Если вы интересуетесь поездами…
Хотя нет! Не так! Даже если вы никогда в жизни не интересовались поездами, рельсами и проводниками - есть место, где вы поймете, что всю жизнь упускали что-то очень важное и откроете для себя совершенно дивный новый мир, полный удивительных вещей и любопытных подробностей. Это место - Музей Железных Дорог России.
Очень большой, очень понятный, очень информативный, очень современный, очень уютный, очень необычный, очень интерактивный… и этот список можно продолжать, и каждое слово в нем чистая правда.
Но попробуем начать с начала. Уже на входе вас встречает гигантский экран с тематическим фильмом, боковым зрением вы видите экраны на заднем плане, помигивают экранчиками интерактивные автоматы, и везде что-то происходит, что-то движется, меняется, гипнотизирует…
Гардероб направо (но гардеробщица отговаривает раздеваться, в музее поддерживается низкая температура, она полезна экспонатам), касса - налево.
Кстати, о кассе. Взрослый билет стоит 300 рублей, школьно-студенческо-пенсионерский - 100, а детям до 7 лет вообще можно проходить бесплатно. Обзорная экскурсия стоит еще 100 рублей и проводится каждые два часа в будни и каждый час в выходные.
Так, а это что за знакомые квадратики?
Инстаграмм-экран! Все просто - делаете селфичку с тегами музея (например, #музейрждспб) и тут же восторженные зрители могут вами любоваться. Стань звездой, практически =)
Вот и начало осмотра:
Тут хорошо видно, как удобно в этом музее все устроено. Во-первых, рядом с каждым экспонатом крупно написано, что это, какой номер-серию имеет и в каком году выпущено (вон, видите, большими буквами прямо на полу). Во-вторых, рядом с каждым экспонатом стоит интерактивный экран, из которого можно извлечь исчерпывающую информацию по всем аспектам данного экспоната. Хочешь - на русском, хочешь - на английском. Все отлично работает, пользоваться - одно удовольствие.
А экспонатов в музее ни много ни мало, а 3 500 шт., в том числе 118 единиц подвижного состава - есть на что посмотреть =)
Здание, в котором мы находимся, когда-то было настоящим железнодорожным депо. Маленький зал музея посвящен ему, здесь макет, схемы, информационные таблички и два волшебных бинокля с дополненной реальностью. Не забудьте в них заглянуть - они классные!
Формально, здание депо не являлось памятником архитектуры, и сохранять его не было необходимости, но сложно найти для железнодорожного музея более подходящее по духу здание. Поэтому его реконструировали, подновили для музейных целей, и, более того, по его же образу и подобию рядом построили новое здание, такой же подковкой в плане, с поворотным кругом в центре.
Тут хорошо видно старое здание музея (слева) и новое (справа). Они соединяются остекленной галереей-переходом, а за ними разместилась та часть коллекции музея, которая хорошо переносит суровый питерский климат и может «жить» на улице.
Не могу удержаться и не вставить архитектурный план музейных зданий (за этот и за предыдущий кадр спасибо сайту
https://archi.ru).
Проектировала музей архитектурная «Студия 44» под руководством Н.Явейна. Им близка как железнодорожная тематика (они авторы Ладожского вокзала в Петербурге, вокзала «Олимпийский парк» в Сочи и других), так и музейная (новая Большая Анфилада для Эрмитажа в восточном крыле Главного Штаба - это их рук дело), так что все получилось отлично.
Ну а мы переходим от макета депо в зал, повествующий о развитии железнодорожного дела:
Как же вообще додумались люди не только изобрести колесо, но и пустить его по рельсам?
Все можно проверить на собственном опыте - тут же две тележки катаются по рельсам и без них. Угадайте, кто быстрее?
Здесь есть и первый паровой двигатель и первая паровая машина. И первый паровоз. И шагающий паровоз. И чудеснейший макет первой в России железной дороги - Царскосельской. Это, конечно, надо видеть вживую!
Внизу макет. Поезд ездит туда-сюда, совершенно, как настоящий. На большом экране в это время показывается анимация: крупным планом здания, пейзажи, станции, даже о пассажирах нам все известно. Вот, один сошел…
Отличнейшая, в общем, инсталляция, можно долго любоваться всеми деталями.
Рядом, конечно, информационный экран:
Тут тоже можно долго любоваться.
Ну, вы поняли? Не планируйте уделить этому музею часок-другой. Отдавайте себе отчет, что тут запросто можно провести день. И запланировать вернуться =))
И это мы буквально в двух шагах у входа. И не видели еще главной фишки музея - оживающих экспонатов! Железная дорога, это же не только поезда с вагонами. Это еще и люди.
Вот, возьмем к примеру министра путей сообщения:
И он перед нами. Как живой =)) Сидит, работает. Ради нас отвлечется, еще и расскажет чего-нибудь интересное о своей работе.
Все документы на его столе можно переложить, почитать, потрогать то, что не так очевидно и всплывет подсказка-справка.
