Трёхдневный международный джаз-фестиваль, названный так в честь известной джазовой мелодии известного пермского (и первого в советском союзе) джазмена Генриха Терпиловского. Примерно так глаголили многие местные средства массовой информации в эти последние дни осени. Что ж, молодцы, что глаголили, а так бы мог и не обратить внимания. А наши власти (включая всякий там лукойл) - ещё больше будут молодцы, если действительно сдержат обещания и сделают этот фестивал ежегодным. Давно пора. А то, что фестиваль проходил в Органном зале, не очень приспособленном для громкой музыки - это уже мелочи.
И я, конечно, пошёл. Грех было не пойти с учётом того, что билет стоил всего 100 рублей за день. Впрочем, вопреки всему, в конце фестиваля я не раз пожалел, что были такие дешёвые билеты. В процессе повествования будет понятно, почему. Посетил я два из трёх дней, первый и последний. Теперь я мысленно бью себя по глупой башке за то, что не пошёл в силу незначительных обстоятельств в день второй. А там, говорят, было на что посмотреть.
Список участников, их фотки и другую краткую информацию можно глянуть где-то
здесь.
Итак, день первый. Открытие. Я подготовился, взял с собой распечатку расписания всех мероприятий (а их, как оказалось, было много и помимо самого концерта, хотя мне хватило последнего) и отправился. Как оказалось, брать с собой распечатку было лишним, ибо там уже лежали вполне цивилизованные программки. Вместе со мной решили сходить и родители, ради праздного интереса посмотреть, что же за таинственную музыку слушает их сын или, по крайней мере, к какой музыке он не равнодушен. Их неподготовленным ушам в этот день повезло. Программа состояла из довольно традиционного, щадящего джаза. Началось всё с того, что на сцену вышел конферансье, известный питерский джазовый музыкант Владимир Фейертаг (судя по программке, он действительно известный, и судя по ней же, ему уже 75 лет, хотя выглядит он моложе). Поздоровался, начал объяснять, кто такой Генрих Терпиловский, каков его вклад в пермский джаз и прочие пафосные вещи. Затем было много слов от других людей о нём же. В общем, я подумал, эта тягомотина затянется на всё первое отделение. И только я так подумал, как был объявлен выход первого коллектива, квартета "Chertkov band", приехавшего из Москвы. Собственно, сам Иван Чертков родом из Перми. В их исполнении было несколько джазовых стандартов, названия и авторов которых я специально не запоминал, ибо всё равно забуду. Довольно неплохо, насколько неплохим может быть исполнение стандартов. Очень понравилась экспрессивная игра пианиста. Саксофон Черткова больше понравился родителям, чем мне (особенно, когда он вышел солировать), но и я остался в целом доволен его проникновенной игрой. Сказали, что идеал для Черткова - это Колтрейн. Ну и не всё коту масленница, и поэтому ближе к концу своей программы музыканты на время оставили тихий джаз и принялись играть нечто более драйвовое, нечто более похожее на фьюжн, со свободной и интересной игрой ударника, опять же взяв за основу что-то классическое джазовое.
Антракт. В начале второго отделения был в спешке зачитан список спонсоров мероприятия, бурные и продолжительные апплодисменты в их честь, и приглашение на сцену следующего коллектива, музыкантов из Перми, квинтета Владимира Венцлавовича. Опять традиционный джаз, только здесь уже большее внимание уделялось импровизациям каждого инструмента, ударных и бас-гитары в том числе, что не может не радовать. ;) Опять же очень интересные сбивки барабанщика, драйвовая игра бас-гитариста. Сам Венцлавович на фортепиано, как ни странно, понравился гораздо меньше. Он запомнился только во время заключительного джема. Соло тенор-саксофониста Егора Дёмина тоже было классное, хотя и говорят, что оно было передрано нота в ноту с одной известной мелодии. Была также парочка композиций с проникновенным, но не идеальным (в плане произношения) женским вокалом.
