Авиалесоохрана: кто они и зачем?

Feb 24, 2018 23:16

Как-то я уже рассказывала про очень нужную, важную и совершенно не на слуху и мало кому известную профессию пожарный-десантник. Не так давно ФБУ «Авиалесоохрана» пригласило группу блогеров в гости в свой центральный офис в Пушкино, чтобы познакомиться и рассказать о себе. Я искренне считаю, что пожарные, которые работают в Авиалесоохране настоящие герои и про них должны знать все, так же неплохо бы, вообще представлять как у нас в стране обстоят сейчас дела с тушением лесных и природных пожаров. Тому, что у нас считается журналистикой, да простят меня ее отдельные редкие прекрасные представители, я не верю ни на грош - слишком много я видела прямого вранья, передергивания, манипулирования, да и просто непрофессионализма, не желания минимально проверять факты, потому мне всегда нравится давать слово тем, кто проблему знает изнутри и занимается ей непосредственно. Пусть даже у разных ведомств, занимающихся пожарами на территории нашей страны, немного разный взгляд на проблему - надо услышать всех, а кто слышал вообще об Авиалесоохране? Очень немногие, а потому сегодня слово им!





Вот так выглядит вход в ЦО ФБУ «Авиалесоохрана»



А мы сначала повернем налево, в крошечном палисаднике стоит обелиск в память о погибших при выполнении задания пожарных-десантниках.



Увы, на таких обелисках оставляют место для новых строчек, а как бы хотелось бы, чтобы оно всегда оставалось пустым



Итак, что же это за ведомство, чем занимается? Основной рассказчик начальник отдела по связям с общественностью ФБУ «Авиалесоохрана» - Нарышкин Алексей Геннадьевич.



Начать можно с того, что Авиалесоохрана - это подведомственная организация Рослесхоза. Нет, это не часть МЧС, как почему-то некоторые думают и как предпочитает освещать наша, не особенно интересующаяся деталями, пресса. Авиалесоохрана изначально была придумана и создана именно теми, кто занимается охраной лесов. Основатель и вдохновитель создания Авиалесоохраны: Мокеев Георгий Александрович. Будучи ученым, изучающим леса, он в конце 20-х, начале 30-х годов близко столкнулся и с проблемой лесных пожаров и с неэффективностью тогдашних попыток тушения лесов с воздуха и предложил свой путь: авиапатрулирование и десантирование групп пожарных на очаги пожара.

Как считают в пресс-службе Авиалесоохраны, сегодняшняя путаница происходит из-за того, что как ни странно, но собственной авиатехники у Авиалесоохраны сейчас нет. Выглядит это оксюмороном - Авиалесоохрана, без авиации, но с 2007 года, это именно так. А на пожары тем не менее, вылетать нужно, и, на срочные задания (а других не бывает), фрахтуются либо самолёты военных, либо МЧС, никто другой не может обеспечить срочную доставку 60-80 человек и снаряжения из Москвы в Бурятию, например. Так и идёт это в новости: самолёт МЧС доставил столько-то пожарных к месту бедствия. То что пожарные из совсем другого ведомства, а МЧС в данном случае «туроператор», как то остаётся за кадром. Это, конечно, несправедливо, страна должна в равной мере гордиться всеми своими смелыми парнями, а пожарные Авиалесоохраны такие же герои, как и все, кто с риском для жизни борется с огнем.



