Слышали о такой? А об Авиалесохране? Если честно, я это слово услышала первый раз в жизни год назад, когда записалась в школу пожарных волонтеров. А между тем в этом году службе Авиалесохраны исполнилось 85 лет. Больше 80 лет лет они совершают невозможное и невероятное, но тайга молчит, она не пишет в facebook и не публикует фоточки в ЖЖ, и до обидного мало людей знает о парнях, которые с парашютами десантируются поближе к огненному армагедону, чтобы остановить огонь, спасти лес, а с ним и зверье и людей, до которых он непременно дойдет, если оставить все как есть. Кто видел живьем верховой пожар, тот знает, что это не просто страшно - это очень страшно. Это то самое, когда все инстинкты внутри тебя орут: беги, беги пока жив, беги со всех ног, спасайся.
По случаю юбилея пресс-служба Авиалесохраны организовала небольшую передвижную выставку фотографий, которая до последнего времени квартировала в холле Московской областной Думы. Во там-то мне и удалось ее поймать.
Меня встретила организатор и куратор выставки - Аня Баскакова
annabaskakova, пожарный волонтер, сотрудник Авиалесохраны, автор большинства цветных фотографий, за которыми она летает в тайгу вместе с пожарными группами. Аня знает какая это тяжелая и опасная работа и говорит о парашютистах всегда с любовью и восхищением, а потому даю ей слово!
Первая подборка посвящена самому началу, основателю и вдохновителю Авиалесохраны: Мокееву Георгию Александровичу
![](http://fpatrol.ru/wp-content/uploads/2016/04/%D0%9C%D0%BE%D0%BA%D0%B5%D0%B5%D0%B2-%D0%93.-%D0%90..jpg)
Будучи ученым, изучающим леса, он в конце 20-х, начале 30-х годов близко столкнулся и с проблемой лесных пожаров и с неэффективностью тогдашних попыток тушения лесов с воздуха и предложил свой путь: авиапатрулирование и десантирование групп пожарных на очаги пожара. Как настоящий увлеченный человек, он решил проверить идею на себе. Прыгнул сначала с вышки, потом несколько раз с парашютом, добился разрешения с коллегой спрыгнуть к очагу пожара. И, несмотря на то, что их эксперименты оказались положительными, довольно долго идея не могла пробиться в свет. Но то были времена экспериментов смелых, иногда безрассудных, времена светлой и немного наивной веры и Мокееву повезло. Его проект приняли на самом высоком уровне и дали ему ход.
Официальной датой рождения авиалесохраны принято считать 7 июля 1931 года, день, когда состоялся первый полет на самолете По-2 с целью обнаружения лесного пожара. Через 5 лет - 19 июня 1936 года, на тушении лесного пожара были выполнены первые прыжки с парашютом.
Попробуем представить парашютиста того времени. Чтобы совершить прыжок с ПО-2 ли У-2, парашютист выходил на крыло, держался за распорки и ждал, когда летчик повернется и ему кивнет, в этот момент нужно было прыгать. Прыгали тогда не в лес, прыгали по одному или по-двое. Купола были огромные, тяжелые и плохо управляемые. Из снаряжения с собой у парашютиста был топор - это его основной инструмент, планшетка с предписанием, возможно личное оружие (оно встречается на фото), небольшой запас еды: банка консервов или буханка хлеба. С учетом «численности группы» - их задача была приземлиться поближе к сельсовету, объяснить местным жителям, что если они не хотят сгореть, то должны слушать «летунов», собрать из них отряд и руководить работами по тушению. Из прелестей той работы надо еще помнить, что радиосвязи борт-земля тогда не существовало. Чтобы показать летчику, что у тебя все в порядке нужно было расстелить парашют по земле. Существовала целая система знаков, чтобы показать летчикам, что требуется парашютистам. Знаки могли выкладываться из парашютов, светлых стволов берез, специальных сигнальных лент, если на авиабазе они был приняты. Просуществовало это все не долго и, с появлением радиосвязи земля борт - отмерло. Ну а после тушения начиналось самое «интересное» - вернуться на базу. Бывали случаи, когда на пожаре парашютист работал 1 день, а потом добирался на базу 10 дней. При этом он нес с собой парашют, вероятно винтовку, какой-то запас еды.
Чуть позже, когда у Авиалесохраны появились более грузоподъемные самолеты, на пожар стали сбрасывать группы. Теперь местные жители могли привлекаться только на вспомогательные работы и в случае чрезвычайной ситуации.
Первоначально в Авиалесохране было довольно много девушек-парашютистов. Потом наступила война, мужчины ушли на фронт и Авиалесохрана стала полностью женской. Настолько, что вернувшись с фронта мужчины не могли иногда устроиться обратно - все места были заняты. Уже годах в 80-х было решено, что это слишком вредная работа для женщин и сейчас лесные пожарные - только мужчины.
Я спросила про агрессию. Из истории мы знаем, что глухая деревня 30-х годов, могла быть довольно страшным местом. Аня сказала, что информации об агрессии ей не попадалось вовсе. Как правило, в воспоминаниях везде написано, что встречали их очень хорошо. Другое дело, что не очень хотели давать рабочую силу в нужных объемах и норовили подсунуть девчонок. Кроме того деревни были заинтересованы в том, чтобы заполучить себе аэродром. Ну а как были счастливы мальчишки, наверное и не передать. Если в 1998 году в глухой деревне всего лишь на Урале вокруг нашего туристического лагеря самодеятельных спелеологов местная ребятня сидела с утра и до вечера, очень радовались если им делали браслеты на руку из скотча - не видели раньше скотча. А уж когда мы покатали их в качелях из обвязки (кого можно было утянуть во взрослую обвязку - это был день восторга). То что же говорить про детей из 30-х годов, которым достался целый настоящий парашютист с неба! Когда около деревни строилось авиаотделение - были случаи даже явления добровольной помощи, настолько деревне нравилось иметь «свой» аэродром.