Следующим и последним на этот день номером было выступление венгерской группы Six For You. Группа из шести человек, как несложно догадаться. И с первых же нот на зрителей полились жаркие, практически латиноамериканские ритмы. Вокалист неплохо пел по-английски, с шёпота вдруг срываясь в сопрано, а затем беззастенчиво переходя на скэт. Мне понравилось. Барабанщик вёл себя очень раскованно, гитарист временами издавал интересные минималистичные звуки. В общем и целом, группа мне показалась более свободной и раскрепощённой, нежели наши соотечественники, хотя исполнялись всё те же стандарты в собственной обработке. Интересна в числе прочих и их версия знаменитой Summertime, опять же содержащая неожиданные вставки забавного скэта и разные латиноамериканские перкуссионные прибамбасы. По-моему, это был лучший коллектив всего фестивального дня. К концу дня они здорово завели зал.
День третий. От этого дня я уже заочно ждал нечто большего, нежели чем от первого. Пришёл, заняв в третьем ряду место. Увидел на сцене помимо рояля две клавишных установки, и охватило меня предвкушение чего-то очень интересного, которое предстояло услышать в ближайшие 3,5 часа.
Первым номером объявлен Валерий Протасевич, известный у нас музыкант-мультиинструменталист, основатель джаз-салона "Хрустальный Лев", если кому-то это о чём-то скажет. Играет он один, программируя на синтезаторе весь оркестр, играя на нём же, а так же на различных трубах. Так было и в этот раз. Пьесу собственного сочинения с позаимствованным названием "Джаз-лихорадка", он начал с молотобойной игры по виртуальным барабанам, стуча при этом по клавишам синтезатора, да так стуча, что, наверное, сам Билл Бруфорд заинтересовался бы этой игрой. Стучал он по клавишам-барабанам мощно, экспрессивно, смешивая "живые" барабанные звуки с засемплированными в бесконечный цикл так, что душа несколько раз тревожно ворочалась внутри. Через некоторое время он вдруг кинулся прочь от синтезатора к трубе, заиграла запрограммированная спокойная джазовая мелодия, а сам Протасевич начал извлекать из трубы (или это был так называемый флюгельхорн?) чарующую мелодию, следуя причудливо изменяющимся аккордам по всем законам мягкого электронного фьюжна, каковым в середине 80-х "страдал" Алексей Козлов. После трубы он перекидывался обратно к синтезатору, чтобы уже заиграть следующую мелодическую линию. И так далее. В таком же ключе исполнялись и остальные его композиции. Не знаю, может кому и не по душе пришлась такая игра "под минусовку", но у меня не возникло ни капли ощущения наличия какого бы то ни было "минуса". И Протасевич в любом случае молодец, что со всем, от сочинительства до исполнения, справляется в одиночку. Этакий Алексей Козлов пермского пошиба. ;)
Следующий коллектив - Kalkuel & Leidenschaft из трёх стран: Швейцарии, Австрии и Германии. Четыре человека, четыре инструмента: виолончель, кларнет, альт-кларнет и дабл-бас (такой контрабас). Вот такой музыки, наверное, никто не ожидал. Кого-то она порадовала, кого-то же неприятно огорчила, для кого-то просто осталась непонятой. Но то, что она не имела никакого отношения ни к джазу, ни к лихорадке (как кто-то выразился на местном форуме) - это факт. Как только объявили артистов, и те настроились, играть они всё же начали не сразу. Некоторое время они просто сидели молча, уткнувшись в свои инструменты. Наверное, при должном воображении можно сказать, что уже с этого момента они играли