По горячим следам напишу наш опыт поступления на факультет дизайна в ВШЭ.
С соображениями,выкладками и материальной стороной проекта.
Исходные.
Девочка Аня. Рисовала примерно всегда. И мечтала получить творческую профессию, связанную с рисованием.
В 5 классе поступила в физ-мат класс сильной школы.Правда, одной из последних в рейтинге. Училась там до 10, потом перешла в гуманитарный. Математику не любила.Но.Кроме хорошего окружения она получила сильную математическую базу,которая позволила ей потом, в 10-11 гуманитарном классе не тратить время на математику вообще.И сдать базовую математику досрочно. На отлично.
К 7 классу она имела нулевые знания по английскому и ее учитель не могла решить дилемму-что ставить ей в триместре 2 по справедливости или 3 из жалости.
Тогда же мы взяли учителя по скайпу из скайповой школы "Инглиш-Дом",которая за год дотянула ее от объективного нуля до победителя округа по английскому.Всего два года занятий по скайпу(сначала два раза в неделю,потом раз в неделю) довели ее английский до приличного уровня. И она могла спокойно ходить на курсы Дизайна для подростков в НЙ.
Те в 10-11 классе она английским отдельно больше не занималась вообще. Несмотря на гуманитарный классс. Английский уже был свободный и стал частью жизни.
Это тоже было выключено из ее времени.
В 9 классе закончила художественную школу.
Всегда знала и любила историю искусств, музеи всегда были любимым местом и времяпрепровождением, был приличный багаж насмотренности.
К 10 классу стало точно понятно направление-дизайн. Графический. Анимация и иллюстрация. И известны нужные ЕГЭ-русский и литература.
Определен список ВУЗов,где есть нужное направление, Их много.Нужно было отметать ненужное.
Прежде всего стало понятно,что академизм (гипсы,головы и прочие натюрморты),необходимый для поступления,для самой профессии совершенно бесполезен. А отнимает огромное количество времени, сил и денег.
Базы художественной школы не достаточно для поступления туда, но вполне достаточно для обучения и професиии.
Университетские субботы и ДОД все это подтвердили. Так,например,сразу была отброшена Строгановка. Слишком много ресурса на поступление и изнурительная учеба с минимальным выхлопом на выходе.
Таким образом, отбросили все места,где рисуют головы и прочие торсы.
Так же отбросили всякие отраслевые типа Косыгина. Или,например, РГГУ,где минимальное количество (4шт)бюджетных мест. И прочие непрофильные.
Осталось не возможные 5, а приемлимые два.
Полиграфический(бывший университет Печати)и дизайн Вышки.
Полиграфический-это исторически место обучения иллюстраторов, всякие традиции конструктивизма и вообще школа. И хоть Аня поступала на факультет дизайна, а не графики, школа и традиции есть там все равно.
Для поступления в Полиграфический (25 бюджетных мест) нужно было сдать три экзамена рисунок, колористику и шрифтовую композицию.
Проходной 327 за 4 экзамена, конкурс 16 чел на место.(2017)
И Дизайн Вышки( 50 бюджетных мест) -собеседование по истории искусств творческий проект.
Проходной 280 балов за 3 экзамена.(2017) конкурс на бюджет не поддавался подсчету.
Дизайн вышки был вузом недостижимой мечты. Понятно,что такой проходной одолеть невозможно. Поэтому главный упор сделали на Полиграфический. Там были четкие и понятные критерии.Очный творческий экзамен.
В 10 классе к поступлению активно не готовилась. Вяло ходила к репетитору по литературе раз в неделю 45 минут, Не каждую неделю. Но очень много читала. Много учила стихов. Много писала сочинений.
Слушала Вышкинские бесплатные лекции по истории искусств.Очень рекомендую и советую.
Читала Гомбриха. Музеи,поездки.
Тогда же, в 10 классе я оплатила вышкинскую заочную школу дизайна(20 тысяч). Совершенно выкинутые деньги. Зря. Не делайте так.
Больше в Вышку мы не платили ни копейки. Никаких курсов или интенсивов-ничего.
