Мой традиционный топ фильмов, вышедших у нас в прокат в прошлом году
Далласский клуб покупателей / Dallas Buyers Club
Жан-Марк Валле
http://www.afisha.ru/movie/215339/Замечательная крепкая гуманистическая драма с перевоплощенными МакКонахи и Лето.
(Сортировка по времени выхода на отечественные экраны. По всем фильмам стараюсь хоть что-то сказать, а там, где писал рецензии, даю ссылки)
Она / Her
Спайк Джонз
http://www.afisha.ru/movie/213109/Изобретательное, меланхоличное, интеллигентное, футуристическое одиночество в сети от Спайка Джонза с Хоакином Фениксом и эфемерной Скарлетт Йоханссон.
Отель «Гранд Будапешт» / The Grand Budapest Hotel
Уэс Андерсон
http://users.livejournal.com/_subtle_/171151.htmlЛучший и неожиданно крайне актуальный фильм Андерсона, который, помимо всех привычных любимых забавностей, стильностей, абсурдностей, интеллигентностей, гротескностей, декоративностей, структурностей, еще и про то, что происходит, когда весь этот мимимишный мир сталкивается с "варварами у ворот":
"you see, there are still faint glimmers of civilization left in this barbaric slaughterhouse that was once known as humanity"
хотя
"his world had vanished long before he ever entered it. But I will say he certainly sustained the illusion with a marvelous grace"
но
"фильм не столько о закате старой Европы, сколько о том, что даже самые отъявленные эскаписты, пытающиеся не замечать ужасов окружающего мира, могут быть этим миром безжалостно раздавлены"
при этом
"как показывает нам «Отель “Гранд Будапешт”», главное - не терять достоинства в любой ситуации"
Выживут только любовники / Only Lovers Left Alive
Джим Джармуш
http://www.afisha.ru/movie/210656/Старик Джим порадовал. Особо отрадно, что Джармуш умудряется, развиваясь, не уходить от фирменных тем и стиля, так что в "Любовниках" легко видны/слышны и "Мертвец" и "Кофе и Сигареты", и "Таинственный поезд" и "Пределы контроля" (отсюда, в первую очередь, тема искусства и науки vs. серость и невежество). Островок чистого искусства, ярко контрастирующий с массовым потоком. Я был бы не против большего масштаба и не такой камерности истории, но в любом случае это наслаждение, которое сразу же хочется смотреть повторно.
Двойник / The Double
Ричард Айоади
http://vozduh.afisha.ru/cinema/dostoevskiy-vsetaki-byl-poranshe-boycovskogo-kluba/Стоящая экранизация «по мотивам» Достоевского, переводящая его в плоскость Кафки и Гиллиама, от режиссера любимой нами «Субмарины» (множество актеров которой всплывают пасхальными яйцами и в «Двойнике»). В отличие от довольно тягучего, сводящего с ума оригинального текста Федора Михайловича, фильм ясней, четче, легче, с юморком . Время и место действия совершенно другие (как раз гиллиамовские), большая часть сюжета изменена, но главные «юнгианские» (см. интервью) мотивы на месте. Эдакий «Паук» Кроненберга в «Бразилии». Ну, или «Она» в «Процессе». В общем, смотрится отлично.
Фрэнк / Frank
Леонард Абрахамсон
http://users.livejournal.com/_subtle_/171823.htmlАнгло-ирландская инди-трагикомедия о таланте и посредственности, "Самости" и "Персоне" (маске), творчестве, ненормальности и их взаимосвязи в формате истории лузерской андеграунд рок-группы, возглавляемой (огромной головой из папье-маше) Фассбендером, частично основанная на реальных событиях и персонажах - прежде всего, на истории Джона Ронсона (я ссылался на его книгу о психопатах, а еще он автор "Безумного спецназа" - "The Men Who Stare at Goats"), который действительно 3 года играл на клавишах в группе реального головастого Фрэнка Сайдботтома.
Танец реальности / La danza de la realidad
Алехандро Ходоровски
http://www.kinopoisk.ru/film/694692/Чудо Ходоровского. Масштабное, красочное, сюрное, остроумное, интересное, психологичное, магическое, комичное, трагическое.
Исчезнувшая / Gone Girl
Дэвид Финчер
http://www.afisha.ru/movie/218146/Финчер сделал великий психоаналитический фильм, глубинно исследующий тематику брака, отношений, давления общественного мнения, желаний и иллюзий, практически уровня "Eyes Wide Shut" или "Lost Highway"
20 000 дней на Земле / 20,000 Days on Earth
Ян Форсис, Джейн Поллард
http://www.afisha.ru/movie/219502/Ник Кейв в идеале того, как надо делать документальные байопики. Глубина и красота, энергия и экзистенция.
