Политинформация
В разговоре с одноклассницей выяснилось,что она ужасно переживает за судьбы русских в Крыму.Я спросила отчего она не переживает за судьбы русских в Узбекистане, Казахстане,Грузии,Израиле,Германии-ну в любой другой точке мира.Ну и про войну поинтересовалась.Она,как русская,хочет ее или может обойтись.
Вобщем, задавила аргументами, она растерянно сказала-Блин,ну ты как всегда- гений политинформаций!
И тогда я вспомнила.
Точно!
Я же им была! И силой своего убеждения так пошатнула позиции империализма в отдельно взятой школе,как не снилось ни одной газете или учителю.
Попробую оформить воспоминания в слова.
Я в 6 классе.Или в 7? Не старше.
В время конца 70-ых,начала 80-ых мир был логичен и застойно спокоен -как болотная гладь.
Ну это же так классно знать,что все закорма у тебя в кормах,озимые в полях,реки сплошь молочные, а берега кисельные. Планы перевыполняются,съезды собираются и империалисты обломаются.
Слово печатное было такое чугунное и могучее,что вбивалось напрямую в мозг,минуя разум.И тут же застывало там.
Мир печатного слова был вечен и монументален. Там все было неоспоримо правильно.
Сплетни же жили совершенно отдельной,какой-то жидкой и невнятной жизнью. Про это не писали в газетах. Разбился автобус,сгорел дом, снасильничали кого-то -все это передавалось шепотом с душераздирающими подробностями и было такими же невероятными, как черный гроб на колесиках или пирожки с ногтями любимого сына.
Чтобы никто не забывал о том,как хорошо в стране советской жить, каждый понедельник в школе начинался с политинформации. Предполагалась,что воодушевленные свершениями родины дети , с еще большим энтузиазмом кинутся на гранит ,чтоб его загрызть.
Политинформацию готовили по очереди, дома,на выходных.А в утро понедельника, перед уроком, попавшийся горемыка выползал к доске с принесенным из дома клочком газеты и бекая и мекая читал с него про съезд и достижения у нас или про загнивание и разрушение у них.Штампованные газетные фразы пластилином застывали в зубах у говорившего и в ушах у слышавших-невозможно говорить,нет сил слушать.
В этот день нам повезло.Т.е мы сначала не знали,что это было оно-повезло.Мы с мамой просто купили в киоске толстую ,тяжеленную огромную книгу сказок в великолепной суперобложке. «Золотой сундучок».Такие золотые сокровища даром не раздавались,поэтому к книге было примотано еще несколько серых унылых книг под общим названием «нагрузка». В нагрузку давались решения съездов, воспоминания партийцев-блеклая литературная некондиция. Некондиция с навечно склеенными листами направлялась в вечное хранение в кладовку(книги-это святое!).
Кто же мог подумать,что эта книга хоть не «Золотой сундучок»но золотое дно. Жирненькая такая мягкая книжка с белой обложке.Про преступления империализма.Я как открыла ,так замерла.
В до НТВшную пору прочитать буквами то,что я прочитала,было немыслимо,невозможно.. Все наши сплетни печально растворялись в своей неубедительсной никчемности.
А тут прям натурально.Черным по белому.
Я читала,не веря своим глазам и печатное слово раскаленным свинцом вливалось в мой размягченный съездами и закромами мозг,чтоб застыть там в его причудливых складках..
« В штате Массачусес безработный Роби М. придя домой с биржи труда в подавленном настроении,схватил плачущего годовалого сына и выкинул его с 11 этажа своего дома.»
« в городе Нью-Йорк молодой американец Джон П. потеряв работу,пришел домой , схватил своего плачущего от голода трехлетнего сына , сунул его головой в унитаз и смыл воду. Ребенок задохнулся в мучениях»
Происшествиям не было числа, и каждое было страшнее другого..Безработные,несчастные,алкоголики,наркоманы,бездомные и социально неудовлетворенные,мочили своих детей до смерти самими изощренными способами.
Некоторым младенцам удавалось уцелеть, и счастливые калеки без ног, рук и глаз оказывались в социальных приютах или больницах для бедных.
Что империализм не щадит взрослых я знала.Но что и у детей нет шанса , я не могла предположить..