музыку. Не берусь судить. Наконец, откуда-то из недр духовых инструментов, как бы нехотя и издалека, стали продираться звуки. К ним, также нехотя, присоединилась и виолончель. Музыкант на дабл-басе стучал по струнам своего инструмента смычком в разных местах. Все звуки сформировали какое-то неровное дисонансное созвучие, от которого лично у меня участилось сердцебиение, неприятный холодок пробежал по спине. Они тянули одну ноту, каждый - свою, наверное, минут пять. Неискушённая публика, ждущая, видимо, лёгкого и беззаботного джазика, начала скучать. От особо невьезжающих послышались глупые смешки, а то и вовсе беззастенчивый смех, так неуместный при такой зябкой и зыбкой музыке. Многие покидали зал. Я молча сидел, вжавшись, насколько возможно в спинку кресла, впитывая будоражущую сознание музыкальную палитру, не обращая внимания на показушное недопонимание зала. Медленно, предельно медленно развивалась музыкальная картина, конструируя всё новые формы диссонанса. А зал уже в открытую недоумевал, смеялся и даже гоготал (как это принято у части населения нашего города, не шибко обременённого интеллектом или хотя бы элементарным этикетом). Наконец, не дав музыкантам толком доиграть первое произведение, какая-то нетерпеливая сволочь бурно заапплодировала, к чему, естественно, подключилась остальная часть скучающих. Музыканты остановились, удивлённо посмотрели друг на друга, а затем на апплодирующий зал, перебросились парой-тройкой слов, улыбнулись друг другу (как хорошо, что они к этому безобразию относятся с юмором!) и принялись выписывать следующее музыкальное полотно, более изменчивое, но ничуть не менее диссонансное, устрашающее. Такое звукосплетение наводило на аналогии с самими Art Zoyd и Univers Zero. Именно так мне тогда показалось. И, главное, всё это было в живую! Конечно, если б не дружное улюлюканье публики, эффект был бы сильнее. Ну что ж, значит не судьба. Тут опять очередной шутник, почуяв эффект, начал громко бить в ладоши, и к нему снова подключились, но музыканты теперь не умолкали. Они довели своё дело до конца. Или не до конца. Может быть, у них что-то ещё было в запасе, но нашей "культурной" столице такой музыки не надо. Ну, нет так нет. В общем, они закончили, посыпался шквал оваций скорее за то, что они закончили, а не за их музыку. Трудно сказать, что я испытывал во время их игры. То был страх, ужас, оцепенение, но какие-то приятные, чтоли. Какие могут быть при прослушивании "1313" Univers Zero. Однако здесь совсем не было ударных. Всё это походило на какой-то дьявольский эмбиент. Музыканты ушли со сцены, и всех отпустили на антракт, пообещав, что следующее отделение будет более экспрессивным.
Гуляя в антракте, я подумал, что нельзя на такие разношёрстные по музыкальному материалу фестивали пускать всех подряд. Я бы лично согласился даже на то, чтобы цена билета была дороже раза в три. Я бы всё равно пошёл, но по крайней мере случайно зашедшего "истэблишмента", пришедшего отдохнуть, потусоваться, было бы хоть чуточку поменьше. Как-никак 300 рублей, лучше на какой-нибудь Хор Турецкого сходить или, там, на Бутмана. У них и Статус выше. Хотя против Бутмана я ничего не имею. Понятно также, почему такая сложная музыка как у этого квартета у нас пользоваться успехом в массовом порядке не будет никогда. Потому что у нас народ - быдло. Быдло, ведущееся на стандарты и известных музыкантов, имеющих в их понятиях определённый статус. Впрочем, я отвлёкся.
