Последний день в Токио оказался довольно суетным, мы плюхнулись в вечерний шинкансен, доехали до Киото, заселились и упали дрыхнуть. Как таковой программы на следующий день не было. Вернее она определялась фразой "нас невозможно сбить с пути - нам пофигу куда идти". Мой любимый метод гуляния по новому месту - куда глаза глядят. Тем более, что Киото это такой город, что куда бы ты ни шел, придешь к чему-то либо очень знаменитому, либо очень древнему, либо очень интересному, а скорее в комплекте.
Не, конечно, есть карты, есть гугль, есть прекрасная местная симка, которая безостановочно кормила интернетом и всем, что он знает про местный колорит. И мы обязательно всем этим пользуемся ... но так прекрасно просто идти по узким улочкам Киото, с традиционной путаницей поводов
Рассматривать картинки на люках, тут вот сюрикен, например
Внезапно идя по вполне современному городу оказаться вот тут
Посмотрите направо, посмотрите налево
Небольшое, но очень хитрое святилище :)
Некоторое врем мы втыкали в висящие на втором и третьем этаже машины, потом увидели рельсы и заглянули за угол. Парковка с подъемником-лифтом
Замок к нашему приходу был уже закрыт, берем на карандаш - мы еще до него доберемся
Дерево доедает туалет или наоборот, туалет обгрыз дерево. В общем странная пищевая цепочка, как ни крути
Каменный мостик, речушка (Horikawadaiichiryo bridge)
Русло речушки оборудовано как прогулочная зона, с камушками по которым можно переходить на другую сторону, очень мило
И тут мы кааак пришли!
Каак сунули нос в ворота, а там открыто, заходи кто хочешь
Только руки мой, ну это везде так в Японии, руки моешь, тапки за порогом оставил? Ну и ладно, все у тебя будет хорошо, заходи
Уже на следующий день, Женя нам рассказала, что чем больше у дракона пальцев, тем он сильнее и круче и вот такие малыши с трехпалой распальцовкой обычно фонтанами работают
Вот такое тоже много где встречается, мне всегда смешно. По-японски написано: эту воду не пейте
Это Восточная часть Храма Хонган Дзи и школы Дзёдо-синсю. Давным-давно школа разделилась, вернее ей помогли разделиться на две ветви, традиционно они называются Западная и Восточная, по занимаемым уже 500 лет территориям.
Раз уж мне попался их сайт, то либо пролистывайте следующие абзацы, либо я вам буду впаривать свое видение истории школы :)
Школа буддизма Дзёдо-синсю (Jodo Shinshu) была основана в период Камакура учителем Синраном (Shinran Shonin, 1173-1263). За период средневековья школа стала одним из самых крупных и влиятельных направлений в буддизме Японии и по сей день сохраняет свои лидирующие позиции. Храмовый комплекс Хонгандзи - центральный для этой ветки буддизма.
Самое первое скромное здание было построено недалеко от могилы Синрана. После кремации его останки были похоронены около Отани (Otani) на восточных холмах Киото под каменным обелиском. Многие паломники приезжали на могилу учителя, особенно из региона Канто (Kanto), сейчас это окрестности Токио. И в 1272 году, с их помощью, младшая дочь Синрана Какушинни (Kakushinni) перенесла захоронение отца немного севернее, на территорию своей усадьбы. Был построен шестиугольный храм с изображением основателя школы. Несколько лет спустя, после смерти мужа, она стала собственницей усадьбы и объявила ее храмом своего отца. Захоронение собирало толпы паломников и стало известно как мавзолей Отани. Наследником Какушинни по части усадьбы и прилагавшейся к ней религиозной истории, был ее сын Какуэ (Kakue), а ему в свою очередь наследовал его сын Какунё (Kakunyo). В 1310 году он добился того, чтобы захоронение приобрело статус Храма. В дальнейшем он активно продвигал «семейное дело», добился чтобы захоронение прадеда стало центром школы Дзёдо-синсю под именем Хонган Дзи (Hongwanji), что переводят как «Храм Великого Обета» и того, чтобы его признали наследником и преемником учения.