По моим щекам катились горькие слезы.Все эти чудовищные Джимы П.Джины В. И всевозможные Джоржи были такими же реальными,как пятилетние планы и решения очередного съезда.Про них было написано в книге и все подробнсти- возраст,размер квартиры, и даже первая буква фамилии не давали шансов на иллюзии..
Книга стала моей настольной.Я читала и перечитывала ее,оплакивая несчастных детишек и понимая все объяснения про моральную деградацию ужасного общества чистогана.. ..
пока не пришла моя очередь политиформировать класс.И тогда я решила страшное.Не вырезать из газеты , чтоб залепить всем уши пластилином, а принести в класс книгу. Для меня,тогдашней,такой поступок был нетривиальным.
Был обычный понедельник.
Тщедушная ВалМиха сидела на своей кафедре и близоруко водила носом по журналу,время от времени поднимая голову и шипя.
Я стояла перед классом.
Очкарики и отличники присохли на первых партах,навечно припаянные учительскими взглядами. Обычный народец чем дальше,тем больше был занят..Спешно списывали,рылись,жевали,толкались,дрались.
Совсем распоясавшиеся немного притихали на шипение ВалМихи и расходились опять. Спокойствие первых парт плавно переходило в вакханалию камчатки.
Я стояла перед классом, и всем было положить на меня и мою политинформацию приличный пробор и кучу сверху.
Те,кто прослушал в жизни хоть одну политинформацию,прекрасно их поймут.
-Света,начинай уже,времени мало!-махнула мне ВалМиха и опять воткнулась в журнал.
-В Штате Нью Йорк безработный Майк М удушил свою грудную дочь своей же нейлоновой рубашкой.-начала я ,и подняла глаза от книги и почувствовала себя Медузой Горгоной.
Класс ,застигнутый врасплох,окаменел.
Спугнутая тищиной,встрепенулась и застыла на кафедре ВалМиха.
В оглушительной тишине я продолжала:
-Безработная Керри П,получив нищенское пособие посадила перед собой троих детей,чтобы выбрать того,кого она не сможет больше кормить.Выбор пал на младшую Бетти. Взяв двоих старших детей,Кери П уехала в другой город,оставив Бэтти умирать одну в пустой квартире..без еды и воды...
Ни до,ни после-никогда в моей жизни меня не посещал триумф такого размера.Никогда и ничего не говорила я в такой стерильной тишине и под такими ошеломленными взглядами.
Давно прозвенел звонок на перемену,потом и на урок.
Гипноз империалистического страха не пощадил никого.
Все сидели,боясь пошевелистся и пропустить хоть слово.У некоторых катились по щекам слезы.
Тонкая пугливая ВалМиха гвоздем торчала из кафедры,зажав рукой открытый рот.
-Все-сказала я,закрыв книгу.,-
Спрут империализма даже в мирное время не щадит ни женщин,ни детей.И убивает самых беспомощных-малышей…родители-убийцы-тоже жертвы империалистического спрута..порочный круг нищеты,неустроенности,безработицы и отсутсивия гарантий.Те дети,что вырастут и уцелеют,так же будут убивать своих детей.Это капитализм-вбила я последний гвоздь.
Мне захлопали.
Натурально захлопали,как какой-нибудь артистке или кинозвезде.
-вот это книга…вот это я понимаю..дашь почитать???-шептали мне отовсюду
-Нет!-голос ВалМихи был яростен и звонок.-не давай книгу никому!Сначала все это должны услышать все!
Так начался мой гастрольный тур по школе.
Я приходила в чужие классы и вынимала свою,потрепанную уже книжку.
И смотрела,как с первыми словами каменеют лица и как обрушивается тишина.
Как замирают на полувздохе,полувзгляде и дети и взрослые.Как качают головами и сглатываюст слезы.
-
Империалистический колосс ,подкошенный моей политинформацией,с грохотом рассыпался на осколки.
Нет на свете такого количества жвачки или джинсов,чтобы его склеить и поднять..
-Спасибо!
Я скорбно и скупо кивала головой и гордо уходила,провожаемая восхищенным взглядами,унося в руках жирненькую белую книжку-мой молоток для забивания гвоздей правды в империалистические гробы.
Прошло почти 35лет, я сама уже забыла, а одноклассница вот все помнит.