Второе отделение открылось целым оркестром, которым дирижировал заслуженный артист, преподаватель Пермского музучилища, Евгений Манцирин. Орекстр состоял из большого числа музыкантов, преподавателей и студентов эстрадно-джазового отделения того же училища. Дирижёр только пару раз взмахивал руками, а дальше оркестр играл уже самостоятельно то тихий джаз, то бравурный джаз-рок, то вообще чуть ли не боссанову. Очень могуче звучала духовая секция (7 человек), в которой иногда солировал всё тот же Егор Дёмин. Играли очень технично, без видимых огрехов. Чувствовалось влияние дирижёра, хотя он почти ничего не делал, только изредка давал "команды" взмахами рук. Несколько раз выходили вокалистки всё того же училища, иногда им помогала солировать мягкая электрогитара. Фортепиано, ритм-секция - тут всё тоже было безупречно. В общем, безупречно сыгранная музыка всё-таки заставляла хоть немного её полюбить. Хотя, сказать по правде, я не любитель биг-бэндов и больших оркестров. Но здесь, когда всё происходит вблизи, как-то по-другому всё ощущаешь.
Следующий и последний коллектив последнего дня и всего фестиваля - трио Ханса Клауса. Услышав, что трио снова из Германии, публика мать её так недовольно загудела. Но конферансье поспешил её успокоить, сказав что эта группа даже слишком экспрессивна и что скучать нам не придётся. Вышло трио во главе с барабанщиком Хансом Клаусом. Пока настраивались, ведущий рассказывал об этой группе, видимо заблаговременно получив информацию о ней с их сайта, а то и вовсе зачитывая аннотации из программки. Настраивались долго и, наконец, настроились. Трио - это скрипка, контрабас и ударные. После некоторого заигрывания скрипача с залом и получения от зала одобрительных апплодисментов, они наконец заиграли. Играли что-то колючее и фри-джазовое, по-всякому обрабатывая, пропуская через мясорубку и снова собирая в кучу казалось бы простые мелодии. Зал на этот раз был восторжен. Барабанщик дробил и кромсал ритм, вообще не руководствуясь какими-то ритмическими рисунками. Едва зал начинал прихлопывать, Ханс Клаус тут же бросался в атаку на тарелку, лупя по ней палкой, и тут же выпускал целую канонаду по всем барабанам подряд, отчего бедная установка тряслась как угорелая. При этом параноидальная скрипка тут же замолкала (или даже затыкалась), а контрабас как ни в чём ни бывало вёл свою, абсолютно отвлечённую партию. Совершенно потрясающее зрелище, как для ушей, так и для глаз. Единственная аналогия, которая приршла мне на ум - французское трио Volapuk. Такая же колкая, неожиданная и живая музыка. Не обошлось и без баллад. Одну из них музыканты позаимствовали у Портера и опять же по-своему переиначили. В общем, выступление удалось на все 200%. Всячески рекомендую к прослушиванию.
Закончилась основная программа, и подошло время джем-сешна. Джем начался без перерыва. Пока музыканты собирались, настраивались, на большом экране рядом показывались основные моменты всех трёх дней, с комментариями ведущего. Начал джем оркестр Манцирина, взяв за основу "что-то там из Колтрейна". Он же и оставался основным аккомпаниатором всего джема. Солировать выходили мультиинструменталист Протасевич на своей трубе, скрипач из трио Клауса на скрипке, клавишники и пианисты из многих коллективов, играя то на пиано, то на клавишах (вот тут-то второй синтезатор и пригодился), сам Ханс Клаус на барабанах, кто-то из духовой секции оркестра... В общем, джем продолжался всего минут пятнадцать, но драйва было море. И та самая атмосфера, атмосфера импровизации присутствовала. В конце концов, когда желающих джемовать больше не осталось, дирижёр дал команду духовикам сыграть заключительные аккорды, и те поставили точку в джеме.
Фестиваль закончился. Практически всем доволен, невзирая на некультурный наш народ. Лично я получил удовольствие в равной степени как от интровертов из Центральной Европы, так и от суперраскрепощённого трио из той же самой Европы. Иностранцы понравились сильнее наших, и это немного печалит. Но ничего, переживём.
Эх, а вот во второй день, говорят, был недурной гитарный фьюжн...
Ну а теперь просьба к немногочисленным пермским френдам, кто был на втором дне фестиваля. Поделитесь, чтоли, впечатлениями, а?.. Комменты открыты.