Но недолго музыка играла, в 1336 Храм был сожжен в борьбе Асикага Такаудзи (старший брат Асикага Тадаёси, первый сёгун дома Асикага, правил с 1338 по 1358 годы, один из организаторов свержения Камакурского правительства) и войсками императора Годайго. Какунё отстроил его заново, уже не в форм-факторе шестиугольника, а в традиционной манере. В последующих поколениях Храмовый комплекс был представлен всегда двумя основными строениями: Храм Основателя и Храм Амида Будды (простите меня и поправьте кто знает как это правильно переводить - Founder's Hall and the Hall of Amida Buddha). Со временем из региональных групп развилось около десятка сект в рамках школы Дзёдо-синсю.
Заметно выросла школа при восьмом настоятеле - Реннё (Rennyo Shonin, 1415-1499). После принятия на себя роли главы школы и монастыря, Реннё очень успешно проповедовал в окрестностях монастыря и учение активно распространялось. Если я верно перевела: он пользовался простым понятным языком, был хорошим оратором, ввел в обиход и письменные пояснения к учению школы (но почему-то мне кажется, что не только в этом было дело). Бурный рост количества последователей школы в префектуре Сига, возбудил конкурентов из Храма Тендай на горе Хиэй, которые считали эту префектуру своей зоной влияний (и сбора бабла надо думать). С конкурентами в те «лихие средневековые» не церемонились и электронных писем не слали. В 1465 году боевая дружина монахов-рейдеров из конкурирующей общины разнесла постройки на территории Хонган Дзи, а Реннё вынужден был бежать. (Про остальных обитателей не написано, но подозреваю, что тогда варианты были небогатые, из серии «вас так убить или сжечь заживо»).
В 1471, после разрушения и оккупации Храма, недружественной сектой и недружественным даймё, Рённе поселяется в Ёшидзаки (Yoshizaki), префектура Фукуи. Тут он себе снова отращивает репутацию легендарного проповедника и собирает тысячи последователей. Вся эта история приобретает политический и военный (что по тем временам было почти одно и то же) вес и окружающие феодалы, между которыми не прекращаются трения, всячески пытаются приспособить влияние и человеческий фактор школы к своим нуждам (ну действительно, чего зря добру пропадать!).
Реннё, видя что не может сдержать своих последователей, которые погрязли в местных междоусобицах и конфликтах (интересно а кто давал добро на набор и обучение боевых дружин?), предпочитает сменить место жительства. Он переезжает на юго-восток Киото и в течение 5 лет увлеченно строит величественный храмовый комплекс (видимо касса осталась при нем, невзирая на сложные обстоятельства, ехидно замечу я). Судя по всему это и правда был очень неординарный человек. В 74 года он уходит с должности настоятеля монастыря (написано monshu - может кто знает как это правильно перевести на русский?), но не перестает проповедовать. В 82 становится основателем Храма в Ишияма (Ishiyama), который он считал идеальным из-за его удачного расположения в бухте, где наблюдался большой людской трафик, что положительно сказывалось на динамике распространения учения (извините GA на ночь начиталась). К моменту его смерти в 85 лет, в 1499 году, небольшой Храм его юности стал большим и влиятельным религиозным центром.
Столетие после смерти Реннё выдалось очень бурным и нестабильным как для страны в целом, так и для этой школы. Период с 1482 по 1558 известен непрекращающимися феодальными войнами («Эпоха воюющих провинций» в разгаре), бесконечной враждой кланов, создающимися и распадающимися военными союзами. Школа Дзёдо-синсю умудрилась сохранить сплоченность и достаточное влияние на своих последователей и по сему факту пребывала костью в горле у даймё, которым и так проблем хватало. По существующей в те веселые времена традиции боевые подразделения они тоже не распускали и даже наоборот, регулярно тренировали «в поле». И в 1532 году они таки доигрались в войнушку, разгромив город Нара (не знаю зачем), за что последователи конкурирующей школы Ничирен (хороший у них буддизм был, боевой такой) в комплекте с рейдерами дайме Роккаку, сожгли и сравняли с землей храм Ямашина Хонган дзи. Говорят жители Киото там тоже немного оттоптались. Но «наши» не унывали и отстроились заново, на стратегическом берегу в Ишияма, окруженном водными путями. Сейчас на этом месте стоит замок Осака (вот совпадение то ...). Влияние школы в регионе продолжало расти.