Теперь хорошие, но не топовые фильмы прошлого года, которые заслуживают внимания:
Невероятная жизнь Уолтера Мити / The Secret Life of Walter Mitty
Бен Стиллер
http://www.afisha.ru/movie/211661/Милое духоподъемное кино, и не надо бояться имени Бена Стиллера.
Внутри Льюина Дэвиса / Inside Llewyn Davis
Итан Коэн, Джоэл Коэн
http://www.kinopoisk.ru/film/615583/Коэны о 1960-х, музыке и неудачестве. Аутсайдерское кино, которое могли бы смотреть вечерком в своей норе джармушевские Адам и Ева.
Август / August: Osage County
Джон Уэллс
http://www.kinopoisk.ru/film/462273/Прекрасная театральная говорильня с шикарным актерским ансамблем от Мэрил Стрип до Камбербэтча.
Филомена / Philomena
Стивен Фрирз
http://www.kinopoisk.ru/film/710432/ Стив Куган и Джуди Денч про журналиста-скептика и старушку-простушку, ищущую сына, отнятого у нее много лет назад злобными английскими монашками из приюта, как выяснится, продолжающими строить козни «греховодникам» и полвека спустя. По нынешним временам - опасное кино, могущее много кого «оскорбить».
Хоть раз в жизни / Begin again
Джон Карни
http://www.kinopoisk.ru/film/596208/ Более мимимишный вариант «Льюина Дэвиса» с Кирой Найтли и Марком Руффало.
Превосходство / Transcendence
Уолли Пфистер
http://www.kinopoisk.ru/film/687670/ В "Трансцендентности" от оператора Нолана, помимо очевидных тем плюсов/опасностей искусственного интеллекта и развития технологий, можно разглядеть и кучу более глобальных вопросов - смысл существования, суть прогресса, хаос и порядок, свободная воля vs. детерминизм, случайность vs. предопределенность, конечность и бессмертие. При этом подача легка, массова, а смотреть, и особенно размышлять и дискутировать потом на вечные темы, отталкиваясь от фильма, интересно. Главное, не ожидать сложного авторского кино и не циклиться на мелочах, а сразу лететь мыслью во Вселенские выси)
Побудь в моей шкуре / Under the Skin
Джонатан Глейзер
http://www.afisha.ru/movie/205610/Холодный, но завораживающий высокохудожественный экзерсис, отдающий Кубриком, про пришелицу в пухленьком теле Скарлет Йохансон, пожирающую мужчин в шотландской провинции. А на самом деле, про одиночество и потерянность, отчужденность и некоммуникабильность.
Магия лунного света / Magic in the Moonlight
Вуди Аллен
http://www.kinopoisk.ru/film/759558/Легкий и на удивление бодрый Вуди примерно с той же историей, что и «Престиж» Нолана, но только по-летнему, аристократично, чуть романтично и отдохновенно. Милота.
Класс коррекции
Иван И. Твердовский
http://www.kinopoisk.ru/film/705350/Дебютная полнометражка молодого режиссера с еще более молодыми актерами «Седьмой студии» Серебренникова. Социальная драма про узнаваемые, важные и актуальные для нас вещи, родственная Триеру, но без откровенных измывательств над зрителем.
Интерстеллар / Interstellar
Кристофер Нолан
http://www.kinopoisk.ru/film/258687/Фильм хороший, но безумно переоцененный. Собственно, как и все последние картины Нолана, которые массовый зритель толпой возносит в разнообразные топы. Он, действительно, зрелищный, интересный, неглупый. Но здесь нет ничего, чего бы мы не видели раньше - в Sunshine, в Transcendence, в Гравитации, в Древе жизни, много где еще и, конечно, в Космической Одиссее Кубрика. Сходство множества элементов - как целых пластов, так и мелких деталей - огромно.
Исчезновение Элеанор Ригби: Они / The Disappearance of Eleanor Rigby: Them
Нед Бенсон
http://www.kinopoisk.ru/film/841431/Хипстерская трагика про трудности брака с любопытнейшим замыслом (два фильма, снятые с точек зрения каждого из супругов), к сожалению, испорченная продюсерами, слившими все это в один фильм, вырезавшими дубли и убившими возможность сравнивать и видеть разницу. Все еще надеемся увидеть версии «Он» и «Она» - не в кино, но в dvd формате.
Патруль времени / Predestination
Майкл Спириг, Питер Спириг
http://www.afisha.ru/movie/216274/ "Предопределение" - замечательный в своей запутанности фильм для любителей темы путешествий во времени, демонстрирующий сразу несколько временных парадоксов. Плюс, отдельно рекомендуется интересующимся темой трансгендера.
