Давайте расскажу вам про пожары в Таллине и немного про вирус

Apr 04, 2020 15:40





Пожар Трои - Адам Эльсхаймер



Давным-давно город был деревянным и горел многократно, то больше, то меньше. После очередной серии пожаров, где-то с ХIII века, Ревельский магистрат выпустил предписания о мерах по предотвращению пожаров.
Нельзя было, например, строить деревянные ограждения-стены между участками домовладений, ограничивалось право возведения из дерева жилых домов, сараев, конюшен. Строго следили за соблюдением установленных магистратом правил гашения факелов и лучин, которыми освещали дорогу идущие в темное время суток горожане. Их нельзя было отряхивать около стен, и одновременно требовалось немедленно затаптывать упавшие на землю тлеющие угольки.  
Ничего не напоминает? Народ после пожаров строго соблюдал предписания, но через пару недель начинал расхолаживаться и после очередного пожара говорить что огонь ведёт себя необычно и он скорее всего неестественного происхождения, что всё это происки  мирового закулисья и конечно, каменьщиков (масонов). Ведь кому это выгодно, заборы строить из камня? И какая глупость, запрещают гасить факел об деревянный дом соседа. Много было и тех, кто впадал в панику и боялся любого огня, даже готовить старались без термической обработки и называли себя сыроедами. Цифры умерших в пожарах людей перевирали в десятки раз, причём как в одну, так и в другую сторону. Некоторые говорили, что мрут в основном те, кто из группы риска, старики и инвалиды без ног. Но мол, туда им и дорога, они своё отжили, а любой нормальный, здоровый человек из горящего жилища выберется без проблем и вообще, мол, магистрат хочет нас запугать и подчинить и поэтому всё больше демонстративно нарушали правила. В 1428 году магистрат устал от отрицателей пожаров и ввёл полный запрет на строительство любых деревянных сооружений и установил  за нарушение этого предписания штраф в 10 марок (2 кг серебра), но город всё равно продолжал гореть.
11 мая 1433 года, разгорелся огромный пожар, событие, которое было отражено во множестве как местных летописей, так и у наших соседей.  
Вот, что писал о нём хронист Бальтазар Руссов  «…Года господня 1433-го, месяца мая 11-го дня, совершенно выгорел весь город Ревель вместе с собором и всеми церквами и монастырями и со всеми органами и колоколами, от коего пожара загорались также все сады и сараи вне города и сгорали со множеством народа».

Вот представьте, вы бежите куда-то, пока не понимаете что вам повезло и вы, в дыму и панике всё-таки выбежали в правильном направлении, из города. Переводите дыхание, осматриваетесь, а вокруг все грязные, закопчёные. Помещик Зигфрид заставил таскать воду в кожаном мешке, из вонючего городского рва чтобы тушить его загородный дом, аккурат прилегающий к внешней стороне городской стены, но он всё равно сгорел. Хорошо хоть он посадил вашу жену с ребенком сторожить корову, которую они должны охранять всю ночь и с утра подоить. Пока вы тушили дом Зигфрида, к жене подкатывал помещик Отто из нижнего города и предлагал ей за корову свой 3-этажный дом на улице Лай, но она пригрозила, что если он или какой-либо другой маклер приблизится к корове хоть на метр, она его задушит его же рваными чулками и столкнёт в городской ров.  
Народ толокся у костров, почти до рассвета ругался с солдатами, не пускавшими обратно в пылающий город и предрекал развал экономики, а также необходимость поиска альтернативных путей ведения бизнеса в будущем. Некоторые говорили про то, что их хотят как баранов, загнать в стойло, другие говорили про инстаграм стриминг, интернет-магазины, но никто не понимал к что с этим знанием делать ближайшие лет 600. В итоге вы ночевали где-то под кустом в грязи, обнимая корову и вернувшись домой через день, вместо домов, видите еще не остывшие каменные печи. Вы голодный и злой, у вас сгорела и лошадь, и телега, и пять овец, и коза, а также дом с мастерской и со всеми инструментами. И вы такой: кто-мне возместит мои потери? Государство? Почему меня солдаты не пускали вынести инструменты из мастерской и хотя бы одну овечку?
Как вы понимаете, после пожара запрет на деревянные постройки никто не отменял. Единственное, чтобы народ друг у друга с пепелища не тырил камни (самое дорогое, что на тот момент было), сделали послабление насчёт заборов. Поэтому старый город после пожара 1433-го выглядел примерно так: косые, временные деревянные заборы со вплетением всякого барахла, что несгорело, а посреди участка - гора камней. Если зайдёшь к соседу без оклика или предупреждения, тебя скорее всего убъет его жена камнем за попытку воровства камней. А сам ты, с наспех сколоченной ручной деревянной тачкой пошел за город собирать камни и наниматься в рабочие к хуторянам за еду. Акции хуторян кстати, поднялись баснословно и их тайком обвиняли в заговоре с масонами, но доказательная база хромала.

Что касается современности, господа, мы с вами жили, как стадо непуганных идиотов не смотря на испанку, пришедшую около 100 лет назад и унёсшую по разным оценкам от 50 до 100 миллионов жизней. На данный момент у нас есть профессиональная пожарная охрана с новейшими машинами и тренированными командами, специальной системой водоснабжения, а в некоторых странах даже пожарные самолёты. Неужели вы никогда не участвовали в пожарной эвакуации или учениях? Мы в доме детского творчества KULLO это делаем регулярно. Больше всего жаль танцоров, которые выходят к месту сбора людей на улице в чём есть, то есть очень легко одетые. Но таковы правила.
Господа, наш мир изменился и мы (человечество) скорее всего будем серьёзнее относиться к биологическим угрозам, как сейчас относятся к пожарной безопасности. Коронавирус - это не испанка и не пожар 1433 года, это только угроза разгорания того самого пожара, которую правительства всех стран восприняли всерьёз. Это тест на реагирование на такого рода угрозы, в том числе и тест на способность людей к дисциплине, тест на способность сдерживать бизнес, не убив его, сдерживать народ дома, не доводя до бунтов. Ну или сдерживать бунты без большого кровопролития.
Через некоторое время мы получим анализ оценки рисков и действий правительств. Не удивлюсь если их действия подвергнутся критике, поскольку жертв будет меньше, чем неудобств, связанных с экономическими потерями. Возможно будут разработаны соответствующие протоколы на будущее и человечеству придётся принимать решение, что лучше: вкладываться в ещё одну систему безопасности или просто игнорировать эту опасность как незначительную, а реагировать только экспромтом, как раньше на пожары.
Всем солнца и весны!

средневековье, covid-19, Таллин, пожар, Ревель, коронавирус

Previous post
Up