Сейчас я буду заниматься поднятием культурного уровня, не знаю у кого как, а мой давно упал под диван и закатился под половицу. Поэтому буду проводить экскурсию.
Вот вы, да-да, именно вы - давно в музее были? Что? В прошлом году?! Ну как не стыдно, батенька! Тогда присоединяйтесь, сегодня мы идем в музей. Да не просто музей, а музей МУРа. Как куда? На Петровку, 38, куда же еще. Да-да вот прямо идем, уже встали с дивана, зарядили аккумуляторы в фотоаппарат и стоим перед легендарным зданием
Известный каждому номер дома
Здание большое и у меня нет такого объектива, чтобы уместилось сразу все
Проходная, паспортный контроль, фото под строгим взглядом Железного Наркома
Вот эта лестница, по-моему, в куче старых фильмов фигурирует
А мы идем в Музей
Датой образования музея считается 28 апреля 1928 года. Изначально - музей МУРа, потом учебно-методический кабинет (запомним это - много экспонатов принадлежит именно той эпохе), потом музей криминалистики до 2015 года.
Сейчас во многом акцент на легендарных МУРовцев и легендарных преступников.
Были у музея совсем тяжелые времена: в 1979 году потребовалось помещение для размещения штаба олимпиады и во всей Москве не нашлось более подходящего места. Все экспонаты были вынесены просто на на улицу и то, что мы видим сейчас - это экспонаты, которые удалось спасти, унести с помойки сотрудникам музея и неравнодушным сотрудникам МУРа.
В 1980 году в музей пришёл Ященко Фёдор Васильевич, талантливый скульптор и художник. 20 лет он занимался восстановлением музея после «олимпийского набега».
До 60-х годов, все экспонаты музея имели гриф секретности и далеко не каждый мог сюда попасть.
Первые экспонаты музея - отличная коллекция фомок и прочих орудий взлома. И зонтик.
Да, в снаряжение вора, образца начала XIX века, входил зонтик. Оказывается при квартирных кражах, если проникали через чердаки, то сверлилась дыра в деревянном перекрытии, в нее пропускался сложенный зонтик, раскрывался и дальнейшие «отходы производства» при расширении лаза тихо-мирно ссыпались в зонтик, а не грохотали по полу, будя хозяев. «Без шума и пыли» как говорил незабвенный Лёлик.
На миниатюре представлена сцена реального убийства. Это 1949 год, с целью грабежа дачи, убит ее хозяин, один из руководителей военного ведомства. На шее пулевое ранение, на стекле дырка от пули - ее почти не видно на фотографии - но на макете она хорошо видна. На столе лежит сложенная «Вечорка».
Такие макеты использовали, в том числе, и как учебное пособие, по ним учили тщательному и грамотному осмотру места происшествия.
А тут целая квартира в разрезах, макет вращается, показывая нам то жилую комнату
То входную дверь
То место преступления
А вот так раньше делали фотороботы
От фоторобота - к базе данных и интерфейсу для просмотра
Это Дина, ВЕО (восточно-европейская овчарка). Интересно посмотреть, как, за довольно небольшой срок, ощутимо изменились стандарты породы. Она погибла от смертельного ранения ножом на задержании преступника в 30-х годах. Это было ее 36 задержание.
Фотоаппарат - наследие генерала Кошко Аркадия Францевича. Кадровый военный из богатой семьи он вышел в отставку и устроился рядовым полицейским в Риге. Через 6 лет он был начальником Рижской сыскной полиции, потом заместителем начальника Петербургской сыскной полиции, а в 1908 году его назначили начальником Московского сыска. Аркадий Францевич создал и наладил работу системы опознания, базировавшей на антропометрических и дактилоскопических данных. Говорят, что эту систему у него позаимствовал Скотленд-Ярд. Впоследствии, уже из эмиграции - Лондонская полиция неоднократно звала его на службу, но он не хотел становиться британским подданным, все надеялся на то, что родная страна придет в разум.
Агрегат этот стоял в Бутырке до 90-х годов и использовался по назначению!! Сложно в это поверить, но еще 20-30 лет назад им делали фотографии преступников.
А до того, как были созданы собственные фотографические кабинеты при тогдашних СИЗО, преступников фотографировали те фотографы, что были у полиции под рукой, зачастую их водили для этого в ателье.
Оказывается до революции в Московской полиции официально принимались заявления даже на поиск пропавших домашних животных и были специалисты по их розыску и довольно успешно это все работало.
Клеймо. Если присмотреться - там буквы «СК» - ссыльный каторжник.