Просто чудеса какие-то!
Единственный пока что минус это то, что исторические залы доступны к посещению только с экскурсией (стоимость, напоминаю, 100 рублей).
А мы проходим в большой зал старого здания, к главным экспонатам: паровозам и вагонам. Некоторые вагоны можно посетить. Например этот:
Примерно в таком же вагоне мог ехать в начале романа «Идиот» князь Мышкин. Сейчас в нем выставка, посвященная Ф.М.Достоевскому.
Можно посетить мрачный вагон, предназначенный для добровольных и не очень переселенцев… Россия большая, заселяли ее местами принудительно =(
А можно заглянуть в вот такой, особенный вагон:
«Пакеты по полкам
Разложены с толком,
В дороге разборка идет,
И два почтальона
На лавках вагона
Качаются ночь напролет.»
«Открытка
В Дубровку,
Посылка
В Покровку,
Газета
На станцию Клин.
Письмо
В Бологое.
А вот заказное
Пойдет за границу - в Берлин.»
Все такое настоящее, сделано с большой любовью и вниманием к деталям. Рассматривать - одно удовольствие.
Рассматривать ненастоящее при этом - удовольствие ничуть не меньшее. Есть в музее зал, где установлена машина времени можно заглянуть в прошлое и будущее. Например, посмотреть на путешествие Москвы в Петербург в 2030 году:
Интерактивный комплекс «Стрелки Времени» состоит из панорамных экранов и круглого интерактивного стола. С его помощью можно заглянуть в будущее и прошлое железных дорог России.
Но и это все цветочки. Хоть и очень впечатляющие.
Самое же поразительное в музее на мой взгляд - это его «виртуальные экскурсоводы». То тут, то там, вы можете видеть вот таких вот гипсовых персонажей:
Совершенно прекрасных и самих по себе…
Но когда они оживают - это вообще отпад! Рядом с каждым большой экран, на котором можно увидеть, как белая фигура превратится в живого человека и послушать его историю, связанную, конечно же, так или иначе с историей железных дорог.
Это, мне кажется, просто очень и очень круто! Так доступно, доходчиво и интересно поданная информация непременно останется в каждой даже самой дырявой голове =)) Я никогда не видела ничего подобного ни в одном музее.
Кругом какие-то затеи. Вот, казалось бы, лежит багаж на тележке. А там два носильщика из разных эпох ведут диалог, рассказывают друг другу о работе в свое время:
Багаж в чемоданах подобран с чувством юмора, непременно загляните.
А также не забудьте заглянуть в бочки с маслом у вагона-рефрижератора:
И в ящики с тушенкой:
Вообще, советую все экспозиции разглядывать внимательно - везде огромное количество забавных деталей, видно, что люди с душой подходили к своему делу.
Но вернемся к главным экспонатам, к нашему подвижному составу.
Мне кажется, все, кого интересует именно железнодорожная техника, должны прийти в неописуемый восторг и в нем пребывать.
Ведь в музее можно рассмотреть, как устроен паровоз (в разрезе):
Как работает электровоз (в динамике):
Да-да, вот этот экран медленно ползет вдоль корпуса электровоза, показывая нам, что у него внутри, как оно все движется, крутится, вертится и туда-сюда ходит.
Можно заглянуть под паровоз снизу:
Попробовать стать машинистом тепловоза (за 5 минут этого удовольствия, правда, придется доплатить 200 рублей):
Расформировать состав на сортировочной горке:
И узнать всё про всё, если есть такое желание, потому что информации тут море - только бери.
Да! Когда у вас разрядится смартфон - просто присядьте на лавочку!
Вот карты памяти к фотоаппаратам не выдают, увы! Так что берите побольше, пригодится =))
И не думайте, что я рассказала про все, что есть в музее! Нет, у меня не хватило сил Он еще сумеет вас удивить!
И не забудьте подняться на второй этаж! И выйти на улицу!! Ведь там, как вы помните…
(Фотография взята
с сайта музея)
Наружная экспозиция занимает территорию 39 000 м² - это больше пяти футбольных полей. Есть где погулять, одним словом =))
За предоставленную возможность посетить Музей железных дорог России - огромное спасибо любимому сообществу
spbblog и лично Паше
upsyaНашу экскурсию вел заместитель директора музея, Павел Владимирович Дунаев, за что ему отдельное огромное спасибо, потому что это была, наверное, лучшая экскурсия в моей жизни.
Павел Владимирович знает о музее и о каждом его экспонате все подробности, может ответить на любой вопрос, да еще и к слову рассказать историю! Слушать его можно часами, чем мы с большим удовольствием и занимались.
И я непременно туда вернусь в самое ближайшее время, я еще не все посмотрела и потрогала! =))
Перед походом в музей советую вооружиться картой - сразу станет понятно, где и что, и куда идти, чтобы не заблудиться и не пропустить ничего важного. Тут отмечены основные аттракции, очень удобно.
На
сайте музея эта карта в формате пдф и в хорошем качестве.