Разочарования года:
Волк с Уолл-стрит / The Wolf of Wall Street
Мартин Скорсезе
По поводу «Волка», вызвавшего кучу восторгов, могу только повторить то, что писал про «Гэтсби», - успех у простого зрителя связан, очевидно, с тем, что история хорошо ложится на массовые (хоть на Рублевке, хоть в Иваново) социально-экономические архетипы о "пробиться наверх" (неважно как - хоть через криминал, хоть через удачный брак), и шоб все было побоГаче и покрасивШе (брульянты в брызгах шампанского, вечеринки, дорогие тачки и шмотки как в r'n'b клипе). Хлеба и зрелищ! Мораль о бессмысленности подобного существования, его иллюзорности, пустоте, тупиковости и деструктивности, не считывается, а, наоборот, подменяется абсолютно противоположным, так что многие на полном серьезе удивляются "разве ты не хотел бы жить так же?", "как это может не нравиться?". "Чутье к основным нравственным ценностям отпущено природой не всем в одинаковой мере" (это "Гэтсби", если что). Вавилон и Мамона, Содом и Гоморра, общество потребления, рабство, гедонизм и невежество радостно хлопают в ладоши.
Нимфоманка / Nymphomaniac
Ларс фон Триер
Первый фильм Триера, заставивший под конец откровенно скучать, чего уж от него никак не ожидаешь. Претенциозный раздражающий (особенно на контрасте с последними сильными работами Триера) провал. Поверхностный и нудный. От режиссера, не утруждающегося, повторяющегося и забывающегося, но настолько самоуверенного и инфантильного, что уже совсем неловко.
Подробней:
http://www.afisha.ru/personalpage/423724/review/531279/ Сквозь снег / Snowpiercer
Пон Чжун Хо
Жирная отсылка к Гиллиаму, только с отрицательным знаком, захваленная, но не вышедшая у нас в прокат корейская антиутопия, словно из начала 90-х, то скатывающаяся в карикатуру, то в подростковый пафос, радует воспоминаниями о «Бразилии» и «12 обезьянах», но в целом своей эклектикой и наивностью оставляют ощущение недоумения.
Два дня, одна ночь / Deux jours, une nuit
Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн
Моральная дилемма, описываемая здесь Дарденнами,- на уровне урока литературы старшей средней школы и в лучшем случае заслуживает посредственной производственной драмы советских времен, а скорее - журнальной заметки или коротенького рассказа. Уровень исполнения и проработки - еще ниже. Пресно, блекло, как в плоскости идей, так и на уровне эмоций. Полнейший минимализм в худшем смысле слова. Персонажи, приближенные к простым людям, ведут себя как манекены. Каждая минута пропитана вялостью, сонливостью. Энергии нет ни у героев, ни у самих Дарденнов - сценарий и режиссура схематичны, примитивны, скучны.
Подробней:
http://www.kinopoisk.ru/user/834723/comment/2154254/ Кино про Алексеева
Михаил Сегал
Может быть, мы ожидали слишком многого по отзывам и трейлеру, но в итоге оказалась слабота и блеклота. Плохой невнятный отечественный «Льюин Дэвис».
Одержимость / Whiplash
Дэмьен Шазелл
По фильму, понятия "талант" не существует в принципе, а быть музыкантом - примерно то же, что спортсменом или механиком (главное, тренировки до крови и техника). Про слово "играть" в выражении "играть музыку" не знаем или совсем забыли. Идея об эгоизме и сумасшествии фанатиков-перфекционистов, готовых идти по трупам, под конец смывается банальной концовкой и, в итоге, "Одержимость" оказывается довольно стандартной профессиональной драмой, которых было уже великое множество. Да, держит внимание, да отлично снята, замечательная игра Симмонса, но после сотен отзывов про "лучший фильм года", "потрясает", "не отпускает", "глубже Интерстеллара" - разочарование оказалось велико.
Звездная карта / Maps to the Stars
Дэвид Кроненберг
Кроненберг снял довольно прямолинейную сатиру на мерзкий поверхностный тошнотворный извращенный голливудский мир, но, сделав это в той же манере, получил малоинтересное несмотрибельное кино.
Отрочество / Boyhood
Ричард Линклейтер
Если вас восторгает "документалистский" аспект картины в виде взросления героя на протяжении 12 лет - то есть настоящие документалки (более масштабные и любопытные в силу своей реальности), сделавшие то же самое еще раньше (см. наши "Рожденные в СССР" и их более ранние зарубежные аналоги). Если тема семейно-подростковых отношений - то хватает более интересных и глубоких худ.фильмов (например, недавние "Детки в порядке"). В итоге, "Отрочество" - неплохой, но крайне переоцененный критиками фильм о взрослении.
Спасибо
З.Ы.
Киноитоги 2013Киноитоги 2012Киноитоги 2011Киноитоги 2010Киноитоги 2009