После революции, когда народная власть решила дать «второй шанс» классово близкому отребью и открыла тюрьмы, они свой шанс использовали на полную катушку. Преступность была чудовищной. Тогдашним милиционерам ППСникам запрещалось ходить в темное время суток по-одному, заходить в подворотни. Братва целенаправленно на них охотилась. (Что-то мне это напоминает ...)
В музее есть информация по некоторым самым известным бандам, таким как знаменитый своим налетом на автомобиль В.И. Ленина Яшка Кошелёк. Не менее знаменит он и тем, что лоханулся и отпустил «клиента», а когда вернулся, было уже поздно. Этой выходкой Яшка не только не использовал свой шанс повернуть историю, но еще и подписал приговор разгулу бандитизма, так как через три дня вышел приказ:
... Всем военным властям и учреждениям народной милиции, в пределах линий московской окружной железной дороги расстреливать уличенных и захваченных на месте преступления виновных в грабежах и насилиях.
Через неделю после выхода приказа почти все члены банды Кошелькова были выловлены и расстреляны. На свободе оставался только сам Яшка и пара его подручных. В конце-концов его сдал подельник и при задержании он был убит в перестрелке.
Предположительно этот маузер принадлежал самому Яшке, который, по легенде, стрелял с двух рук. Товарищ он был грамотный, знал несколько языков, можно сказать - идейный - очень не любил чекистов. Как то за одну ночь расстрелял 22 постовых.
Рядом стенды с информацией о банде Котова. Банда промышляла грабежом по хуторам. Прежде чем ограбить они связывали всех членов семьи и по-одному убивали топором. Убивал некто Морозов, судя по всему глубоко не дружащий с головой. В конце концов он надоел самому Котову и тот его пристрелил (наверное пока его самого не пустили на стейки). Все убийства совершались на отдаленных хуторах, на границе Московской области, свидетелей не оставляли. Сотрудники местных отделений УР по тем временам были набраны из бывших полуграмотных крестьян и не блистали методиками сыска. Поэтому банду очень долго не могли поймать. Задержали их в результате по показаниям девушки, которая случайно осталась в живых, закатившись в дыру в полу и потеряв там сознание. В конце-концов всех изловили, судили и расстреляли.
Но что это мы все про бандитов. Есть в музею что рассказать и про МУРовцев. Например, первый начальник МУРа - Александр Максимович Трепалов. Был он малограмотен, но никогда не стеснялся это признавать и учиться. Хорошо владел оружием. Был потрясающе смел и хладнокровен. Обладал организаторскими способностями. Начал он свою работу в МУРе с блестяще проведенной операции по ликвидации «головы» Хитровки.
Про Александра Максимовича нам рассказали такую историю. В то время никакого транспорта у МУРа не было вообще. Конечно, Москва была тогда поменьше, примерно в границах Садового кольца, но по-любому везде пешком или на общественном транспорте или извозчике и за свой счет. Трепалов решил, что МУРу нужен транспорт и ввел сред извозчиков трудовую повинность - каждое утро, несколько упряжек ждало своих пассажиров около здания МУРа.
После гибели Орджоникидзе, Александр Максимович Трепалов (к тому времени занимал в должность заместителя наркома тяжёлой промышленности СССР) был арестован и расстрелян.
Первое время, пока не существовало присяги, милиционеры давали подписку. Подписка давалась на два года. Если открыть картинку в полном размере - она вполне читаема.
Времена были бедные, награждали сотрудников милиции не только наградными знаками, но и, например, отрезом материи на брюки.
Должностной знак МУР - «всевидящее око», как по мне - так тянет эдакой масонщиой, а? Был выпущен ограниченным тиражом. Носился с обратной стороны лацкана, скрытно.
А это уже более поздние наградные знаки и удостоверения
«Ксерокс» братьев Лопуховых для печати фальшивых денег и документов
Пресс-формы
На этой стенке представлены инструменты медвежатников. То что висит сверху и слева - называется балерина
Балерина - разработка вора-медвежатника. Автор разработки «работал» не только в России, но во Франции. Французская делегация, когда посещала музей, очень заинтересовалась и предлагала выкупить у музея этот экспонат.
В войну не было ни одного сотрудника МУРа, не написавшего заявление на фронт. Заявления у них не принимали.
В войну же появилось много видов уже подзабытых преступлений, таких как вооруженный налет, мошенничество с продовольственными карточками - работы МУРовцам хватало. Помимо основной деятельности МУРовцы ловили диверсантов, сигнальщиков, дезертиров. В войну же была создана Дежурная часть для оперативного реагирования на происшествия.
И снова нас тянет на преступников.
