, развивает память, однако, совершенно не доказывает того, что ребёнок понял предмет. То есть, упор в обучении делается на то, чтоб материал был понятен, а не на то, чтоб кто-то зазубрил формулы или то, сколько будет 11 в квадрате. Кратко: умственные ресусрсы тратятся не на зубрёжку. В-третьих, я поняла, что нет математически тупых или неспособных людей. Да-да, вы все способны. Решает лишь мотивация. Ну и, конечно же, понимание материала с самого начала. Если ребёнок не понимает, что означает процесс умножения, деления, сложения, вычитания и т.д., то дальнейшая математика ему будет даваться с трудом. И так на каждой ступени можно спотыкаться, если в предыдущих знаниях по теме есть зазор.

В университете на педагогической части было очень интересно: люди, обучающие преподавателей, действительно умеют учить. По крайней мере, так было тогда, когда я училась. На педагогических курсах мы обсуждали разные способы мотивации, а также демонстрировали интересные способы объяснения той или иной темы или явления. Так, чтоб человеку было понятно и интересно.

Когда я пошла на практику в школу и лукио, первый мой преподаватель, на чьём классе я тренировалась, не дал мне попробовать ни одного из тех методов, которым нас обучали в университете. По его представлению учитель математики должен представлять собой говорящую голову у доски (подозреваю, что по представлению многих, читающих данный текст, - тоже:-)). То есть он не принимал моих планов занятий, если в них было что-то, по его мнению, не слишком стандартное. И, собсна, как оказалось, в этой школе было принято все методы обучения согласовывать с другими учителями и получать одобрение директора. Мотивации обучать у меня, чесгря, поубавилось изрядно. Зачем читать кучу книг о конструктивном обучении, практиковаться в нём на сокурсниках и писать кучу эссе, если в реальной жизни этому нет применения? Второй препод дал попробовать несколько методов, но осадочек всё равно остался, стало ясно, что внедрить на практике то, чему учили, будет крайне сложно.

Далее, случилось вообще непредсказуемое: после того, как я закончила по педагогической части все курсы и прошла всю практику, я перестала видеть смысл в куче курсов по математике и другим предметам, которые нужно пройти будущему преподавателю математики в университете. Стоит ли говорить о том, что я перестала видеть смысл в куче того, что изучала в 9-м классе в России?

Я это к чему... К тому, что прежде, чем ругать, что где-то тупые, с калькуляторами, плохо лечат и прочее, надо побывать внутри процесса не в качестве ученика или пациента, а в качестве того, кого ругают. Может тогда представления немного поменяются. Вот как у меня об обучении математике.

опилки

Previous post Next post
Up