Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году. Сортировка по времени выхода на отечественные экраны.
Сливки:
мама! / mother!
(Даррен Аронофски)
https://www.kinopoisk.ru/film/mama-2017-938643/Масса всего сказана, куча копий поломана, при этом, судя по зрительской реакции, большинство даже не поняли, о чем хотя бы примерно фильм, восприняли все буквально, не считали метафор даже в общем, что уж говорить о конкретике. Скажу только две вещи. Пусть Аронофски и заносчив, и пафосен, стоит на плечах бунюэлей, и прочая-прочая, но тот масштаб, который он берется покрыть в фильме, и выбранная форма покрытия настолько завораживают, что я не могу реагировать иначе, чем открыв рот. Второе - «мамой!» можно тестировать на IQ и EQ. Если человек не считывает, о чем все это (а тем более не удосуживается потом потратить пару минут, чтобы считать из интернетов, но готов разругать) или же его это ни капли не трогает - выводы можно делать вполне однозначные)
Бегущий по лезвию 2049 / Blade Runner 2049
(Дени Вильнёв)
https://www.kinopoisk.ru/film/begushchiy-po-lezviyu-2049-2017-589290/ В прошлом году Вильнёв был у меня в топе с шикарным «Прибытием», и вот опять здесь. Пояснения, думаю, не требуются. Действительно, редчайший случай, когда сиквел едва ли не сильней оригинала.
Охота на дикарей / Hunt for the Wilderpeople
(Тайка Вайтити)
https://www.kinopoisk.ru/film/okhota-na-dikarey-2016-913703/ Неожиданное чудесное. Доброе, свежее, юмористичное, трогательное инди. Сказка-путешествие толстого фаната хайку и Тупака Шакура - асоциального детдомовца ("воровство, плевки, бросание камней, пинки, поджоги, бродяжничество, граффити!") в компании еще более асоциального мизантропичного бродяги-охотника (сам Сэм Нил) по невероятным живописным новозеландским пейзажам ("как во Властелине Колец!") не без сражений с кабанами, местными рэднеками и даже соц.работниками на БТРах. Режиссер - Тайка Вайтити (тот, который сделал нашумевших "Реальных упырей"). Любителям таких крутых/странных штуковин про детство/юношество/взросление, как: Звери Дикого юга / Beasts of the Southern Wild, Мад / Mud, Строго на запад / Slow West, Страна приливов / Tideland, Там, где живут чудовища / Where the Wild Things Are, Человек - швейцарский нож / Swiss Army Man, Где бы ты ни был / This must be the place. Смотреть обязательно в оригинале на чудесном новозеландском английском, не пропуская шуток, теряющихся в переводе)
История призрака / A Ghost Story
(Дэвид Лоури)
https://www.kinopoisk.ru/film/istoriya-prizraka-2017-1008321/ Судя по отзывам, как и «мама!», непонятый большинством зрителей фильм-обманка, который оказывается далеко не только красивой, трогательной, поэтичной инди драмой про любовь и смерть через историю "привидения", а гигантским знаком вопроса по базовым экзистенциальным темам - смысл жизни, передача памяти через поколения, ориентация на будущее или "жить здесь и сейчас", способность любви быть ответом на эти вопросы и многое другое. Но заметить это смогут только немногие, кто по глупости не бросит фильм через 25-30 мин, потому что там все "скучно", "медленно", "ничего не происходит", и сможет войти в поток калейдоскопа событий и затянуться во временную петлю, когда экранное время потечет уже совсем по-другому, и, вместо 5 минут поедания пирога, за пару минут будут пролетать годы человеческих жизней. Очень нежное и уязвимое кино.
Про рок
(Евгений Григорьев)
https://www.kinopoisk.ru/film/pro-rok-2017-932448/sr/1/Первый раз наблюдал гигантский тысячный зал под завязку на документальном кино (не на фестивале), да еще и с непрекращающимся смехом, аплодисментами тут и там все 2 часа показа и с бурными овациями по завершении. А все потому, что "Про рок" заведомо выигрышную тему (молодежь, творчество, рок) раскрывает крайне бойко, динамично, остроумно, да еще и очень социологично, местами выходя далеко за пределы музыкальной тематики. Глубокие и жирные метафоры про время, про судьбу и рок (fate) поколений и страны возникают как будто сами собой и считываются на ура. Даже если и не погружаться в глубины, это просто очень интересно смотреть. Если шарахаетесь от слов "документальное кино" - пересильте себя, снимайте шоры, разрушайте неверные стереотипы) Это живо, любопытно, динамично и весьма художественно. А режиссура и монтаж легко дают фору большинству даже недокументальных новинок кинорынка. Друзьям-музыкантам вообще маст си. Узнавать себя или, наоборот, видеть разницу. В конце концов, просто смеяться над (не)удачливыми собратьями.
Хорошие, но не топовые фильмы, которые также заслуживают внимания:
Патерсон / Paterson (Джим Джармуш)
"Патерсон", конечно, замечательный, и смотрите его обязательно. Но при многолетней любви к Джармушу не могу с горечью не заметить заезженность пластинки и условность конструкции фильма. В "Любовниках" и "Пределах контроля" последнее было в тему: фильмы - жирные метафоры "культурного сопротивления", противостояния "высокого" мира искусств, свободы, любви и творчества "низкому" миру потребительства, невежества, денег, насилия. И, в общем, нормально создавать искусственные конструкции, если хочешь высказать в произведении подобные довольно конкретные идеи.Но создавать такой же умозрительный конструкт третий фильм подряд в "Патерсоне", при этом в истории об обыденной размеренной жизни, о поэзии простоты, о красоте повседневности, о важности "здесь и сейчас" - чересчур. Это надо передавать самОй естественной жизнью, а не буквами стихов на экране в папье-машевой реальности с девочками-поэтессами, барменами-философами, милягами-бульдожками и кукольными домиками. Поэтому, действительно, ценней и честней были ранние фильмы Джармуша, где эта самая естественная поэзия транслировалась самой жизнью на экране, без искусственных построений и специальных разговоров о ней в лоб. Из проф.критиков примерно то же почувствовал Зельвенский. Остальные поверхностно млеют над простотой, милотой, уютом и чистотой фильма, выгодно контрастирующего с остальным кинопрокатом. Это все правда, приятно и хорошо, но от любимого Джармуша все-таки ждешь развития, а не только хорошей помеси "Любовников" с "Псом-призраком" и "Сломанными цветами".
