Со страшной силой я люблю и уважаю всех, кто умеет делать красоту своими руками, сама то я ими только ломать умею. И потому не пропускаю ни одной возможности хотя бы посмотреть, а лучше и потрогать технологии изготовления чего-нибудь эдакого. И чем они экзотичней, сложней и древней - тем лучше. В этом плане
офортная мастерская - просто идеальное место. Ведь офортный станок не изменился за несколько веков и можно смело представлять, что когда-то вот так же Франсиско Гойя полировал и травил медные пластины, а потом прокручивал колесо пресса, чтобы получить отпечаток на мокрой, пористой бумаге
Я постараюсь рассказать по-порядку, как запомнила и увидела
Из Википедии:
Офорт (фр. eau-forte - азотная кислота, буквально - «крепкая вода»), также аквафорте (итал. acquaforte) - разновидность гравюры на металле, техника станковой графики глубокой печати, позволяющая получать оттиски с печатных форм («досок»), в процессе работы по созданию изображения на которых производится травление поверхности кислотами. Известен с начала XVI века. В технике офорта работали Альбрехт Дюрер, Жак Калло, Рембрандт и многие другие.
Первые датированные оттиски со стальных травлёных досок относятся к 1501-1507 годам.
Технологии офорта с тех пор почти не поменялись. Сначала делается картина-эскиз. Тут нет строгих требований, каждый художник делает эскиз в той манере, в которой ему удобно работать. Например, вот тут рядом лежат эскиз, прорисованный кистью и офорт по нему
Далее нам понадобится медная пластинка (возможны и другие варианты, но в мастерской где мы были работают в основном с медью и исторически начиналось все тоже с меди). Пластина полируется. Либо вручную, либо на заводе, либо шлиф-машиной, кто как может. Если нужен чистый белый фон и очень тонкая проработка деталей - то шлифовать надо до состояния зеркала. Но у нас более простой вариант
Пластину подогревают и покрывают слоем специального кислотоупорного лака, а потом чуть подкапчивают.
Анна, мастер офорта, рассказывает нам про офорт и помахивает тампоном для нанесения смолы
Потом берутся офортные иглы - они могут быть разной толщины и формы острия, а могут быть даже чем-то типа грабель, для проведения параллельных штрихов
Этими иглами надо процарапать весь рисунок. Каждую черточку, каждый штришок. Как говорит Анна, приходить в офорт можно только если есть хороший навык рисунка. Учиться рисовать на медной пластине невозможно - это надо уже уметь
Срисовывают при помощи зеркала, так как при печати будет еще одно отражение
Потом доску отправляют в кислоту, ту самую, азотную. Там где лак снят, кислота проест в металле борозды - это и будут углубления под краску. Такой тип печати называется «глубокая» печать. Травление можно проводить на одной доске несколько раз, тогда разные штрихи будут разной глубины.
А можно для одного офорта сделать несколько досок и печатать их разными цветами, как сделали вот для этой картины
По окончании травления, доска промывается водой, а лак счищается при помощи скипидара или спирта.
Процесс этот весьма длинный, местами не очень полезный для здоровья и требующий вытяжки. И до этого момента мы больше слушали и смотрели на готовые образцы.
А вот дальше ... дальше кульминация процесса. Сейчас мы выберем несколько досок, которые нам готова предоставить студия и будем их печатать.
Выбрали?
Подготовили к работе
Надели перчатки
Достали краску, которой будем печатать - краски специальные, офортные. И ... говорят подойдет карточка любого банка, не только зеленого
Втираем тщательно
Убираем излишки краски
Вот эта пластина готова к печати. В раковине ее ждет лист бумаги. Бумага тоже специальная, офортная. Ее надо вымочить
Накрываем бумагой, холстом
И к станку! Крутить равномерно и не спеша
Готов олень
Если нужно сделать еще оленя - то снова надо втирать в него краску, очищать и прокатывать на станке
Линии получаются тончайшие, детализация потрясающая
Среди нас нашелся один человек, умеющий рисовать - ей удалось нацарапать рыбку
Ну а мастера, могут, например, вот так
Смотрите какая забавная деталь
Есть несколько разновидностей офорта, например, мягкий лак (или срывной лак), прием, изобретенный, возможно, в XVII в. и технически достаточно простой. К обычному офортному грунту добавляют сало, из-за чего он становится мягким и легко отделяется. Доска покрывается крупнозернистой бумагой, на которой рисуют твердым тупым карандашом, пользуясь разными нажимами. Проведенные линии продавливают бумагу и прилипают к лаку. Когда же бумага снимается, с нею удаляются и частички лака. После травления получается сочный зернистый штрих, напоминающий карандашный рисунок.
Более сложной технологией и очень эффектной в сочетании с другими техниками является акватинта, которой добивались эффекта мягких полутонов, сходного с акварельным рисунком. Для акватинты на доске сначала слегка травится контурный рисунок, перенесенный с кальки накалываниями, потом на новом грунте те места, которые в отпечатке должны быть темными, отмываются раствором и покрываются асфальтовым или канифольным порошком. Порошок при подогреве доски плавится, и поверхность становится шероховатой, зернистой. Светлые места закрываются от кислоты лаком. Акватинтой часто пользовались в сочетании с офортом или с резцовой гравюрой, а иногда в соединении с цветным печатанием - так делал Франсиско Гойя.
Ну а я себе накатала северную картинку неизвестного автора. Когда смотрю на нее думаю, что очень хочется доехать в этом году до Ладоги
И спасибо
mosblog за приглашение, когда бы я еще посмотрела на настоящую офортную мастерскую!