В составе ФБУ «Авиалесоохрана» есть федеральная диспетчерская служба, парашютно-десантная служба, авиационно-учебный центр. Работают пожарные, в основном, после объявления ЧС в регионе. Так как охрана лесов с 2007 года передана с федерального на региональный уровень. Все эти слова для нас, тех кто не живет в этой системе абсолютно «ни о чем», а на самом деле, если покопаться, в них заложена мина под наши леса. Попробую перевести, как я это понимаю: если охрана лесов передана с федерального на региональный уровень, это означает, что ответственность за ликвидацию лесных пожаров и пожарную обстановку в регионе лежит на губернаторе (ну или за замах). Т.е. когда что-то начинает гореть в регионе, губернатор принимает решение что с этим делать и какими средствами. И только он может решить, что в регионе наступила ЧС. Дальше следует объявление ЧС и только в этот момент в лесу может начать работать Авилесоохрана, если губернатор запрашивает их помощь. Вроде бы на первый взгляд все логично, но ... как мы все понимаем, губернаторы у нас несколько эээ ... побаиваются объявлять ЧС и до последнего делают вид, что у них все хорошо и они со всем прекрасно справляются и только когда пахнет уже совсем жареным, причём в самом прямом смысле слова, объявляют ЧС. Как правило, это означает что горит уже так, что никакими человеческими средствами это потушить невозможно, все СМИ уже трубят о том, что регион горит, во всех лентах фотографии пожаров и космоснимки их же, все уже давно пропало и губернатору что так, что эдак, получать втык от начальства. Представляется очевидным, что лучше бы не доводить. Но увы, во многих регионах практика именно такова.

Правда, в последнее время, у регионов появилась возможность заключать соглашения на упреждение, тогда Авиалесоохрана может начинать работать до ЧС и это очень правильно. Так работает многострадальная Якутия, страшно горящая каждый год от палов травы. Отдельно: пал травы, это глупость и зло, никакого прироста он сельскому хозяйству не дает, а дает гибель множества животных, людей, деревень и огромных лесных территорий! В этом году так поступила не менее многострадальная Бурятия, которая не менее страшно горит из года в год, от той же самой немудреной причины.

На фото диспетчерская служба.



Это не ЦУКС, тут работают в основном с сигналами из других ведомств, а не от населения. Хотя, от населения звонки так же принимаются и проверяются и есть даже специальное приложение на телефончики, которое поможет гражданам передать информацию о пожаре в диспетчерский центр. Приложение прелестно тем, что во-первых не надо запоминать номер, что мне никогда не удается. Во-вторых не надо морочиться с получением и отправлением координаты. Отправляя сообщение о пожаре мы одновременно отправляем свою координату, можем описать ситуацию и прикрепить фото, сделанное через приложение.

И я немедленно попробовала отправить пожарным их собственные фото, ведь что не потрогано руками, того не существует. Подтверждаю - они его получили.



Диспетчерская служба производит сбор и анализ оперативной информации из регионов, работает на базе системы космомониторинга. Так же информация идёт от региональных диспетчерских служб. Служба работает круглосуточно.



Логично задать вопрос, а как вообще получается, что где-то что-то горит с такой страшной силой, что регион не справляется и надо вызывать федеральные резервы? Почему местные пожарные и лесники не придавили эту историю в зачатке? Тут кроме фактора природного, такого как сухие грозы и пока еще огромные лесные массивы и фактора человеческого, который непредсказуемо, соседям на радость, бессмысленно и упорото жжет траву, есть еще фактор законодательный. Из-за развала лесного кодекса в 2007 году, мы сейчас имеем ситуацию, когда ответственность за тушение части природных пожаров достаточно четко определена, а изрядная часть природных пожаров остаётся «безответственной» и горит пока не добирается до лесов (которые в ведении Рослесхоза) или жилых территорий (которые в ведении МЧС) :((.

В понятие природный пожар входит все, что не на территории жилых поселений (официально отмеченных как таковые по документам, а не по знаку на дороге) а, Рослесхоз отвечает только за земли лесного хозяйства - те что юридически относятся именно к такому классу земель. А если вы точно своими глазами видите, что вооон там горит лесок - то на самом деле по бумагам там может быть земля сельхозпользования, которой так пользуются, что на ней уже успел вырасти лес и увы, Рослесхоз не имеет права ею заниматься. И пока ведомства спорят и отказываются от непрофильного пожара, тот лесок может выгореть весь, поджечь деревню и нац.парк. Но никто не может взять непрофильный пожар, потому что тушение пожара - это огромный расход бюджетных средств, за который можно и в тюрьму загреметь. Кто тут первый в тюрьму за спасение леса? Да, никого. И кстати, наши с вами любимые осушенные торфяники, зачастую являются как раз такими несчастными землями, привет 2010 году. Как бы каждый нормальный человек понимает, что горит лес, надо что-о делать, а по бумагам тут «не лес» и заходить на него службам лесной охраны нельзя. И МЧС нельзя - они тоже не хотят в тюрьму. Шизофрения в государственном масштабе. И таких земель «иных категорий» в нашей стране 476 млн га.