В 10 классе Аня участвовала в вышкинском конкурсе проектов Высший Пилотаж". Стала победителем. Победа в 10 классе не дает ничего.
http://school-portfolio.hse.ru/vp2016 В Вышке важно понять формат. Все проекты конкурса "Высший пилотаж" примерно похожи на итоговой творческий проект, можно по оценкам примерно понять ожидания и критерии. И понять что именно люди показывают. Все работы конкурсов за предыдущие годы можно посмотреть.
https://olymp.hse.ru/projects/design В 11 классе она так же участвовала в "Высшем Пилотаже" и тоже стала победителем. Получила 4 дополнительных балла для поступления. Поняла формат. Этот же проект "Высшего пилотажа" взяла за основу творческого поступательного проекта.
http://school-portfolio.hse.ru/vp2017 В 11 классе мы оплатили 4 месячные курсы в Полиграфе.
60 тысяч за рисунок,колористику и шрифтовую композицию.
На самом деле в Полиграфе достаточно много вариантов подготовки к очному творческому экзамену, но они более растянуты по времени и ,может быть, более предпочтительны для тех, у кого нет в анамнезе художественной школы.
На курсах Аня была одной из самых сильных, там же стало ясно,что детям без базы художественной школы будет поступить очень сложно. Так,вобщем-то и вышло. Из ее группы на бюджет прошли только две девочки из 15 человек.
Освобождение от ненужных предметов, достаточное количество свободного времени, мотивация и возможность заниматься только профильными предметами помогли Ане закончить школу с отличным аттестатом и золотой медалью.
В 11 классе она очень много самостоятельно занималась литературой.
Репетитор был практически не нужен уже. К ней она ходила эпизодически, скорее для удовольствия. И корректировки русского. Сочинения у нее проверяла учитель литературы в школе. Бесплатно. На что репетитор даже обижалась.
Аня Ездила в ЦПМ на лекции,читала и читала,у нее были какие-то приложения в телефоне , учила стихи огромными поэмами, участвовала в литературной переписке со сдающими ЕГЭ по литературе, смотрела видео "100лит" у эксперта ЕГЭ Инны Дерр,читала банк сочинений и пробники на "Незнайке"
( я не знаю что это и где,это она сейчас мне все это рассказала)
Все это обошлось ей в общей сложности примерно в 100(сто)рублей.
Она считает,что это дало 90 процентов успешной сдачи ЕГЭ. А репетитор только 10.
И русский и литература репетитором обошлись нам примерно тысяч в 20-30 за два года.
В итоге русский язык она сдала на 100 баллов
И литературу тоже на 100 баллов.
Отличный аттестат это +10 баллов в Полиграфе
Вы Вышке +5 аттестат,+7 сочинение,+4 "Высший Пилотаж"=16 баллов Учитывается только 10
Это сразу подняло ее на самые верхние позиции рейтинга в Вышке и Полиграфе. До творческого конкурса она возглавляла все рейтинги выбранных вузов. Была первой с изрядным отрывом.
Благодаря курсам в Полиграфе, она хорошо сдала творческие экзамены.
Получила самый максимальный балл за шрифтовую композицию(96),приличный балл за колористику и рисунок.(88)
После творческих конкурсов Полиграфе Аня оказалась первая в рейтинге с большим отрывам( в 20 баллов)от второго места. 394 балла
За проект в Вышке "да и нет в русской литературе "и "да и нет в зарубежной литературе"получила 95 баллов. И оказалась третья в итоговом рейтинге. 305 баллов (проходной 280)
Выбрала дизайн Вышки.
Цель,которая казалась недостижимой,оказалась вполне доступной.
В процессе еще было ненужное участие в олимпиадах, сдача ненужных ЕГЭ(общество и английский) без подготовки.
Это было напрасной тратой ресурса.
Но общий вектор оказался верным.
Заранее исключить ненужные предметы, сконцентрироваться на самоподготовке и высвободить время для подготовки к творческим экзаменам.
Не распыляться(хотя был соблазн подстраховаться) Искать свой стиль,много читать и много смотреть.
И много самостоятельно работать.
Обшие затраты семьи за два года на подготовку и к ЕГЭ и к творческим конкурсам составили примерно 120 тысяч.
Текст согласован со студентом,отредактирован и одобрен.