Пожарный Oldtimer 2018

Mar 08, 2018 16:32

Ура! Солнце, выходные, под ногами еще сугробы, но что-то такое чудится и даже нос я высунула из куртки и мне его нагрело ... или это я быстро иду слишком? Но все равно отличное настроение и выставка Олдтаймеров 2018 только украшает эту композицию с моей точки зрения, тем более, что в этом году изрядная часть экспозиции досталась пожарным машинам далекого и относительного близкого прошлого. Вот про них то и будет первая часть фотографий. Вообще, в Москве сейчас столько интересного, что я вынуждена записывать на отдельном листочке все свои хотелки и назначать им приоритеты. Ну так что, приступаем к пожарной технике? Приступаем!





Говорят, в этом году исполняется 100 лет пожарной охране СССР. А до этого она была той же самой, но не СССР и сама история специальных пожарных сил в Москве начинается где-то во тьме веков. Первые административные и уголовные акты вводил еще Василий II в виде ответственности за поджоги. После него законодательная власть, включая Ивана IV, выдумала множество регламентов по пожарной безопасности, в виде запретов летом топить печи, готовить в домах (во дворах появляются летние очаги), топить бани, заниматься кузнечным, гончарным, стекольным делом в избах и т.д. Там же были требования держать бочки с водой на крышах в летнее время (теперь это называется душ :)) ). Ну а активная борьба с огнем началась с 1550 года, когда обязанности тушить пожары впервые возлагаются царским указом на стрелецкие войска. Наверное тогда же и возник анекдот про «как пожар, так хоть увольняйся».

Ну а мы возвращаемся к машинам. Стоят они не в исторической последовательности, а я тем более бродила «как получилось», посему быть им в хаотическом порядке вам представленными и первым выступает

Caddilac series 314 1926 года выпуска
314 тут - количество кубических дюймов рабочего объема двигателя



Двигатель V8 нижнеклапанный
Рабочий объем 5152 см2
Максимальная мощность 80 лошадей при 3000 оборотах
Коробка механическая, 3 ступени
Привод на заднюю ось
Тормоза задние барабанные
Максимальная скорость 90 км/ч



Изначально эта машина была обычным по тем временам гражданским седаном, приобретенным за 4150 долларов гражданским лицом. Но через некоторое время хозяин решил машину продать и кадди приобрела пожарная команда города Миррейл в Винсконсине. С машины сняли двери и крышу, установили пожарное оборудование и покрасили в красный цвет. Так и дошла до нас эта самоделка пожарных из далекого провинциального города



Следующий красуется уже спецтехника, эта машина сразу выпускалась как пожарная и по боковому расположению лестницы в ней угадывается тоже американец

Seagrave Model 6 WT Standard 1929 год



Seagrave, марка с 1881 года и по сей день выпускающая пожарную технику. Уже в те времена было четко определено какие основные функциоо пожарной машины: это доставка экипажа и подача воды. Посему машина оснащена насосом с производительностью 3400 литров в минуту, резервуара с водой на 200 литров для пуска насоса. Для тушения воду надо брать из городского пруда или системы водоснабжения. Пожарные краны расположены с трех сторон машины. Двигатель объемом 16 600 кубов и мощностью 80 лошадей. Трехступенчатая коробка и даже вакуумный усилитель тормозов.



С этой машиной мы уже встречались раньше, это прекрасная реставрационная работа мастерской Камышмаш, машина полностью на ходу и я даже на ней пару лет назад каталась



Следующий постоялец выставки, явно с паспортом из СССР

Автолестница АЛГ-17 1963 год
Машина предоставлена ПСЧ № 38 по Москве



С 1958 года было изготовлено несколько АЛ, отличавшихся приводом самой лестницы. Засчет гидравлического привода достигалась легкость и управляемость. За период 1963-1967 Новоторжским заводом противопожарного оборудования было выпущено 187 таких машин. Как пишут, они пользовались любовью у водителей и пожарных.