Немного косо сфотографированный экран с принадлежностью лесных земель, гражданам на заметку



Кроме лесного фонда Авиалесоохрана может работать на землях особо охраняемого фонда, по приглашению руководства заказников и заповедников. А это, как правило, территории труднодоступные. К сожалению, в том же 2007 году, когда активно разрушали все, добрались и до авиабаз Авиалесоохраны и отобрали у службы все 134 воздушных судна, что стояли у них на балансе. Их передали регионам, где они в большинстве своём стояли на аэродромах пока не пришли в негодность. Вот это по-нашему! Сгноить 134 самолета, это мы можем! Иногда мне с этой страны плакать хочется :((

Большие силы и средства на дальние расстояния, как уже говорили, перебрасываются либо транспортниками МЧС либо Минобороны, а на местных маршрутах до пожара работает местная техника АН-2 или Cessna местных компаний, с которыми заключены соответствующие договоры. При таком подходе - экипаж местного самолёта или вертолета, не специалисты по пожарам. Специалисты - летнаб (летчик наблюдатель от Авиалесоохраны) и десантная группа. Мне странно и удивительно - что доставку группы до пожара производят экипажи не имеющие специальной подготовки именно с точки зрения опасности для воздушного судна - а опасностей там чем ближе, тем гуще. Но вот как-то так и летают.

Летнаб - это штурман, который должен иметь профессиональное лесное образование. Как правило летнабами становятся опытные пожарные. Летнаб не держит штурвал, его задача осмотр обстановки с воздуха, оценка, подбор площадки для десантирования. Он отвечает за жизнь и здоровье десантной группы.

Личный состав десантников Авиалесоохраны на сегодняшний день 700 человек. Кроме базы в центральном регионе, есть ещё центр в Якутии. Такое же подразделение планируется открыть в Хабаровске и на Северо-Западе страны. Есть так же Приморское отделение, Омское, Красноярское, отдельное подразделение 32 человека есть Иркутской области, есть подразделение на Амуре. Это все те регионы, где горит часто и страшно, а лететь туда не быстро. В целом же, Авиалесоохрана в состоянии в течение суток собрать группу десанта и вылететь в любую точку страны (было бы на чем).

Подготовка десантника, для отслужившего в армии молодого человека - 2 месяца. Парашютиста-десантника - 4 месяца. Первый десантируется с вертолета при помощи спускового устройства, второй может так же прыгать на лес с парашютом.

А вот это техника, которая прилагается к современному пожарному-десантнику. Этой штукой осуществляется отжиг



Есть у них ранцевые огнетушители - это такой рюкзачок, в который налито 18 литров воды и приделан гидропульт. Их используют для дотушивания уже пройденной огнем территории, проливания кромок. (Гидропульт это моя боль, мы с братом умудрились придумать, как еще его можно сломать так, как никто до нас не придумывал, но это совсем другая история).



Вот этот «пылесос» - это воздуходувка. Ею тушат травяные и тростниковые палы. Как правило, работают в комплекте с ранцевым огнетушителем



А это уже СПП - снаряжение парашютиста-пожарного



В которое влез кто-то не по-размеру мелкий и надо его оттуда вытряхивать. За фото меня в чудном оранжевом костюме, обшитом пенопопами спасибо Насте kryjevo



Рядом со мной Летчик-наблюдатель, мастер по парашютному спорту.
- А пенки вшиты намертво, а то наши некоторые ребята пытались их выковыривать из костюма. Чтобы обтекаемость была лучше, спортсмены же все!

Возвращать полномочия Авиалесоохране стали после 2010 года, когда Москву накрыло удушливым дымом, скакнула смертность у рисковых групп и даже самым альтернативно-одаренным стало понятно, что что-то не так и надо это что-то исправлять. Само ведомство считает, что разрушенная структура работала достаточно эффективно и лучший вариант - вернуть им статус федерального учреждения и полномочия работать не дожидаясь ЧС, когда уже может быть нечего и тушить.

Но есть и положительные моменты. В 2017 году Авиалесоохране вернули функцию вызова искусственных осадков, а также вернули разрешение на проведение взрывных работ.

