Кстати, про школы. Да, утопично в нынешних условиях, понимаю.
Массовая (пост-)советская государственная школа с классно-урочной системой, на мой взгляд, должна быть разрушена.
Смысл гос. финансирования может быть только в выравнивании (то есть постулируем, что по некоему общественному договору человек без детей и многодетный несут равную, или пропорциональную доходу - это уже частности - долю от расходов общества на школу). То есть берем сумму расходов на школу, делим на число налогоплательщиков (в случае пропорциональности доходу чуть сложнее, но не сильно) и получаем взнос каждого налогоплательщика.
Далее, делим сумму расходов на школу и делим на количество граждан школьного возраста.
Полученная сумма на каждого школьника должна быть доступна родителям. Далее они сами решат, как именно будет учиться школьник, готовы ли они доплачивать (или, наоборот, захотят сэкономить).
Школы в этой модели все частные, конечно. И, разумеется, никакого лицензирования. От государства остается только небольшой аттестующий орган (по итогам этапа обучения ученик проходит аттестацию) плюс какой-то механизм, формирующий критерии аттестации (то есть набор знаний, необходимых для каждого этапа). Для родителей, дети которых не сдали минимальную аттестацию, могут быть введены жесткие санкции (описывать свои предложения не буду, дабы не нагнетать :-)
При современном уровне развития технологий связи, почти из любой глухой деревни (точно так же, как и в мегаполисе) ученик сможет получать уроки у выбранного учителя, то есть интересы жителей сельской местности тоже не ущемляются.
Где-то группы родителей могут объединяться и нанимать тех или иных учителей, очных или удаленных, плюс организовывать прочую учебную и внеучебную деятельность, аналог продленки и все такое. Сами решать, по каким программам/учебникам будут учиться дети.
Разумеется, вышесказанное относится очень ограниченно к детям больным/инвалидам.
Самое трудное тут - это договориться о критериях аттестации, конечно. Хотя, надеюсь, по поводу минимального уровня договориться возможно, а вот по поводу продвинутых - сложнее.
Запись сделана с помощью
m.livejournal.com.