Данный экземпляр лестницы смонтирован на шасси ГАЗ 51 (это я - ваш капитан очевидность)



Идем дальше, судя по лестнице на крыше, перед нами породистый европеец

Dennis G-type, Великобритания 1927 год

Первую пожарную машину этой марки собрали в 1908 году, да так удачно это продолжают делать до сих пор, что название Dennis стало синонимом названия пожарной техники в Британии.



Машина сделана по классической европейской компоновке тех лет, а именно: открытое линеечное расположение пожарного расчета, лестница «на крыше», центробежный насос заднего расположения, приемные рукава в подножках





А дальше меня неумолимо потянуло вот этой штуке, где на шасси ЗИСа я усмотрела нечто

Пожарная автолестница «Метц» на шасси ЗИС-6, СССР 1947 год

В довоенные годы советский автопарк комплектовался германскими автолестницами. Самым слабым звеном этих АЛ было шасси, которое на советских дорогах того времени служило крайне мало.



С лица машина выглядит тоже забавно



Сложилась ситуация, когда сам ресурс выдвижной лестницы далеко не исчерпан, она исправна, а шасси пора выкидывать. И спецы пожарной охраны Москвы и Питера освоили монтаж немецких лестниц на отечественные шасси. Процесс занимал примерно месяц, после чего на слуюбу выходил вот такой экземпляр



Конкретно эта машина собрана после войны в 1947 году, на дооборудованном и усиленном шасси ЗИС-6



Эта машина была восстановлена специалистами технической службы Управления пожарной охраны Мособлисполкома в 1978 году. Длительное время машина хранилась на отдельном посту ПЧ 29 в Балашихе





Чудны дела твои мироздание, чего только не встретишь, вот например

Пожарная автоцистерна ПМЗ-11 СССР 1952 год

Автомобиль выпускался с 1952 года и предназначался для обеспечения пожарных частей сельхозпредприятий и небольших населенных пунктов. Использовались эти машины на территории всего СССР. Шасси ЗИС-5 облегчало работу с ним, так как после войны было много водителей, хорошо знакомых с этой машиной



Боевой расчет 6 человек. Емкость цистерны 1420 литров и еще бак для пенообразователя на 80 литров. Кузов закрытый, уистерна для воды имела обогрев отработанными газами.



Всего выпущено около 3000 таких машин. В 1955 году Варгашинский завод пожарной техники начала переходить на шасси ГАЗ-63 и постепенно снимать ПМЗ11 с производства.

Смешная лавка в зале, внезапно. rajskij_sad - принимайте в коллекцию чудо-лавку, а может это уже и диван? Я не знаю, но в моей голове это точно лавка.



Следующий экпонат будет сильно постарше

Автонасос-линейка на шасси АМО-Ф15 СССР 1930 год

Это первая, целиком советская пожарная машина, изготовленная без использования иностранного шасси. Эти машины начали выпускать в 1926 году на Ленинградском заводе «Промет». Машина комплектовалась коловратным насосом производительностью 600 литров в минуту (американец того же времени мог 3400, это я так, из вредности). насос приводился в работу от движка. В комплект также входила трехколенная лестница и штурмовка



Рукава для забора воды располагались на крыльях и подножках. Рукава для подачи воды к месту возгорания подвешивались на катушках, причем задняя была съемной.



Конкретная машина была выпущена в Москве на Миусском заводе противопожарного оборудования и эксплуатировалась на Московской тонкосуконной фабрике. В 1947 году была передана в Политехнический музей. В настоящее время машина в процессе реставрации

А нас ждет следующее детище большевиков

Автоцистерна ЯГ-6 СССР 1940 год

Изготовлена вероятно еще до войны в мастерских Московской пожарной охраны. Отличается от других их же машин увеличенной емкостью до 4000 л. За счет чего было уменьшено количество мест для личного состава. После войны эта машина получила кабину трофейного грузовика и оригинальные катушки с рукавами.



После того, как на службу стали поступать более новые машины, эта техника была передана в некое сельхозпредприятие в МО. Существуют фото, подтверждающие, что еще в начале 70-х годов она не только была на ходу, но и принимала участие в соревнованиях добровольных пожарных дружин.