В середине 16 века, Хонган дзи умудрился поссориться с самим Ода Нобунага (нашли кому на хвост наступать), который посчитал, что эти ребята стоят на его пути по объединению страны под разумной и сильной (его собственной) рукой. Ну ладно, будем честны, они опять играли в политику и оказались не в той коалиции. Что бывало с такими эксклюзивными гражданами, которые вставали на пути прогресса в этой время мы знаем, но сначала они славно помотали нервы Нобунаге. 11 лет его войска неудачно осаждали Храм Ишияма и только в 1580 году монастырь сдался и то потому, что император Огимачи уговорил 11 главу школы Кеннё сделать это добровольно. Комплекс был уничтожен, а на этом месте уже Тоётоми Хидэёси начал строительство Осакского замка, после того, как Нобунагу грохнули в 1582 году.
А у вот с Хидэёси у Хонган Дзи были приличные отношения, настолько приличные, что в 1591 году он отвел под монастырь те самые земли, на которых он до сих пор и стоит. Несколько лет до этого школа мыкалась по временным пристанищам и видимо ей было не до политических смут. Увы, мои картинки пока еще не тот Хонган Дзи, что был основан на участке богатого спонсора, так как мы дошли только до Восточной части Хонган Дзи. А начиналось на этом месте все в Западной части.
В 1592 втором Кеннё умер, его наследником стал старший сын Кёнё. Однако в завещании был указан третий сын Дзюннё. Может тут бы они и начали делить мельницу и кота, но вмешался спонсор и покровитель и дал делу законный ход, то бишь указал на необходимость следовать завещанию. Кеннё удалился в пампасы но судя по всему на самом деле вел переговоры о собственном «стартапе» и через 10 лет, в 1602, Токугава выделил ему участок восточнее, где он и построил Хигаши Хонган Дзи 東本願寺 (東 - хигаши, восток. 西 - ниши, запад, а не бутылочка сакэ, как все успели подумать и правильно успели, оно похоже 酒). Школа с этого момента разделилась на две ветви, новый Храм стал центром новой ветки учения. Судя по всему часть строений, дошедших до нас на обоих территориях, появилась примерно в эти годы. Но основные храмы были разрушены землетрясением в 1596 году, быстро отстроены заново и ... сгорели в 1617. Однако японцы переупрямили природу и основная масса строений, появившаяся после этих нервных лет, дошла до нас.
В том числе одно из самых больших в мире деревянных строений, Храм Основателя «Гоэй-до». Японцы помещения измеряют в попугаях татами, там помещается 927 штук. Сказать по честному я так и не смогла разобраться в русско- и англоязычных описаниях, где он находится на восточной или на западной стороне. Но вот это строение самое большое деревянное строение, которое видела я, на чем и остановлюсь. Пришлось очень далеко убегать, чтобы оно влезло в объектив (16-35 между прочим на полной матрице). Не знаю сколько в нем татами, но на двух мы очень уютно посидели, послушали старое здание, казалось еще немножечко, и начнешь понимать, что оно тебе хочет сказать. Фотографировать внутри нельзя, да мы и не пытались.
В Храмы пускают всех, только босиком, причем босиком можно перейти в соседнее помещении и там тоже поплющиться на полу.
А вот тут была некая трогательная история, про то, как из леса волокли колонны для храма. Колонны там из цельных неохватных деревьев, где они у себя в горах такие секвойи наковыряли, загадка. В общем волокли древесину вниз, но веревки рвались и все предприятие стояло под угрозой, но женщины города скинулись косами, сплели из них кевларовые веревки и теперь у нас есть колонны. Как-то так в очень вольном переводе. Интересно, что подобные сюжеты есть, кажется, в легендах всех народностей
Насмотрелись и выбрались за ров. Ну что ж, это не единственная находка сегодняшнего дня, так что будет вечернее продолжение :)