Современные бойцы Авиалесохраны с местным населением встречаются редко, как правило они работают там, где никто не живет. Это особенность службы - если до пожара можно добраться любой другой техникой, то нет смысла в десантировании. Они работают только там, где кроме них и пожара никого нет. Один на один. Война, где побеждают не силой, но тактикой, стратегией, хитростью, знанием.
Очень сильно полегчало Авиалесохране, когда изобрели вертолет. В отличие от самолета, вертолет может не только высадить, но и забрать группу с ближайшей большой поляны, что очень сильно увеличило оборачиваемость групп, а значит и эффективность работы в целом.
С вертолетов Авиалесохрана не прыгает, если группу на пожар везет вертолет, то группа спускается на спусковых устройствах. Спусковое устройство было свое, собственной разработки. Потом его заменили на более современное - СУ-Р. Как любитель всяких спусковух я тут же полезла поискать - я бы назвала это вариацией на тему известной спелеологам недавнего прошлого «решетки».
Вообще же, по заказу авиалесохраны разрабатывалось много передовых технологий, широко применяемых другими ведомствами и лесными пожарными по всему миру.
По техническим заданиям авиалесохраны разработаны:
- водосливное устройство ВСУ-5, широко применяемое в России и других странах на пожарах
- самолет-амфибия Бе-12П-200
- единственная в России система мониторинга лесных пожаров в режиме реального времени ИСДМ-Рослесхоз
Опыт десантирования у ведомства перенимали Минобороны СССР, МВД СССР, МЧС России.
Так же по заказу Авиалесохраны разрабатывались мотопомпы, ранцевые огнетушители, воздуходувки, землеройная техника.
В 50-х годах, когда появились более грузоподъемные самолеты, Авиалесохрана стала прыгать группами, и прыгать не к сельсовету, а сразу в леса, - участились травмы при соударении о деревья, тогда для авиапожарных начали разрабатывать спец. одежду: защитный шлем наподобие танкового или по началу он и был, чтобы даже при ударе о дерево минимизировать травмы головы и шеи, защитный костюм, смягчающий удар. Современный костюм уже немного похож на скафандр. Под все суставы вшиты пластины защиты, кроме того он обеспечивает парашютисту положительную плавучесть.
У пожарных три основные профессии: летчик, десантник-парашютист и летчик-наблюдатель. Наблюдатель не пилотирует самолет, его задача обнаружить пожар, принять решение о необходимости высадки группы, найти и подобрать место для высадки, исходя из наличия воды, возможности установки лагеря, разумного удаления от пожара, скорости и направления распространения пожара. Летнаб же корректирует работу с воздуха. По сути от него зависит в некотором смысле не только успех выполнения задания, но и жизни парашютистов. Поэтому летнабы, как правило всегда бывшие десантники-парашютисты, начальники групп, знающие пожар лучше, чем кто-либо.
На фото Якутия, 2013 год. Лесной пожар. Самый страшный пожар года. И даже известно, что устроили его два охотника на отдыхе (собственно люди - причина подавляющего большинства лесных пожаров.) Площадь пожара была сопоставима с небольшим городом. На фото видна и чудовищная высота конвекционной колонны, по сравнению с которой деревья в лесу кажутся крошечными. И видно, что колонна переломилась. В таком потоке дыма очень высокая температура, летят горящие ветки, кора, случается таким колоннам даже небольшие бревна поднимать. А если она переломилась, то значит все, что в ней есть отнесет на какое-то расстояние и сбросит на еще не горящий лес (мы видим на фото второй очаг). Это механизм, которым лесной пожар может прыгнуть на сотни метров и даже километр и вдруг «из ничего» получить новый очаг.
После десантирования обязательно проводится разведка пожара ногами. Принимают решение и начинают окольцовывать пожар. Минерализованную полосу стараются упереть в какую-то хорошую преграду для огня: река, дорога. По сути сделать минерализованную полосу: это вручную глубоко вскопать тропинку вокруг пожара, она может быть длиной в несколько километров, убрать деревья, выкорчевать пни, перепилить корни. Говорят, пожарным авиалесохраны снова разрешат использовать взрывные работы, что должно очень сильно облегчить им жизнь.
- Как я люблю того человека, который согласовал для нас ярко-желтую форму - говорит Аня. Сколько раз я ориентировалась в лесу по ярко-желтым спинам пожарных
На фото хорошо видно, почему лесной пожар нельзя до конца потушить с воздуха. Потому что пожар умеет «прятаться» в стволах, под пнями, в земле. Он может неделями тлеть и потом снова выползти наружу. Поэтому, после пожара обязательно нужно делать окарауливание, что включает в себя обход прогоревшей территории и буквально осматривание и ощупывание всего в зоне бывшего пожара.
Это отжиг. От минерализованной полосы жгут лес навстречу пожару, чтобы создать для огня непроходимую полосу. Конечно, всегда стараются чтобы отжиг был низовой, так как при низовом отжиге для больших деревьев остается шанс выжить. Но тут удержать его внизу не удалось и отжиг пошел верховым пожаром. Увы, эти деревья в любом случае были обречены, как ни грустно об этом думать.
Сегодня площадь лесного фонда России более 1 миллиарда 146 миллионов га. В зоне работы Авиалесохраны находится 477 миллионов 9,8 тысяч га из общего лесного фонда.
В 2015 году силами воздушных пожарных предотвращен переход огня лесных пожаров на более чем 70 населенных пунктов и объектов экономики.
Ну что ж, с праздником парни, спасибо вам и берегите себя!