Что касается искусственных осадков, то тут очень важна работа летнаба - надо рассчитать так, чтобы от этой операции был положительный эффект. Вряд ли это может потушить пожар, но задержать фронт и охладить кромку, может. По мнению ведомства за последний год, когда они снова начали вызывать осадки, в 72% случаев от этой операции был положительный эффект. Для тех кто интересуется, технология на настоящий момент считается безвредной для людей и природы.

Чтобы объяснить всю глубину необходимости взрывных работ придется немного отбежать к началу: как вообще тушится большой верховой лесной пожар, да пусть и низовой. Никак. Потушить такой пожар нельзя. На такой пожар нельзя выплеснуть ведерко воды и Бе-200 такому пожару тоже раз чихнуть, даже если предположить, что воду он слил туда, куда надо, а не туда, куда получилось. Такой пожар можно пытаться остановить, уморив голодом. Что такое остановить пожар? Это создать некоторое мертвое пространство на котором нечему гореть, а еще хорошо бы чтобы и подача кислорода была сокращена, для чего применяют встречный отжиг. Вот мы и подобрались к минерализованной полосе. Минполоса - это такая полоса на которой огню нечего есть, это может быть полностью выгоревший участок леса или земляная траншея в поле. Широкая дорога или река так же могут служить преградой для распространения огня (когда пожар небольшой и низовой) или стартовой линией для встречного отжига - в случае больших пожаров только так. Ну вот мы поняли, что нам нужна минполоса. Отлично, если у нас поле, мы бежим в деревню, берем трактор, будим тракториста и поехали опахивать. А если у нас нет поля, тракториста, деревни, есть только горящий лес и 10 человечков в желто-зеленой форме? Вертолет их высадил и улетел, тушите ребята. Много лет одним из основных методов создания в сложной лесной местности минполос были взрывные работы. Это быстро, эффективно и таким способом даже небольшой отряд имеет шансы встретить фронт пожара во всеоружии. А потом кто-то очень умный, решил, что не нужны тут взрывники, а вдруг они тротил курят? Или браконьерам продают по-дешевке? Нет, точно не нужны. Честно, я не представляю как они работали эти 20 лет. Нет, представляю, я читала книгу о том, как создавалась Авиалесоохрана и про то как работали лопатами и топорами, как выходили к ближайшим деревням, объясняли что требуется и ставили все население под лопату, потому что иначе погибнут все.

Вот примерно так и работали
(фото с сайта Авиалесоохраны)



А вот так может выглядеть верховой пожар. Специально подобрала то видео, где виден переброс горючих материалов на много метров - пятнами загорается трава перед фронтом пожара - это как раз то самое, почему для таких пожаров требуется отжиг. Такой пожар умеет прыгать на 200-300 метров вперед, он умеет выкидывать столбы дыма и раскаленного воздуха с искрами на сотни метров вверх. Никакое шоссе или небольшая река ему не помеха.

https://drive.google.com/file/d/0B2JbesKvCkcZRUZVMkx0cEh1ZGc/view

В общем я рада за Авиалесоохрану, что им вернули взрывотехнику, так их работа будет эффективнее и осмысленнее. В 2017 году пожарные-десантники проложили 170 км минерализованных полос взрывным методом.

Ну а еще в центре подготовки в Пушкино есть два вертолетных тренажера. Нам дали на них немного ... эээ ... ну я бы не сказала полетать, но попадать. Пару раз я лично разбила обо все подряд вот этот Робинсон



На фото Наташа занята тем же самым, битием вертолета. Очень не просто оказалось такой штукой управлять, меня даже как-то заело то, как совсем ничего не получалось



А это уже серьезная большая машина - Ми-8



Тренажер оборудован экраном, мотором, он трясется, ревет, наклоняется так, что начинаешь и правда верить, что ты летишь







В общем отличная получилась экскурсия, спасибо ФБУ «Авиалесоохрана» за приглашение. И пусть всегда будут пустыми те черные строчки на обелиске. А еще лучше, чтобы вообще ничего не горело, но так, увы, не бывает.

экскурсия, авиалесоохрана

Previous post Next post
Up