Квадрат / The Square (Рубен Эстлунд)
Прошлогодний каннский лауреат. Не столько полноценный художественный фильм, сколько сатирический калейдоскоп социальных экспериментов, перформансов, метафор, поднимающих массу общественно-экономических тем разной степени важности и релевантности. Искусственное, конечно, но довольно хорошее овервью некоторых проблем современной цивилизации. Отрадно, что не дидактическое, а довольно едкое и провокативное.
Лев / Lion (Гарт Дэвис)
Ну уж такая трогательная при этом подлинная история поисков семьи, что не разомлеют только совсем уж каменные)
Прочь / Get Out (Джордан Пил)
Заслуженно расхваленная изобретательная социальная критика под соусом хоррора.
Ветреная река / Wind River (Тейлор Шеридан)
Редкий случай, когда киношный детектив/триллер сильно крепче аналогичных по жанру сериалов и фильмов маститых режиссеров (типа "Снеговика" и т.п. суровых холодных северных детективов).
Хорошее время / Good Time (Бен Сэфди, Джошуа Сэфди)
Настолько завораживающе сделанный фильм с такой бешеной динамикой, нервом, бьющий энергией, что оторваться просто невозможно, даже если сама история и не цепляет вовсе.
О теле и душе / Тestről és Lélekről (Ильдико Эньеди)
Затягивающая странная история влечения (любовью называть это это не рискну) в декорациях румынского мясокомбината.
Окча / Okja (Пон Джун-хо)
Не шедевр, но подкупает оригинальностью. Только посмотрите на главных героев. А там еще Тильда Суинтон, Пол Дано и Джилленхол.
До костей / To the bone (Марти Ноксон).
Мало кого можно завлечь фильмом про анорексию, но кино любовно сделанное, прочувствованное, с отличной актерской работой и психологизмом.
Медведь Бригсби / Brigsby Bear (Дэйв МакКери)
Маленький инди шедевр про творчество, свободу, иллюзии, их цену и значение. «Шоу Трумена» 2017.
Патти Кейкс / Patti Cake$ (Джереми Джаспер)
Кино очень близкое к "Про рок" (хотя и художественное и про рэп). Темы и подходы к раскрытию сильно перекликаются, ну и смотреть так же увлекательно.
Счастливчик / Lucky (Джон Кэрролл Линч)
Последний фильм и бенефис Гарри Дин Стэнтона. Простое, но глубокое кино.
Горе-творец / The Disaster Artist (Джеймс Франко)
История съемок "худшего фильма в истории". И грустно, и смешно. "Эд Вуд" 2017.
Отдельно заслуживающие внимания отечественные:
Слишком свободный человек (Вера Кричевская)
Фильм иллюстрирует судьбу современной России (последних 25 лет) едва ли не лучше, чем рассказывает конкретно о Немцове. А еще обращает внимание и проливает свет на несколько очень любопытных и знаковых событий недавнего прошлого, о которых многие забыли, а многие и вовсе не знали.
Нелюбовь (Андрей Звягинцев)
Конечно, слишком в лоб (эгоистичная, бросившая собственных детей Россия бежит на месте под телепропаганду Дмитрия Киселева), но продолжать стучать нужно, к сожалению, в слишком многие лбы.
Теснота (Кантемир Балагов)
Очень неуютное, но безусловно сильное, заметное и западающее кино. Тем более удивительно для дебюта.
Аритмия (Борис Хлебников)
На мой взгляд, Хлебников все-таки должен был определиться, снимает он историю семейную или социальную. Они кажутся многими местами противоречащими, при этом не обогащающими друг друга. Социальная половина, по мне, сильно лучше и важнее банальных семейных проблем довольно широкими мазками нарисованных персонажей.
Заложники (Резо Гигинеишвили)
Превратно понятный многими "ура-патриотами", обвинившими режиссера чуть ли не в пропаганде терроризма, фильм заслуживающий просмотра и адекватного осмысления.
Разбуди меня (Гийом Проценко)
Вряд ли много кем виденный совсем не отечественный по духу, очень приятно смотрибельный триллер о снах и "играх разума".
Язычники (Валерия Суркова)
Киноверсия небезызвестного спектакля "Язычники" по пьесе Анны Яблонской, погибшей при теракте в Домодедово. Прекрасно играют актеры оригинальной постановки Театра.док. Динамичная работа, от которой сложно оторваться - о "религиозности", столкновении ценностей, "чуде" и кое о чем еще. Во многом и фильм и спектакль - братья "м(У)ченика" / "Ученика" Серебренникова.
Из анимации, конечно, Тайна Коко / Coco (Ли Анкрич, Эдриан Молина).
Ну а вообще главным кинособытием года стало, естественно, возвращение Твин Пикс.
Спасибо
З.Ы.
Киноитоги
2016 /
2015 /
2014 /
2013 /
2012 /
2011 /
2010 /
2009