Вторая жизнь машины началась в 1988 году, когда она была восстановлена специалистами пожарной охраны. Кабину трофейного грузовика (про которую все с изумлением прочитали и я тоже пока читала аншлаг изумлялась) убрали, заменили тем, что мы видим сейчас. Катушки с подножек тоже убрали и хранили все там же, в Балашихе - интересное место эта Балашиха, оказывается.

А мы переходим к совсем пожарной древности

США, конец XIX века, «багровый ход»
Это не от названия цвета, это от слова багор, если что.
Повозка с баграми, лестницами, пожарными рукавами и прочими инструментами являлась обязательной составляющей выезда на пожар



Таких повозок в составе выезда бывало несколько, вот эта для длинномеров



Лошадка тянет чешский пожарный насос в ручным приводом 1911 года выпуска.
Такие насосы работают по самому старинному и простому принципу - двое мужчин покрепче качают вверх-вниз рукоять, создавая разрежение и сжатие. В России их называли водоливными или пожарными трубами



А это уже не ручной насос, это настоящая паровая машина
Легкий переносной насос, Англия 1892 год



Мощность двигателя 6 л.с.
Производительность насоса 450 литров в минуту
Масса без тележки 280 килограмм - по тем временам это называлось легким

Стоил такой насос 170 фунтов.

Еще одна телега без аншлага (или я не нашла)



И возвращаемся в механизированную эру

АЦ ПМЗ-2 СССР 1936 год

Первая советская стандартная АЦ, выпускавшаяся на шасси ЗИС-5.
Емкость для воды 1500 л, стандартный по тем временам насос и боевой расчет 6 человек.



В СССР до середины 30-х годов АЦ считались «агрегатами местного значения», видимо предполагалось, что уж лужу с водой можно найти на месте. Пожарные части создавали самоделки с автоцистернами кто как мог и, в результате, во время войны наши города столкнулись с пожарами, разрушенным водопроводом и отсутствием такого типа техники.

Ну а следующая машина наверное в представлении не нуждается, кто ж не знает эти знакомые с детства пропорции, но вот в красном цвете я лично вижу впервые



Пожарный УАЗ-469 СССР 1980 год

Зачем он такой был нужен не понятно, но видимо начальство возить :)



Дальше идет более современная техника



И мы переходим к машинам уже почти привычного нам облика и компоновки, хотя и тут будут сюрпризы



И вот еще один АМО

Автонасос на шасси АМО-4 СССР 1931 год

Это тоже одна из первых полностью советских пожарных разработок. Сзади установлен насос Д-20 на 1500 л/мин, собственно он был типовым на то время. Под насосом располагался «бак первой помощи» на 360 л воды.



В задней части устанавливались деревянные надстройки с сиденьями для пожарного расчета - 6 человек. И катушки с рукавами, каждый на 80 метров. Еще одна катушка на 160 метров подвешивалась сзади.



Пожарные рукава и лестницы крепились над надстройкой, а в ее ящики укладывалось остальное пожарное оборудование.









Ой, кто-то тут затесался



Автомобиль воздушно-пенного тушения АВ-40 СССР 1974 год

Применялись такие машины, как правило, на крупных пожарах в местах хранения и переработки нефтепродуктов.



Машина вывозила на пожар 4000 литров пенообразователя в цистерне и 180 л в отдельном баке. Но могла использоваться и как АЦ, если цистерну заполнить водой.

Ну а такие машины наверное многие помнят на наших улицах

Пожарный насосно-рукавный автомобиль АНР-40 СССР 1993 год

С 1974 года Прилукский завод противопожарного оборудования выпускал такие машины, ставшие самыми массовыми в нашем пожарном автопарке.
Сдается мне, что кое-где эти машины до сих пор еще используются.



И снова более старые варианты

Пожарная автоцистерна АЦП -20 СССР 1963 год

Буква «П» тут потому, что это шасси повышенной проходимости. Автомобиль конструировался для сельской местности.
Боевой расчет 5 человек. Ёмкость цистерны 950 литров, бак для пенообразователя 105 литров. Пожарный насос с производительностью 20л/с.



Серийный выпуск прекращен в 1968 году в связи с освоением более новой техники. За 5 лет Варгашинский завод противопожарной техники осилил аж 5 710 таких машин.



