"Гаргантюа и Пантагрюэль" Богомолова

Jun 17, 2014 11:32



"Гаргантюа и Пантагрюэль" вышли очередной дискуссией с публикой и даже тестом: ничего особо ужасного Богомолов не показывает, местами даже тоскуют по детству, молодости и ушедшим временам, но сам текст Рабле 600-летней давности про какашки, гульфики, болезни, подтирание и чревоугодие оказывается для некоторых современников невыносим.

Почему я говорю о том, как важно, что Рабле был врачом. В тексте не просто очень много физиологии, это чуть ли не главная его составляющая,- но еще эта раблезианская физиология, она довольно любопытного, с сегодняшней точки зрения, устройства. Это физиология тела, которое тебя сопровождает по жизни. Человеческое тело, его составляющие, его проявления и его отходы являются спутниками твоей жизни, для Рабле это нормально. Но в наше-то время тело не является нашим постоянным спутником. Тело и его физиологические проявления - это то, чего мы стыдимся, опасаемся, то, что мы скрываем, о чем не хотим задумываться. Современное сознание от тела отделено. И жизнь от тела тоже отделена. Сегодня человек и тело - две разные вещи, человек кончается там, где начинается тело, дух заканчивается, начинается животность, природа. Соответственно, выясняется, что в нашем сегодняшнем пространстве телу отводится больница, время рождения - пока человек еще не обрел чувство стыда и не требует его от других, время смерти и болезни. При смерти и в болезни современный человек начинает видеть свои какашки, свою мочу, осознавать, какого она цвета. Думать об этом. Знать, как он пахнет, бурчит у него в животе или не бурчит, пердит или не пердит.
http://www.kommersant.ru/doc/2459007

Действительно, телесность невероятно репрессирована: тема настолько «непристойна», «оскорбительна», «неприлична», «вызывающа», что и в 21 веке многие не могут публично не только говорить об этом, но даже позволить проникать этому в уши, анонимно, сидя в темном зале.

А еще спектакль напоминает Гринуэя - те же интеллектуализм и насмешничество, гротеск и диссекция человека, перечисление и классификаторство, высокопарное и низменное в одном флаконе. При этом заканчивается все на вполне духоподъемной волне (хотя до этого 2,5 часа во всех ракурсах видишь человека как пожирателя мира во всех его проявлениях и производителя разнообразных отходов).

Возвращаясь к реакции публики и критиков, стоит процитировать Рабле (этот кусок есть и в спектакле, явно неспроста, но не всеми считывается): «Некогда один ученый и доблестный иудейский вождь, ведя по пустыне свой народ, изнывавший от голода, вызвал с небес манну, и воображение голодных людей придало ей такой же точно вкус, какой прежде имела для них мясная пища. Вот и вы теперь, попробовав чудесного этого напитка, найдете в нем вкус того вина, которое вы себе вообразите. Итак, напрягите воображение и пейте».

Критика:
http://www.kommersant.ru/doc/2470954
http://www.vashdosug.ru/msk/theatre/performance/543717/tab-reviews/review73703/
http://www.rg.ru/2014/05/15/rable-poln.html
http://www.smotr.ru/2013/2013_nation_gp.htm

on theatre

Previous post Next post
Up