Zen Quotes (R.H. Blyth): Part 1

May 15, 2012 22:46

Буду время от времени собирать вместе те любимые чаньские мондо с комментариями Блайса, что периодически пощу в соцсетях)



Дзёсю состязался в словах с Сями Бун-оном. Цель соревнования была не в том, чтобы выиграть, а в том, чтобы проиграть. Выигравший (= проигравший) должен был принести фруктов.
- Я осёл, - сказал Дзёсю.
- Я задница осла, - сказал Бун-он.
- Я ослиное дерьмо, - сказал Дзёсю.
- Я черви в ослином дерьме, - сказал Бун-он.
- Что ты там делаешь?
- Я провожу там лето.
- Иди за фруктами! - сказал Дзёсю.

Эта история великолепна. Ее дзэнский смысл в том, что мастера соревнуются играючи. Мы должны быть серьезны, когда играем, и играть, когда речь идет о жизни и смерти.



***

- Кто на свете понимает буддизм? - спросил монах у Уммона.
- Столб во дворе храма! - ответил Уммон, а затем выкрикнул "Катц!" и добавил: - Ты дохлая жаба!

Сравнение с лягушкой не в пользу монаха. Лягушка имеет полное право обижаться на Уммона.

***

- О чем говорили древние? - спросил монах у Дзёсю.
- Слушай внимательно!

Когда вы подлинно слушаете, не важно, что вы слышите. Торо говорит: "Визг насоса звучит так же необходимо, как и музыка сфер".

***

Нансэн путешествовал с Кису. Перед расставанием они решили выпить чая.
- Все это время мы с тобой, брат, обсуждали многое, и я знаю, что ты думаешь. Но скажи, если в будущем кто-нибудь спросит меня, каково было твое мнение о том, что важнее всего в мире, что мне ответить? - спросил Нансэн.
- Здесь можно построить хорошую хижину, - ответил Кису.
- Забудь о хижине и скажи, что ты думаешь о самом важном в мире?
Кису залпом допил чай и встал.
- Подожди, брат! Ты уже выпил чай, а я свой еще не начинал! - взмолился Нансэн.
- Если ты будешь так много болтать, то не выпьешь ни капли.
Нансэн молча ушел.

***

Монах пришел проститься с Дзёсю, и тот спросил у него:
- Куда ты идешь?
- Я путешествую, изучая буддизм.
Дзёсю поднял хоссы и сказал:
- Не задерживайся там, где есть Будда! Не задерживайся там, где нет Будды! Не совершай ошибки, никогда не говори с людьми о буддизме, где бы ты ни был!
- В таком случае я останусь здесь.
- До свидания!

Привычка искать буддизм, дзэн, истину, реальность и Бога за пределами того, что нас окружает здесь и сейчас, укоренилась глубоко. Иногда нам начинает казаться, что Бог пребывает на небесах, реальность - это большой кусок чего-то твердого, а истину нужно искать в туфлях, которые подкованы железом. Но как сказал Стивенсон о пробном камне истины: "А что, если он все время был у нас в кармане?"

***

Когда Рютан задул свечу, Токусан достиг просветления и на следующий день разжег костер из своих сутр.

Нам не известно ни одного случая христианского обращения, которое закончилось бы сожжением Библии. Христиане жгут только священные писания других народов.

***

Дзёсю спросил у новоприбывшего монаха:
- Ты пришел недавно?
- Да, - ответил монах.
- Выпей чашечку чая.
Затем Дзёсю обратился к другому монаху:
- Ты тоже пришел недавно?
- Нет, - ответил монах.
- Выпей чашечку чая.
- Почему вы одинаково предлагаете чай тому, кто пришел в монастырь недавно, и тому, кто живет здесь давно? - спросил у Дзёсю главный монах Индзю.
- Индзю!
- Да? - откликнулся главный монах.
- Выпей чашечку чая!

В этой истории дзэн, юмор и доброта переплетены нераздельно. Она напоминает библейскую притчу о работниках в винограднике - Мф. 20, 1-16

***

- Что есть Будда? - спросил монах у Уммона.
- Засохшая палочка для подтирания.

В Китае в качестве туалетной бумаги использовались куски дерева. Когда оставленные в отхожем месте новые палочки заканчивались, люди подбирали использованные, засохшие, и пользовались ими, подвергаясь при этом риску подхватить инфекцию. Так в результате естественного отбора китайцы стали народом, который меньше других подвержен инфекционным заболеваниям.
Было бы более научно, хотя и менее поэтично, если бы Уммон сказал, что Будда, просветленный человек, - это то, чем испачкана палочка для подтирания. Но намерения Уммона идут немного дальше. Он желает развеять ауру благоговения, которой окружают святость, но не желает говорить ничего пантеистического и пангуманистического. Он стремится сделать так, чтобы спрашивающий довольствовался своим вопросом. Таково искусство жизни в этом мире.
Неуважение к признанным авторитетам составляет суть дзэн и делает его уникальным. "Кто создал Бога?" - этот вопрос может показаться неуместным в христианстве, но только не в дзэн.

***

- Учитель, прошу вас, быстро освободите меня от неведения и иллюзий! - попросил Уммона монах.
- Почем рис в провинции Дзесю?

Монах хочет, чтобы его освободили от тела из плоти и крови и переселили в духовный мир. Уммон хочет окунуть монаха еще глубже в заботы о заработках и покупке риса. Глубина - это все.

***

- Что выходит за пределы будд и патриархов? - спросил монах у Уммона.
- Булочки!

Будды и патриархи существуют лишь в нашем уме, равно как и полицейские, генералы и премьер-министры, но булочки реальны, булочки подлинны, они наделены простотой и совершенством бытия, которого не дано достичь никому. Кроме того, булочки обладают качеством, которого нет ни у будд, ни у божеств, ни у мудрецов (кроме очень редких случаев), - булочки смешны!

quotes, zen

Previous post Next post
Up