А вот еще чудо

Автоцистерна ПМГ-36 СССР 1957 год

Выглядит это так, как будто кузов ей собирали сами из чего попало на ближайшей автосвалке :).

Это одна из первых советских автоцистерн с закрытым кузовом. Выпускалась на шасси ГАЗ-51. За период 1950-53 годы выпущено 691 штука. Несла 1000 литров воды и 50 л пенообразователя. Центробежный пожарный насос на 20 л/c.



Особенностью машины была попытка конструктора использовать один из патрубков пожарного насоса для питания постоянно подсоединенного ствола первой помощи, но в серию эта идея не пошла.

В следующей машине уверенно чувствуется иностранец и правда, это

International Harvester B120 Швеция 1960 год

Шведская машина 1960 года на шасси американского полноприводного грузовика. Цистерна на 750 литров, насос с производительностью 30 литров в минуту.



Насос у машины стоит спереди.



Эта машина с 1995 года несла службу в пожарной части города Костомукша (Карелия). В 2005 году был списан, продан коллекционеру и заботливо восстановлен в первоначальном виде.



А теперь мы знакомимся с донором заглавной картинки :)

Ford 798T США 1947 год



Многоместная кабина выше и шире стандартной кабины бортового грузовика. Кузов выполнен из деревянного несущего каркаса и обшит стальными наружними панелями



Типичная для американцев компоновка - насос спереди, что освобождает место за кабиной. Говорят для работы это тоже проще, но я не сильно понимаю почему, ну разве что потому, что мордой заезжать к пожару как-то проще и быстрее, а морда у него богатая (ну и грязи это все должно было на себя собирать тоже не мало)



Еще один иностранец

Magirus-Deutz 150 D10 Германия 1966 год

Фирма Magirus всегда специализировалась на пожарной технике, прямо с 1866 года и специализировалась. Правда, в 1866 году это были, в основном, инструменты - лестницы, насосы, ну пожарные линейки. В 1903 году фирма выпустила первый свой пожарный автомобиль, а в 1916 году первый пожарный автомобиль на грузовом шасси.



Некоторое время после слияния с Deutz, фирма потеряла из названия Magirus, но потом оно вернулось. К середине 70-х годов прошлого вида Magirus начал было загибаться, но ... тут ее спас Советский Союз. Мы выкупили почти все самосвалы и грузовики, выпущенные за последние два-три года фирмой. Большая часть этих машин отправилась строить БАМ и работать в Сибири.



Ну а сейчас заводы фирмы принадлежат концерну IVECO, на шасси которого в том числе выпускается противопожарная техника.
А сбоку у машины обнаружен очень трогательный гудок, эх, жаль не погудела



Ну и осталась всего пара пожарных машин, это

Klokner-Deutz S3000 Германия 1943 год

Такие машины выпускались только с 1938 по 1943 год и сейчас являются большой редкостью.
Машина выполнена по классической схеме 30-х годов, с двойной кабиной, переходящей в закрытый кузов.



И закончим мы разбор пожарной техники на

Пожарной автоцистерной ПМЗ-9М СССР 1953 год

Выпускалась серийно с 1953 по 1955 год. Всего таких машин было выпущено 1440 штук.
Емкость цистерны для воды 1680 л, бака для пенообразователя 120 л. Отличительная особенность - пенобак, расположенный внутри цистерны для воды, вакуумный центробежный насос, работавший от тормозной системы и выступ цистерны для воды, занимавшей часть кабины боевого расчета



Модель оказалась не очень удачной и от нее довольно быстро отказались



Ну а вторая часть будет про остальные машины с выставки, сами понимаете я не могла не начать с красных машин, они же с мигалками. Их надо пропускать! Хотя мигалки, судя по всему, относительно недавнее приспособление.

А еще! Чуть не забыла, вчера там играл пожарный оркестр, не знаю, долго ли они продержались, сходите, проверьте, а! Выставка будет идти до 11 числа включительно, все могут успеть!


Москва, МЧС и пожарные, авто-мото-вело-фото

Previous post Next post
Up