Oct 15, 2010 15:24
В чем, собственно, эффект фестиваля? Новых имен он не создавал - драматурги себя заявили раньше на Любимовке, Евразии, Свободном театре, Премьере и т.д., там же прозвучали все заявленные в программе тексты. Кинорежиссеры либо уже известные, либо как минимум прозвучавшие где-то? Идея читать сценарии как драматургические пьесы висела в воздухе давно (я сам когда-то посылал в док концепцию фестиваля сценарных читок, но в оргработе я ноль, в результате по собственной концепции такой фестиваль блестяще создал Саша Молчанов в Доке). Более того, я на днях понял, что все самые яркие впечатления последней пары лет от Любимовки и Дока так или иначе связаны с вторжением драматургов в сферу кинематографического ("Собаки-якудза", "Убийца", "Че", "Я не вернусь", "Сухие завтраки" и некоторые другие тексты). Списки призеров - слабая сторона любого фестиваля, не исключая Канны и Оскара, разве что на первых двух Новых драмах награды были вручены идеально....
Резонный вопрос, в чем же новизна?
На мой взгляд, в трех моментах.
Во-первых, впервые пьесы, сценарии как драматургические тексты и постановки были объединены в едином драматургическом пространстве. Если добавить сюда, что в проекте Человек.док было представлено актуальное искусство (Кулик, Петлюра), рэп (Смоки Мо), публичная поэзии (Родионов), документальное кино (Дарфи), а в победителе кинофестиваля, "Выходе через сувенирную лавку" Банкси, еще и стритарт, то впервые, вероятно, вся эта гамма древнего и современного искусства, от театра до уличных художников, была объединена одним знаменателем - текстом, драматургией.
Второй, очень важный момент - то, что на фесте были представлены реально крупнейшими или как минимум крупными фигурами этих разных сфер искусства с самых разных стран и континентов. Вот этот глобальный контекст, это раздвижение горизонтов для современных драматургов, долгое время сидевших, как ассасины, на своей горе, и влиявших на общекультурные процессы исподволь, через покушения и диверсии, очень важен - и производит огромное впечатление.
Третий момент, в котором я необъективен, но который подтверждается и другими (например, Юрой Клавдиевым в сегодняшнем его посте) - это "Человек.doc". У меня еще на старте было ощущение, что потенциально в нем заложен прорыв в принципиально новое театральное измерение, и мне приятно, что люди, прямо в процессе не задействованные, подтверждают это наблюдение. Опять-таки, сам по себе формат появился на свет раньше - в спектакле Юры Муравицкого "Кубик Рубика". Но спектакль не получил никакой поддержки, вскоре прекратил существование, и, вероятно, остались бы от этого формата несколько постов в ЖЖ, написанных маргинальными зрителями вроде меня. Запуск сразу десяти таких проектов за один сезон, презентация пяти из них на выезде - это очень сильное технологическое решение, и тут вся заслуга принадлежит Боякову.
Ну, а замечательная организация фестиваля, атмосфера позитивизма и эйфории, царившая на нем и прочее - это приятные добавления к главной, содержательной стороне феста. Эйфория не тождественная эффективности, прорывные идеи могут рождаться и посреди организационного бардака, но тут сошлось все.
кино,
фестивали,
театр