Борис Вейнгровер, он же - Антиковский, Гуськов, Метляев - идейный советский вор. Работал не только на территории России, но и в других странах. Грабил только «богатых». Дерзкий и находчивый. В общей сложности заработал 136 лет тюрьмы, но не просидел и десятой доли. Добивался амнистии или бежал.
Известен такой случай:
Как-то, в 44-м, проник в квартиру штабного офицера. Но что-то пошло не так и вернулся хозяин. Венгровер заявил, что он из НКВД, а офицера подозревают в шпионаже. Ошарашенный хозяин даже ордера не спросил - сдал оружие. Венгровер сказал, что сейчас за ним приедет опергруппа, которая отвезет его в Лефортово. Но для облегчения своей вины он порекомендовал офицеру написать чистосердечное признание с указанием тех, кто мог его подбить на это преступление. Офицер взялся за карандаш, а Венгровер ушел, будто бы за опергруппой.
Столкнувшись с хозяйкой в другой квартире, он честно признался: еe обокрали. А он - понятой. Якобы участковый пошел искать второго понятого для оставления протокола, а его оставил наблюдать за квартирой. И чтобы не терять времени, он посоветовал хозяйке квартиры посмотреть, что именно и где украдено. А сам ушел, сказав, что за участковым.
Награбленное он тратил на школу-интернат в Рязанской области. В свободное от работы время тренировал спортивную команду.
В 55 году хозяин квартиры попался не такой доверчивый. Венгровера задержали и судили.
В старости был одинок и жил в доме престарелых, куда ему по старой памяти помогли прописаться сотрудники МУРа, к которым он обратился за помощью. Как-то раз, все бабушки из дома престарелых, вдруг, внезапно, обзавелись крутейшими по тем временам зонтиками «Три слона». Такой вот благородный вор, работавший ради адреналина и драйва.
А это аферист Вайсман, Вениамин Борисович. Личность значительно менее обаятельная, но, судя по всему, не менее рисковая. Отличился тем, что по его делу докладывали самому Сталину. А еще тем, что лично обманул в 46-47 годах аж 26 наркомов. Очень долго это дело находилось под грифом «секретно». Изначально был карманным вором, много раз сидел и при побеге отморозил ноги. Ноги ампутировали и работать по старому профилю он больше не смог.
Стал аферистом. Купил военную форму (она по тем временам стоила 20 000 рублей) и ордена. В форме и орденах заходил на прием к жертве и выкладывал свои проблемы. Наркомы, сами отсидевшись в войну в тылу, робели и подавали, кто чем мог - вещами, деньгами, квартирами. Особенное сочувствие вызывала история как его спас его друг, Василий Сталин.
Умер в Пятигорске в доме инвалидов, куда его тоже помогли устроить сотрудники МУРа - по старой памяти.
Вообще известно, что иногда дерзкие аферисты и воры вызывают сочувствие и некоторое понимание у своих следователей. И те и другие имеют много общих черт характера, хоть и находятся по разные стороны закона.
Следующий экспонат найден среди личных вещей Егорова Анатолия Николаевича. Анатолий Николаевич прошел путь от рядового сыщика до начальника МУРа. Был первым заместителем начальника главка, депутатом Верховного Совета РСФСР. Награжден большим количеством наград. Уволен указом Ельцина - не сошелся с новым руководством.
Письмо написано 9-ти летней девочкой, ей сейчас около 37 лет. По сути это признание в любви к МУРу и предложение принять ее на службу немедленно. Сотрудники музея хотят найти автора, но пока не удалось.
Это шедевр тоже подарен Анатолию Николаевичу, но уже заключенными. Нарисовано на обычном платке шариковой ручкой.
Еще одна миниатюра на тему «концы в воду»
Подделка вино-водочных изделий
К сожалению, в 1979 году многое было утеряно. Раньше музей владел богатой коллекцией оружия.
Но пара интересных стендов представлены.
Вот тут самоделки. Пистолет для стрельбы охотничьими патронами. Делал явно эстет: барабан для красоты - он не крутится.
Гранатомет. Самодельный. Теперь я видела все.
Музей очень интересный, экскурсовод рассказала нам примерно половину, а я пересказала треть от той половины. А все потому, что нас ждали и другие помещения здания на Петровке 38. Какие - расскажу чуть позже.
А за приглашение огромное спасибо пресс-службе МВД по г. Москве и с прошедшим профессиональным праздником. Вам досталось очень сложное наследие в виде имиджа милиции у народа и вы многое делаете для того, чтобы изменить ситуацию. Желаю, чтобы у вас получилось на отлично!